Благословения Дхума!
Люди делятся на две условные категории, те кто ищет истинность в профанной реальности, с доминантой на внешние атрибуты, и те, кто возвращается к изначальному, естественному, природному. Для простых людей разработаны разные методы улучшения взаимодействия с внешней сферой, чтобы она могла далее возвращать к ориентирам духовно более зрелым. Есть масса методов гаданий, диагностик, даже почитание некоторых сущностей других измерений, Свапнешвари, Карнапишачини и др., с целью получить от них дары в виде считывания точной информации о тех или иных явлениях. Это все для многих, безусловно, увлекательно. Однако всегда была и такая категория, у которой сфера вопросов в основном была связана с природой Бога, природой души человека, сознания, как они связаны, так же как они связаны с тварным миром. Для этой категории людей, мыслителей, практиков были открыты разные воззренческие, философские доктрины с целью разрешения фундаментальных вопросов. Вот эта вторая категория была ближе к тому, кого принято называть йогинами, в самом традиционном смысле. Вопросы Богореализации для таких наиболее глубинные и определяющие все остальное, хотя, тем, кто не относятся к данной категории, сложно в это поверить. Сложно понять, почему это так, потому что мирской и эфемерный мир пока еще кажется подающим массу "прекрасных надежд". Патанджали в одной из своих сутр дал определение "авидье" (неведению, незнанию):
अनित्याशुचिदुःखानात्मसु नित्यशुचिसुखात्मख्यातिरविद्या॥५॥
anityāśuciduḥkhānātmasu nityaśucisukhātmakhyātiravidyā5
Неведением является видение вечного в невечном, чистого в нечистом, счастья - в том, что есть страдание, Высшего Себя (Атман) - в том, что не есть высшее Я.
Возможно в этом определении нет чрезмерной напыщенности, излишнего "духовного эстетизма" и т.п., что многие очень любят. Однако я думаю, это важная практика совершенствования своей сущностной чистоты, связанной с устремлениями, так как от чистоты зависит трезвость в отношении ко многому в этом мире. Тогда, возможно, и самые разные внешние "психофизические технологии", весь данный инструментарий будет более умело использован. В противном же случае, сколько бы не было "эксклюзивных" методик в поиске истинности в этом мире, все они могут оказаться бесполезными просто потому, что именно мир форм, сам по себе, склонен ввергать живых существ в заблуждения. Лучший путь - это расширение и пробуждение сознания с включением своих врожденных духовных совершенств.