Основная дискуссия > Йога в различных традициях

Необычный вариант Махамритьюнджая мантры

(1/3) > >>

satori:
Что означает такой вариант Махамритьюнджая мантры - You tube/Ghanapati/Mahamrityunjaya mantra/Correct Pronunciation | Lyrics | Sri K. Suresh/13min 26sec?

Yogi Matsyendranatha:

--- Цитата: satori от Январь 28, 2023, 11:59:24 ---Что означает такой вариант Махамритьюнджая мантры - You tube/Ghanapati/Mahamrityunjaya mantra/Correct Pronunciation | Lyrics | Sri K. Suresh/13min 26sec?

--- Конец цитаты ---

Не всегда есть время смотреть, но все же, посмотрел. Вот эти мантры:

ये ते॑ स॒हस्र॑म॒युतं॒ पाशा॒ मृत्यो॒ मर्त्या॑य॒ हन्त॑वे । तान् य॒ज्ञस्य॑ मा॒यया॒ सर्वा॒नव॑ यजामहे ॥

ye te sahasramayutaṃ pāśā mṛtyo martyāya hantave ।
tān yajñasya māyayā sarvānavayajāmahe ॥

О смерть, которая убивает смертных тысячью (множеством) оков, я поклоняюсь ему, с этой "тонкой" ягьей, для отвода их всех.

मृ॒त्यवे॒ स्वाहा॑ मृ॒त्यवे॒ स्वाहा॓ ।

mṛtyave svāhā mṛtyave svāhā ।

Сваха Шиве в форме смерти.

Я не согласен с автором этого видео, где он говорит: "The complete Mahamrityunjay mantra consists of 3 parts", например, есть еще в Шукла Яджурведе другая. Причем, хочу заметить, что автор основную мантру из Ригведы и Кришна Яджурведы рецитирует с их сварами. Вот эту, что я тут поместил, и что он там в видео поместил, он их произносит по правилам Шукла Яджурведы (Ваджасанея Самхиты). Если уж он так компилирует разные шлоки из разных самхит, где в каждой свои правила, то он должен знать и о существовании еще одной Мритьюнджая мантры из Белой Яджурведы. Если эти мантры из Вед просто шлоки, которые взяты и применяемы в качестве мантр, где можно любую шлоку использовать как мантру, то как он определяет, что 'complete' и что 'incomplete'? Конечно, по смыслу подходит под Мритьюнджаю (мантра, побеждающая смерть), но весь гимн там – довольно большой текст и наверняка можно еще что-то найти, что по содержанию подойдет под "победу над смертью". Другая ремарка, которую я бы сделал: первая и общеизвестная мантра, которую он разместил, все же, успела стать целой системой по применению, там к ней и винийога, разного рода ньясы, дхьяны, еще описано много всяких способов применения. А где все это есть в отношении тех шлок, что он упомянул? Допустим, если это есть в какой-то малоизвестной или вовсе не известной линии (в Индии полно всякого рода своих практик, передаваемых по семейным линиям), тогда другой вопрос: "Зачем это выкладывается в интернет?" Или, если уже выложил, то пусть рассказывает об этом более внятно, чтобы была общая картина в сознании тех, кто может заинтересоваться.

Я бы, все же, посоветовал использовать те мантры и садханы, по которым есть развернутая информация о принципах их применения, в связи с тем, что их использовали уже давно и немалое количество садхаков.   

satori:
Благодарю за ответ

Маркандеянатх:
Адеш, Гуруджи!
Некоторое время назад я наткнулся на мантру, посвящённую гневной форме Бхайравы, которая шла в завершении стотры Шивы-Мритьюнджаи из Маркандея-пураны.

Здесь - сама стотра: https://sanskritdocuments.org/doc_shiva/mahaamrtyu.html, а вот - текст мантры:

--- Цитировать ---| शताङ्गायुर्मन्त्रः |
ॐ ह्रीं श्रीं ह्रीं ह्रैं ह्रः
हन हन दह दह पच पच गृहाण गृहाण
मारय मारय मर्दय मर्दय महामहाभैरव भैरवरूपेण
धुनय धुनय कम्पय कम्पय विघ्नय विघ्नय विश्वेश्वर
क्षोभय क्षोभय कटुकटु मोहय मोहय हुं फट्
स्वाहा इति मन्त्रमात्रेण समाभीष्टो भवति ||
--- Конец цитаты ---

В выдаче гугла эта мантра довольно часто упоминается в связке с указанной стотрой, и от этого возникают вопросы:
Мритьюнджая кажется мне довольно мягким проявлением Шивы, точно не угра - почему тогда такое сочетание имеет место? И связано ли как-то почитание Мритьюнджаи с яростными формами Шивы?

Yogi Matsyendranatha:
Адеш, Маркандеянатх джи!

Там очень красивый текст стотры, могу лишь добавить несколько пояснений. Та мантра, что вы указали, она в пхала-шрути, обычно такие концовки стотр, кавач, сахасранам и т.п. описывают прайоги (методы применения) данной стотры. Иногда там бывают какие-то отдельные, дополнительные практики, тут это выглядит так, что данная мантра – отдельная, дополнительная практика. В винийоге также декларируется цель этой практики, устранение всего вредоносного, смертельного, а также дарование процветания.

На мой взгляд, Мритьюнджая собой символизирует и жизнь, и смерть, и процветание одновременно. Если посмотреть смысл основной его ведической мантры, то там сказано, что как плод естественным образом отпадает от стебелька, так и душа освобождается от мира смерти. Обычно душа оставляет тело при физической смерти вследствие "зрелости", но вот какой и как это понимать, это интересная тема. Очевидно, физический процесс тут метафоричен, тут имеется ввиду зрелость духовная и связанная с ней мудрость. Что и есть условия свободы от инертных (бессознательных) попаданий в те или иные условия жизни, перерождений и т.п. Т.е. это, взращенное в результате садханы знание, и есть причина освобождения от смерти (спячки) души. Поэтому там смерть для неведения и рождение в знании, с сущностным и полноценным просветлением. Мритьюнджая там описан как Нилакантха, т.е. тот, кто испил яды сансары, отсюда и знание мира, которое исчерпано. Кроме этого, о нем говорится как о Пашупати, тот кто знает о реалии пут, т.е. если не знать реальность связанности, то нет и знания о свободе от них тоже. Если не знаешь о смерти, которая рушит все цветение, то ты не знаешь и природу цветения. Поэтому Мритьюнджая – образ и того, и другого. Только зная яд сансары, как Нилакантха, ты знаешь и нектар нирваны, поэтому Мритьюнджая – он же и Амритешвара.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии