Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Джьотиша: Самватсары.  (Прочитано 1378 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 433
Джьотиша: Самватсары.
« : Январь 17, 2024, 22:56:25 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Хотел поделиться в этой теме своими заметками по Самватсарам и буду рад любым комментариям, поправкам, добавлениям и тому подобному. Возможно, для кого-то написанное тут не будет чем-то новым вообще, но. надеюсь, для кого-то эта информация покажется интересной.

Заметил, что многие не сильно заморачиваются с вычислением Самватсар и считают один год равным одной Самватсаре (в частности такое используется в известной программе "Jagannatha Hora"). Но недавно я немного глубже копнул в эту тему, обратился не к официальным календарям с их указанием Самватсар и не к программе "Jagannatha Hora", а к классическим трудам по Джьотише, в частности к труду Варахамихиры "Брихат Самхита", в которой изложен порядок вычисления Самватсар с комментариями к ним, и получил весьма интересные и хорошие результаты, подчёркивающие происходящие в эти годы события.

Для начала для незнакомых с Самватсарами посетителей форума предоставлю некоторую общую информацию по ним.

Словом Самватсара часто называют год, а также год как часть особого цикла из 60 лет, который постоянно повторяется и связан с Брихаспати (в Западной системе именуемым Юпитером). Каждый год из этих шестидесяти имеет своё название и характерные черты, вот названия Самватсар:
1. Прабхава Самватсара (Prabhava Saṁvatsara).
2. Вибхава Самватсара (Vibhava Saṁvatsara).
3. Шукла Самватсара (Śukla Saṁvatsara).
4. Прамода Самватсара (Pramoda Saṁvatsara).
5. Праджапати Самватсара (Prajāpati Saṁvatsara).
6. Ангира Самватсара (Aṅgirā Saṁvatsara).
7. Шримукха Самватсара (Śrīmukha Saṁvatsara).
8. Бхава Самватсара (Bhāva Saṁvatsara).
9. Йува Самватсара (Yuva Saṁvatsara).
10. Дхата Самватсара (Dhāta Saṁvatsara).
11. Ишвара Самватсара (Īśvara Saṁvatsara).
12. Бахудханья Самватсара (Bahudhānya Saṁvatsara).
13. Праматхи Самватсара (Pramāthi Saṁvatsara).
14. Викрама Самватсара (Vikrama Saṁvatsara).
15. Вриша Самватсара (Vṛṣa Saṁvatsara).
16. Читрабхану Самватсара (Citrabhānu Saṁvatsara).
17. Субхану Самватсара (Subhānu Saṁvatsara).
18. Тарана Самватсара (Tāraṇa Saṁvatsara).
19. Партхива Самватсара (Pārthiva Saṁvatsara).
20. Вьяйя Самватсара (Vyaya Saṁvatsara).
21. Сарваджит Самватсара (Sarvajit Saṁvatsara).
22. Сарвадхари Самватсара (Sarvadhārī Saṁvatsara).
23. Виродхи Самватсара (Virodhī Saṁvatsara).
24. Викрити Самватсара (Vikṛti Saṁvatsara).
25. Кхара Самватсара (Khara Saṁvatsara).
26. Нандана Самватсара (Nandana Saṁvatsara).
27. Виджайя Самватсара (Vijaya Saṁvatsara).
28. Джайя Самватсара (Jaya Saṁvatsara).
29. Манматха Самватсара (Manmatha Saṁvatsara).
30. Дурмукха Самватсара (Durmukha Saṁvatsara).
31. Хемаламба Самватсара (Hemalamba Saṁvatsara).
32. Виламба Самватсара (Vilamba Saṁvatsara).
33. Викари Самватсара (Vikārī Saṁvatsara).
34. Шарвари Самватсара (Śārvarī Saṁvatsara).
35. Плава Самватсара (Plava Saṁvatsara).
36. Шубхакрит Самватсара (Śubhakṛt Saṁvatsara).
37. Шобхана Самватсара (Śobhana Saṁvatsara).
38. Кродхи Самватсара (Krodhī Saṁvatsara).
39. Вишвавасу Самватсара (Viśvāvasu Saṁvatsara).
40. Парабхава Самватсара (Parābhava Saṁvatsara).
41. Плаванга Самватсара (Plavaṅga Saṁvatsara).
42. Килака Самватсара (Kīlaka Saṁvatsara).
43. Саумья Самватсара (Saumya Saṁvatsara).
44. Садхарана Самватсара (Sādhāraṇa Saṁvatsara).
45. Виродхакрит Самватсара (Virodhakṛt Saṁvatsara).
46. Паридхави Самватсара (Paridhāvī Saṁvatsara).
47. Прамади Самватсара (Pramādī Saṁvatsara).
48. Ананда Самватсара (Ānanda Saṁvatsara).
49. Ракшаса Самватсара (Rākṣasa Saṁvatsara).
50. Нала Самватсара (Nala Saṁvatsara).
51. Пингала Самватсара (Piṅgala Saṁvatsara).
52. Калайукта Самватсара (Kālayukta Saṁvatsara).
53. Сиддхартхи Самватсара (Siddhārthī Saṁvatsara).
54. Раудра Самватсара (Raudra Saṁvatsara).
55. Дурмати Самватсара (Durmatī Saṁvatsara).
56. Дундубхи Самватсара (Dundubhī Saṁvatsara).
57. Рудхиродгари Самватсара (Rudhirodgārī Saṁvatsara).
58. Рактакша Самватсара (Raktākṣa Saṁvatsara).
59. Кродхана Самватсара (Krodhana Saṁvatsara).
60. Кшайя Самватсара (Kṣaya Saṁvatsara).
Эти шестьдесят Самватсар делятся на три группы по двадцать Самватсар:
1. Брахма Вимшатика (Brahmā Viṁśatikā): Самватсары 1-20.
2. Вишну Вимшатика (Viṣṇu Viṁśatikā): Самватсары 21-40.
3. Рудра Вимшатика (Rudra Viṁśatikā): Самватсары 41-60.
В каждой Вимшатике по четыре Панчасамватсары (Pañcasaṁvatsara), состоящих из пяти Самватсар каждая.
[Панчасамватсары послужили основой для появления у римлян так называемых луструмов, хотя колонизаторы утверждают обратное.]
Эти пять Самватсар имеют следующие названия и председательствующих Деват:
1. Самватсара (Saṁvatsara). Девата: Агни
2. Париватсара (Parivatsara). Девата: Сурья.
3. Идаватсара (Idavatsara). Девата: Чандра.
3. Ануватсара (Anuvatsara). Девата: Брахма.
4. Идаватсара (Idāvatsara). Девата: Рудра.

Так, согласно официальным данным и программе "Jagannatha Hora", годы 2020 и 2021 являются Шарвари Самватсарой и Паллава Самватсарой соответственно.

Однако, согласно вычислениям по Варахамихире, годы 2020 и 2021 являются Ракшаса Самватсарой и Анала Самватсарой.

С формулой Варахамихиры есть важный нюанс. Сама формула Варахамихиры такова:
((3794*[Год по Шака Самвату]+8589)/3750)/60, от результата нужно отбросить целую часть и умножить дробный остаток на 60. Он даст порядковый номер Самватсары (как они даны в списке выше).

Эту формулу можно упростить и уточнить, переведя расчёты к исчислению лет с начала Калийуги, тогда формула будет такова:
((3794*[Год Калийуги]/3750)/60, от результата нужно отбросить целую часть и умножить дробный остаток на 60. Он даст порядковый номер Самватсары (как они даны в списке выше). Для получения года Калийуги надо прибавить к году в официальном Западном исчислении 3102 и помнить, что кусочек начала официального года приходится на предшествующий год Калийуги.

Далее, если смотреть по характеристикам Самватсар у Варахамихиры в "Брихат Самхите", Ракшаса Самватсара и Анала Самватсара приносят упадок, Анала Самватсара приносит бедствия от огня и массовые смерти (англичане перевели "kopamaraka" как "эпидемии", хотя это, конечно, можно назвать началом эпидемии вакцинированных). В 2021 году были колоссальные пожары (хотя, скорее, рукотворные), а также начались массовые смерти людей от обкалывания ядами. Также и другие годы хорошо подпадают под данные характеристики. А вот Шарвари Самватсара и Паллава Самватсара при сравнении с 2020 и 2021 имеют совершенно иные характеристики.

Теперь про нюанс.
Числа 3794 и 3750 в формуле взяты из классических трудов. Они показывают соотношения циклов Брихаспати и циклов Сурьи. Если брать данные НАСА (напоминание: это, помимо всего прочего, глобалистская организация), и использовать то же число 3750 для циклов Сурьи, то для циклов Брихаспати это число будет примерно 3793,698487 (для лаконичности опущу момент с вычислениями). И если использовать это число в формуле, то 2020 год становится Ананда Самватсарой, скорее благоприятным годом, но, конечно же, 2020 год таковым не был. Так что при всех вычислениях лучше пользоваться классическими соотношениями, а не официальными более точными (?) данными.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 433
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #1 : Январь 18, 2024, 00:28:24 »

Пропущенное добавление к формуле (обоих видов): к полученному конечному результату нужно добавить 26 (так как Калийуга началась в Виджайя Самватсару).
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 106
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #2 : Март 27, 2024, 00:01:11 »

Намасте Alexandros!
Интересные у вас выкладки, спасибо, надо будет поизучать подробнее Брихад Самхиту. Нам мой взгляд трактовка результатов года дело довольно скользкое, тем более что приводимые описания крайне широки, да и в одной части мира может быть засуха и пожары, а в другой, наоборот, избыток осадков и изобилие урожая. Так чтобы на всех более-менее одинаково отразилось, то редкость.
 
Еще вот заметил, что Варахамихира для śārvarī-самватсары пишет "there will be famine", видимо из-за одного из значений pernicious, murderous. Пока кажется что тут будет непросто разобраться как правильнее отсчет вести.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 433
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #3 : Март 28, 2024, 11:28:40 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Намасте Alexandros!
Интересные у вас выкладки, спасибо, надо будет поизучать подробнее Брихад Самхиту. Нам мой взгляд трактовка результатов года дело довольно скользкое, тем более что приводимые описания крайне широки, да и в одной части мира может быть засуха и пожары, а в другой, наоборот, избыток осадков и изобилие урожая. Так чтобы на всех более-менее одинаково отразилось, то редкость.
Действительно. Поэтому лучше рассматривать годы именно больших событий, имеющий общий характер для большинства стран. Также Самватсары ещё рассматриваются в плане Джатаки в таком труде как "Мана Сагари". Это тоже может быть дополнительным ориентиром для определения Самватсар, правда там тоже общий характер Самватсары может быть перебит всеми остальными частными деталями.
Цитировать
Еще вот заметил, что Варахамихира для śārvarī-самватсары пишет "there will be famine", видимо из-за одного из значений pernicious, murderous. Пока кажется что тут будет непросто разобраться как правильнее отсчет вести.
Там вроде всё ясно. Адхьяйя VIII, Шлока 40, там в описании Шарвари Самватсары только "Durbhikṣa", что и означает голод, а если буквально, то нужда, трудности с едой, трудности с подаянием.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 106
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #4 : Апрель 03, 2024, 21:08:56 »

Адеш!
Нашел интересную книжку 19 века bharatiya jyotish shastra, где обсуждаются многие исторические моменты джйотиша и по теме топика во 2й части, и the twelve-year cycle of jupiter того же автора, как раз о самватсарах.

Автор утверждает, что изначально в Индии была в ходу система, основанная на циклах гелиактических восходов Юпитера (примерно 400 дней). Этот способ означает что самватсара могла начаться в любое время года. Затем по мере уточнения цикла более поздние астрономы, в т.ч Варахамихира, перешли к циклу в 361 день - периода за который Юпитер делает полный оборот. При том у Варахи какой-то промежуточный вариант, ибо он говорит о начале 60-летнего цикла с гелиактического восхода Юпитера в Дхаништхе, но для всех остальных самватсар гелиактический восход не учитывается.

Еще позднее перешли к современному способу подсчета самватсар, начинающихся с Чаитра Шукла пратипад или Меша-санкранти (на юге Индии). Некоторые панчанги отказались от учета гелиактического восхода, другие - нет. Новый способ удобнее тем, что не требует отбрасывания некоторых самватсар из списка (из-за накопления ошибки из-за разной длины года) для синхронизации с реальными наблюдениями. Но насколько это согласуется с воззрениями Варахамихиры - тот еще вопрос.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 433
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #5 : Апрель 05, 2024, 16:32:16 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Автор утверждает, что изначально в Индии была в ходу система, основанная на циклах гелиактических восходов Юпитера (примерно 400 дней). Этот способ означает что самватсара могла начаться в любое время года. Затем по мере уточнения цикла более поздние астрономы, в т.ч Варахамихира, перешли к циклу в 361 день - периода за который Юпитер делает полный оборот. При том у Варахи какой-то промежуточный вариант, ибо он говорит о начале 60-летнего цикла с гелиактического восхода Юпитера в Дхаништхе, но для всех остальных самватсар гелиактический восход не учитывается.

Еще позднее перешли к современному способу подсчета самватсар, начинающихся с Чаитра Шукла пратипад или Меша-санкранти (на юге Индии). Некоторые панчанги отказались от учета гелиактического восхода, другие - нет. Новый способ удобнее тем, что не требует отбрасывания некоторых самватсар из списка (из-за накопления ошибки из-за разной длины года) для синхронизации с реальными наблюдениями. Но насколько это согласуется с воззрениями Варахамихиры - тот еще вопрос.
Тоже было заморачивался этим вопросом, но тут мне кажется отсчёт совершается по аналогии с системой Бхав. Если Лагна попадает в самый конец Раши, то всё равно весь Раши считается за первую Бхаву, и мне попадались удивительные примеры, ярко демонстрирующие верность данного подхода. Также мне видится и в случае с Меша Санкранти, новый цикл Чандры открывает путь к энергиям, обретающим тот характер Самватсары, который активен именно на его начало. Как день начнёшь, так он и пойдёт; как год начнётся, так он и пойдёт - примерно из этой же области. И при рассматривании начала отсчёта с положения в Дхаништхи может иметь такой же смысл: Как Йуга началась, так она и пойдёт. Так мне это видится.

Новый метод действительно вряд ли стыкуется с подходом Варахамихиры, потому что по системе Варахамихиры будут выпадающие Самватсары (что, как мне кажется, может тоже иметь свой смысл), и сейчас в ведущемуся по нему отсчёту совсем иная Самватсара, чем по Варахамихире.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 106
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #6 : Май 08, 2024, 21:24:23 »

Намасте всем участникам форума!
Продолжу (или закончу) тему тем, что, читая книгу Дитера Коха (одного из авторов швейцарских эфемерид) о датировке Махабхараты (http://www.gilgamesh.ch/KochMahabharata.pdf), нашел интересную ссылку на Брихад Самхиту 13.3, где Варахамихира приводит другую дату начала правления Юдхиштхиры: 2526 лет от начала Викрам-самват (хотя в книге он почему-то пишет о Шака-самват).

В итоге совсем уж руки опустились: раз Варахамихира сам не определился откуда самватсары считать, то что уж тут говорить...

Книга о Махабхарате, тем не менее любопытна, по крайней мере для общего погружения в вопрос. Кох много дискутировал со сторонниками хиндутвы на тему астрологии и вероятно эти дискуссии побудили к написанию. Конечно его скепсис относительно истоков происхождения индийской астрологии очевиден, но пока он не произвел впечатления как намеренно перекручивающий тему.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 433
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #7 : Май 16, 2024, 13:11:00 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Намасте всем участникам форума!
Продолжу (или закончу) тему тем, что, читая книгу Дитера Коха (одного из авторов швейцарских эфемерид) о датировке Махабхараты (http://www.gilgamesh.ch/KochMahabharata.pdf), нашел интересную ссылку на Брихад Самхиту 13.3, где Варахамихира приводит другую дату начала правления Юдхиштхиры: 2526 лет от начала Викрам-самват (хотя в книге он почему-то пишет о Шака-самват).

В итоге совсем уж руки опустились: раз Варахамихира сам не определился откуда самватсары считать, то что уж тут говорить...

Книга о Махабхарате, тем не менее любопытна, по крайней мере для общего погружения в вопрос. Кох много дискутировал со сторонниками хиндутвы на тему астрологии и вероятно эти дискуссии побудили к написанию. Конечно его скепсис относительно истоков происхождения индийской астрологии очевиден, но пока он не произвел впечатления как намеренно перекручивающий тему.
Это тоже отдельная тема, о котрой много разговоров, я видел исследования на эту тему, часть где-то у меня сохранено (сейчас не найду, а как найду - добавлю эти исследования в этой теме), и это одна из причин, почему по возможности я изучаю вычислительную часть Джьотиши, но так как это сейчас не в приоритете, прогресс тут очень медленный :)

Уже не помню детали, но когда я подставлял разные даты в JH, я не получал результаты, соотносимые с положением Грах согласно Махабхарате и т. д. ("парад Планет" и т. д.). Но тут есть следующие три больших момента:

1. Современные подходы по вычислению положения Планет основаны на кеплерианской модели и также на всяких элементах, внесённых исключительно чтобы замутнить понимание происходящих в Природе процессов ("скорость света" и прочая несуразица, выдумываемая при британском дворе, а затем распротраняемая на весь мир, как истина в последней инстанции). Это даёт неопределённые результаты, не до конца достоверные, требующие постоянно корректировки. Подходы наподобие представленного в "Алмагесте" отвергаются, как основанные на неверной системе координат, или что там придумали, хотя та система давала результаты, согласно некоторым исследователям, более точные.

2. Некоторые прецессионые и иные движения могут быть лишь колебаниями/вибрациями в каком-то ограниченном промежутке пространства. Современные астрономы совершают экстраполяции, предполагая до какой-то степени линейность и однонаправленность происходящих движений.

3. Во времена больших сражений и событий есть много указателей на то, что нарушался/изменялся ход Грах. И если он был нарушен во времена около начала Кайлиуги, вполне возможно, что скорость и пути движения Грах какое-то время, даже если брать обычную инерцию, очень сильно отличались от текущих.

В упомянутой вами книге "Bharatiya Jyotish Shastra" (автор Шанкара Балакришна Дикшит) на странице 119 первого тома как раз рассматривается данный момент с датой 2526 до Викрама/Шаки Самвата. Там говорится, что Варахамихира сделал такое суждение на основании выдвинутого же им суждения о том, что Саптариши пребывают в каждой Накшатре 100 лет, хотя возможно под Саптариши понималось нечто другое, чем "Большая Медведица", и оттуда он и вынес 2526 на основании полученного промежутка времени в 2700 лет.

Далее автор "Бхаратийя Джьотиш Шастры" указывает другой вариант, когда Калийуга началась на пару тысяч лет раньше, чем обычно считается. Подобные суждения я видел ещё у какого-то исследователя, но сейчас не вспомню у кого (вспомню. напишу тут). В принципе одна из причин, почему я по возможности изучаю вычислительную часть Джьотиши, это чтобы и тут была по возможности некая ясность.

По поводу начала Калийуги вопрос действительно очень интересный, но жалко, что ему уделяют столько книг и исследований, а вот написать книжку с чёткими инструкциями по вычислению положения небесных тел, такую днём с огнём не найдёшь. Может быть я когда-нибудь напишу такую книжку, когда освою эти вычисления по Алмагесту и подобным древним трудам (кеплеровская модель вызывает отчуждение по многим причинам, да даже и по ней толковых материалов кот наплакал), но вряд ли это будет в скором времени, если это вообще будет, так как на всё времени не хватает.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 106
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #8 : Май 23, 2024, 22:18:31 »

Цитировать
1. Современные подходы по вычислению положения Планет основаны на кеплерианской модели и также на всяких элементах, внесённых исключительно чтобы замутнить понимание происходящих в Природе процессов ("скорость света" и прочая несуразица, выдумываемая при британском дворе, а затем распротраняемая на весь мир, как истина в последней инстанции). Это даёт неопределённые результаты, не до конца достоверные, требующие постоянно корректировки. Подходы наподобие представленного в "Алмагесте" отвергаются, как основанные на неверной системе координат, или что там придумали, хотя та система давала результаты, согласно некоторым исследователям, более точные.


По поводу начала Калийуги вопрос действительно очень интересный, но жалко, что ему уделяют столько книг и исследований, а вот написать книжку с чёткими инструкциями по вычислению положения небесных тел, такую днём с огнём не найдёшь. Может быть я когда-нибудь напишу такую книжку, когда освою эти вычисления по Алмагесту и подобным древним трудам (кеплеровская модель вызывает отчуждение по многим причинам, да даже и по ней толковых материалов кот наплакал), но вряд ли это будет в скором времени, если это вообще будет, так как на всё времени не хватает.

Насчет этого момента, то вроде как в Kundalee от Vinay Jha и в JH ver 7.66 (его же расчеты) заявляются как "настоящие" по Сурья-сиддханте, так что можете попробовать эти варианты, у меня пока сил не хватает чтобы в это глубится. В Kundalee у меня категорически не получается что-то в ней посчитать: все время вылетает с ошибкой.
По расчетам Алмагеста, может вам полезна будет ссылка, если вдруг не знакомы: https://webspace.science.uu.nl/~gent0113/astro/almagestephemeris.htm

Цитировать
В упомянутой вами книге "Bharatiya Jyotish Shastra" (автор Шанкара Балакришна Дикшит) на странице 119 первого тома как раз рассматривается данный момент с датой 2526 до Викрама/Шаки Самвата. Там говорится, что Варахамихира сделал такое суждение на основании выдвинутого же им суждения о том, что Саптариши пребывают в каждой Накшатре 100 лет, хотя возможно под Саптариши понималось нечто другое, чем "Большая Медведица", и оттуда он и вынес 2526 на основании полученного промежутка времени в 2700 лет.

Про Саптариши Кох тоже пришел к выводу, что скорее всего не Большая Медведица имелась в виду и этот момент остается темным.

Цитировать
Далее автор "Бхаратийя Джьотиш Шастры" указывает другой вариант, когда Калийуга началась на пару тысяч лет раньше, чем обычно считается. Подобные суждения я видел ещё у какого-то исследователя, но сейчас не вспомню у кого (вспомню. напишу тут). В принципе одна из причин, почему я по возможности изучаю вычислительную часть Джьотиши, это чтобы и тут была по возможности некая ясность.

Ох, каких там мнений только нет... и 15000 лет назад и 2000. Но все они в чем-то да противоречат написанному в Махабхарате.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 433
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #9 : Май 26, 2024, 03:30:39 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Насчет этого момента, то вроде как в Kundalee от Vinay Jha и в JH ver 7.66 (его же расчеты) заявляются как "настоящие" по Сурья-сиддханте, так что можете попробовать эти варианты, у меня пока сил не хватает чтобы в это глубится. В Kundalee у меня категорически не получается что-то в ней посчитать: все время вылетает с ошибкой.
Хмммм, а есть какие-то существенные различия между JH 7.66 и 8.00? Вроде 8.00 финальная версия, доступная уже много лет. Kundalee сейчас толком не посмотреть, викидот решил поиграться в цензуру. Но, в случае необходимости расчёты по Сурья Сиддханте есть и в JH. вряд ли там есть сильные отличия.
Цитировать
По расчетам Алмагеста, может вам полезна будет ссылка, если вдруг не знакомы: https://webspace.science.uu.nl/~gent0113/astro/almagestephemeris.htm
Благодарю, интересная ссылка. Хоть и не сами расчёты там, но некоторые опорные моменты, которые можно использовать.
Цитировать
Ох, каких там мнений только нет... и 15000 лет назад и 2000. Но все они в чем-то да противоречат написанному в Махабхарате.
Ну вот я и хотел создать своего рода "систему уравнений", подставив в них данные по движению планет по Алмагесту, и посмотреть, на какую бы дату могли бы приходиться события по тем данным, что даны в Махабхарате. Но это при допущении того, что движение оставалось условно неизменным. И ведь вполне может быть, что те же Саптариши когда-то и правда были видны в небе, но со временем по какой-то причине стали невидны.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 106
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #10 : Май 26, 2024, 11:13:02 »

Намасте!
Цитировать
Хмммм, а есть какие-то существенные различия между JH 7.66 и 8.00? Вроде 8.00 финальная версия, доступная уже много лет. Kundalee сейчас толком не посмотреть, викидот решил поиграться в цензуру. Но, в случае необходимости расчёты по Сурья Сиддханте есть и в JH. вряд ли там есть сильные отличия.

Это сам разработчик так рекомендует, типа в последующих версиях JH опция расчетов по СС осталась чисто для галочки.
Записан