Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Необычный вариант Махамритьюнджая мантры  (Прочитано 3928 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

satori

  • *
  • Сообщений: 48

Что означает такой вариант Махамритьюнджая мантры - You tube/Ghanapati/Mahamrityunjaya mantra/Correct Pronunciation | Lyrics | Sri K. Suresh/13min 26sec?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Что означает такой вариант Махамритьюнджая мантры - You tube/Ghanapati/Mahamrityunjaya mantra/Correct Pronunciation | Lyrics | Sri K. Suresh/13min 26sec?

Не всегда есть время смотреть, но все же, посмотрел. Вот эти мантры:

ये ते॑ स॒हस्र॑म॒युतं॒ पाशा॒ मृत्यो॒ मर्त्या॑य॒ हन्त॑वे । तान् य॒ज्ञस्य॑ मा॒यया॒ सर्वा॒नव॑ यजामहे ॥

ye te sahasramayutaṃ pāśā mṛtyo martyāya hantave ।
tān yajñasya māyayā sarvānavayajāmahe ॥

О смерть, которая убивает смертных тысячью (множеством) оков, я поклоняюсь ему, с этой "тонкой" ягьей, для отвода их всех.

मृ॒त्यवे॒ स्वाहा॑ मृ॒त्यवे॒ स्वाहा॓ ।

mṛtyave svāhā mṛtyave svāhā ।

Сваха Шиве в форме смерти.

Я не согласен с автором этого видео, где он говорит: "The complete Mahamrityunjay mantra consists of 3 parts", например, есть еще в Шукла Яджурведе другая. Причем, хочу заметить, что автор основную мантру из Ригведы и Кришна Яджурведы рецитирует с их сварами. Вот эту, что я тут поместил, и что он там в видео поместил, он их произносит по правилам Шукла Яджурведы (Ваджасанея Самхиты). Если уж он так компилирует разные шлоки из разных самхит, где в каждой свои правила, то он должен знать и о существовании еще одной Мритьюнджая мантры из Белой Яджурведы. Если эти мантры из Вед просто шлоки, которые взяты и применяемы в качестве мантр, где можно любую шлоку использовать как мантру, то как он определяет, что 'complete' и что 'incomplete'? Конечно, по смыслу подходит под Мритьюнджаю (мантра, побеждающая смерть), но весь гимн там – довольно большой текст и наверняка можно еще что-то найти, что по содержанию подойдет под "победу над смертью". Другая ремарка, которую я бы сделал: первая и общеизвестная мантра, которую он разместил, все же, успела стать целой системой по применению, там к ней и винийога, разного рода ньясы, дхьяны, еще описано много всяких способов применения. А где все это есть в отношении тех шлок, что он упомянул? Допустим, если это есть в какой-то малоизвестной или вовсе не известной линии (в Индии полно всякого рода своих практик, передаваемых по семейным линиям), тогда другой вопрос: "Зачем это выкладывается в интернет?" Или, если уже выложил, то пусть рассказывает об этом более внятно, чтобы была общая картина в сознании тех, кто может заинтересоваться.

Я бы, все же, посоветовал использовать те мантры и садханы, по которым есть развернутая информация о принципах их применения, в связи с тем, что их использовали уже давно и немалое количество садхаков.   
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

satori

  • *
  • Сообщений: 48

Благодарю за ответ
Записан

Маркандеянатх

  • *
  • Сообщений: 18

Адеш, Гуруджи!
Некоторое время назад я наткнулся на мантру, посвящённую гневной форме Бхайравы, которая шла в завершении стотры Шивы-Мритьюнджаи из Маркандея-пураны.

Здесь - сама стотра: https://sanskritdocuments.org/doc_shiva/mahaamrtyu.html, а вот - текст мантры:
Цитировать
| शताङ्गायुर्मन्त्रः |
ॐ ह्रीं श्रीं ह्रीं ह्रैं ह्रः
हन हन दह दह पच पच गृहाण गृहाण
मारय मारय मर्दय मर्दय महामहाभैरव भैरवरूपेण
धुनय धुनय कम्पय कम्पय विघ्नय विघ्नय विश्वेश्वर
क्षोभय क्षोभय कटुकटु मोहय मोहय हुं फट्
स्वाहा इति मन्त्रमात्रेण समाभीष्टो भवति ||

В выдаче гугла эта мантра довольно часто упоминается в связке с указанной стотрой, и от этого возникают вопросы:
Мритьюнджая кажется мне довольно мягким проявлением Шивы, точно не угра - почему тогда такое сочетание имеет место? И связано ли как-то почитание Мритьюнджаи с яростными формами Шивы?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Адеш, Маркандеянатх джи!

Там очень красивый текст стотры, могу лишь добавить несколько пояснений. Та мантра, что вы указали, она в пхала-шрути, обычно такие концовки стотр, кавач, сахасранам и т.п. описывают прайоги (методы применения) данной стотры. Иногда там бывают какие-то отдельные, дополнительные практики, тут это выглядит так, что данная мантра – отдельная, дополнительная практика. В винийоге также декларируется цель этой практики, устранение всего вредоносного, смертельного, а также дарование процветания.

На мой взгляд, Мритьюнджая собой символизирует и жизнь, и смерть, и процветание одновременно. Если посмотреть смысл основной его ведической мантры, то там сказано, что как плод естественным образом отпадает от стебелька, так и душа освобождается от мира смерти. Обычно душа оставляет тело при физической смерти вследствие "зрелости", но вот какой и как это понимать, это интересная тема. Очевидно, физический процесс тут метафоричен, тут имеется ввиду зрелость духовная и связанная с ней мудрость. Что и есть условия свободы от инертных (бессознательных) попаданий в те или иные условия жизни, перерождений и т.п. Т.е. это, взращенное в результате садханы знание, и есть причина освобождения от смерти (спячки) души. Поэтому там смерть для неведения и рождение в знании, с сущностным и полноценным просветлением. Мритьюнджая там описан как Нилакантха, т.е. тот, кто испил яды сансары, отсюда и знание мира, которое исчерпано. Кроме этого, о нем говорится как о Пашупати, тот кто знает о реалии пут, т.е. если не знать реальность связанности, то нет и знания о свободе от них тоже. Если не знаешь о смерти, которая рушит все цветение, то ты не знаешь и природу цветения. Поэтому Мритьюнджая – образ и того, и другого. Только зная яд сансары, как Нилакантха, ты знаешь и нектар нирваны, поэтому Мритьюнджая – он же и Амритешвара.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Маркандеянатх

  • *
  • Сообщений: 18

Благодарю, Гуруджи!
Записан

satori

  • *
  • Сообщений: 48

Что означает вариант Махамритьюнджая мантры без ОМ - You tube/Ghanapati/Tryambakam Yajamahe/108 times/Very powerful mantra - 22 min 53 sec?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Что означает вариант Махамритьюнджая мантры без ОМ - You tube/Ghanapati/Tryambakam Yajamahe/108 times/Very powerful mantra - 22 min 53 sec?

Именно это и означает, что это мантра без прибавления к ней "ом" ). Просто многие мантры составляются из шлок, шлоки –– это стихотворные размеры, которые еще называют “чхандас”. Они, как правило, состоят из двух строф, из них и делают мантры из Вед, по такой схеме построена популярная Гаянтри, которая, на самом деле, есть Богиня Савитри, а Гаятри ее назвали по причине ее метрического размера “гаятри”. Махамритьюнджая мантра –– это тоже шлока. К ведическим мантрам принято приставлять вначале, а иногда в конце, пранаву ОМ, но иногда еще приставляют махавьяхрити (великие изречения) "бхур-бхувах-свах". Такие приставки называются “сампута". В тантризме сампуты, как правило, из семенных мантр, т.н. бидж, тоже могут быть в конце шлоки или же мантры, а могут быть и вначале, иногда и внутри шлоки или мантры. В тантризме манипуляций с биджами и частями мантр очень много, я только упомянул малую часть из всего что существует, иногда на такой манер тантрики меняют и мантры из Вед. Но в тантризме такие изменения ведических мантр стоит рассматривать скорее уже как тантрические. То же самое делают и те, кто следует мантрам, изложенным в пуранах, также те, кто передает шабар-мантры, в основном это натхи и ряд других садху, также тантрики живущие в разных индийских социумах.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

satori

  • *
  • Сообщений: 48

Получается, Гаятри мантра без вьяхрити тоже допустимый вариант?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов

Получается, Гаятри мантра без вьяхрити тоже допустимый вариант?

Дело в том, что эта мантра давно перешла из разряда просто шлоки в мантру, которую передают как инициацию, вместе с обрядом упанаяны. Причем, она может иметь для каждой из трех варн разные версии. Практика Гаятри очень давно стала базисом для всех дваждырожденных и к этой практике много всего в техническом плане еще прилагается. Она для многих является образцом практики, поэтому, в ней "ом" и вьяхрити обязательны, если это не часть гимна, где она просто одна из шлок. Так например, есть один из распространенных вариантов Махамритьюнджайя мантры, где в качестве сампут используется те же махавьяхрити, что в этой Гаятри или же даже части самой Гаятри. Но, наоборот, вы вряд ли встретите, когда какие-то части добавляют в Гаятри из Махамритьюнджаи, если только это не общий принцип, когда для любого Божества вы составляете его Гаятри. Только в этом плане вы можете встретить вариант Мритьюнджая Гаятри. Такие составления случаются, как мне говорил Гуру джи Рамешчандра Шарма, по той причине, что то или иное Божество воспринимается как свет Брахмана. Все же, в связи со значимостью Гаятри, как основной мантры Вед, принято ее использовать с пранавой и вьяхрити, в отличие от других мантр.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

satori

  • *
  • Сообщений: 48

Благодарю за ответ
Записан

satori

  • *
  • Сообщений: 48

Почему в кундалини-йоге нет мантры ОМ в начале их мантр - есть Онг
Записан

satori

  • *
  • Сообщений: 48
Re: Необычный вариант Махамритьюнджая мантры
« Ответ #12 : Октябрь 02, 2023, 20:54:38 »

Yogi Matsyendranatha
Цитировать
Все же, в связи со значимостью Гаятри, как основной мантры Вед, принято ее использовать с пранавой и вьяхрити, в отличие от других мантр

Я конечно извиняюсь, но хотелось бы получить комментарий про этот вариант Гаятри мантры без вьяхрити - You Tube/Ghanapati/Gayatri Mantra 108 times | Krishna Yajur Veda | Correct Pronunciation & Swaras | Sri K. Suresh .
Записан