Джайя Гуру Горакшанатх!
Сапрема намаскара, Андрей!
Да, я буду проводить в Москве, Питере и Киеве лекции и практические занятия. С 12 по 14 октября в Москве. Более подробную информацию мы здесь разместим чуть позже.
Относительно вьяямы, различных практик асан и т.д.
Мне часто приходится слышать странные вещи, вроде таких : "А как Натхи относятся к тем практикам, которым учил Шивананда, например в Кундалини-йоге. Маха-мудра, маха-бандха, маха-ведха и т.д?" Или же: "Как Натхи относятся к таттва-шуддхи Свами Сатьянандана Сарасвати, сукшма-вьяяме Дхирендры Брахмачари..." и т.д.
Странное у людей представление. Неужели все эти и многие другие практики создали перечисленные Учителя? Да, могут быть различные вариации и детали той или иной мудры и вьяямы, которые практикуют иначе, даже натховские Гуру.
Многие забывают, что хатха-йога была основана и развита Горакшанатхом и его последователями. А вот какие варианты одной и той же практики могут создавать другие учителя, это не столь важно. Основные практики хатха-йоги описаны в текстах натхов, а деталей может быть бесчисленное количество. Самое главное понимать йогу, которой учил Горакшанатх. Поэтому и необходимо изучать традицию, что кстати многие, так называемые "практики" и не желают делать. Действительно, Горакшанатх не особо придавал значение теории йоги. Однако нужно учитывать так же и то, что это был Горакшанатх.
Возьмем самого простого хинду, который родился в Индии и с детства видел как проводятся пуджи, хомы и т.д. и внимал рассказам родителей и учителей. Возможно ему действительно нет необходимости во всём этом разбираться. Он этим живет с самого рождения. Что же касается западного человека и той «йоги», которую ему преподнесли как «товар», неважно какой, главное что бы смотрелся и пользовался спросом, то получаем совершенно другую ситуацию.
Здесь, дабы не было путаницы, стоит опираться на классические тексты, а труды поздних учителей, рассматривать как дополнения или вариации ранних, тогда многое прояснится. Стоит учитывать ещё и то, что многие учителя йоги не принадлежат натха-сампрадае и специально адаптировали техники хатха-йоги натхов под свои учения. В связи с этим и существует много самых различных элементов в практике йоги.