Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Джьотиша: Самватсары.  (Прочитано 2927 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Джьотиша: Самватсары.
« : Январь 17, 2024, 22:56:25 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Хотел поделиться в этой теме своими заметками по Самватсарам и буду рад любым комментариям, поправкам, добавлениям и тому подобному. Возможно, для кого-то написанное тут не будет чем-то новым вообще, но. надеюсь, для кого-то эта информация покажется интересной.

Заметил, что многие не сильно заморачиваются с вычислением Самватсар и считают один год равным одной Самватсаре (в частности такое используется в известной программе "Jagannatha Hora"). Но недавно я немного глубже копнул в эту тему, обратился не к официальным календарям с их указанием Самватсар и не к программе "Jagannatha Hora", а к классическим трудам по Джьотише, в частности к труду Варахамихиры "Брихат Самхита", в которой изложен порядок вычисления Самватсар с комментариями к ним, и получил весьма интересные и хорошие результаты, подчёркивающие происходящие в эти годы события.

Для начала для незнакомых с Самватсарами посетителей форума предоставлю некоторую общую информацию по ним.

Словом Самватсара часто называют год, а также год как часть особого цикла из 60 лет, который постоянно повторяется и связан с Брихаспати (в Западной системе именуемым Юпитером). Каждый год из этих шестидесяти имеет своё название и характерные черты, вот названия Самватсар:
1. Прабхава Самватсара (Prabhava Saṁvatsara).
2. Вибхава Самватсара (Vibhava Saṁvatsara).
3. Шукла Самватсара (Śukla Saṁvatsara).
4. Прамода Самватсара (Pramoda Saṁvatsara).
5. Праджапати Самватсара (Prajāpati Saṁvatsara).
6. Ангира Самватсара (Aṅgirā Saṁvatsara).
7. Шримукха Самватсара (Śrīmukha Saṁvatsara).
8. Бхава Самватсара (Bhāva Saṁvatsara).
9. Йува Самватсара (Yuva Saṁvatsara).
10. Дхата Самватсара (Dhāta Saṁvatsara).
11. Ишвара Самватсара (Īśvara Saṁvatsara).
12. Бахудханья Самватсара (Bahudhānya Saṁvatsara).
13. Праматхи Самватсара (Pramāthi Saṁvatsara).
14. Викрама Самватсара (Vikrama Saṁvatsara).
15. Вриша Самватсара (Vṛṣa Saṁvatsara).
16. Читрабхану Самватсара (Citrabhānu Saṁvatsara).
17. Субхану Самватсара (Subhānu Saṁvatsara).
18. Тарана Самватсара (Tāraṇa Saṁvatsara).
19. Партхива Самватсара (Pārthiva Saṁvatsara).
20. Вьяйя Самватсара (Vyaya Saṁvatsara).
21. Сарваджит Самватсара (Sarvajit Saṁvatsara).
22. Сарвадхари Самватсара (Sarvadhārī Saṁvatsara).
23. Виродхи Самватсара (Virodhī Saṁvatsara).
24. Викрити Самватсара (Vikṛti Saṁvatsara).
25. Кхара Самватсара (Khara Saṁvatsara).
26. Нандана Самватсара (Nandana Saṁvatsara).
27. Виджайя Самватсара (Vijaya Saṁvatsara).
28. Джайя Самватсара (Jaya Saṁvatsara).
29. Манматха Самватсара (Manmatha Saṁvatsara).
30. Дурмукха Самватсара (Durmukha Saṁvatsara).
31. Хемаламба Самватсара (Hemalamba Saṁvatsara).
32. Виламба Самватсара (Vilamba Saṁvatsara).
33. Викари Самватсара (Vikārī Saṁvatsara).
34. Шарвари Самватсара (Śārvarī Saṁvatsara).
35. Плава Самватсара (Plava Saṁvatsara).
36. Шубхакрит Самватсара (Śubhakṛt Saṁvatsara).
37. Шобхана Самватсара (Śobhana Saṁvatsara).
38. Кродхи Самватсара (Krodhī Saṁvatsara).
39. Вишвавасу Самватсара (Viśvāvasu Saṁvatsara).
40. Парабхава Самватсара (Parābhava Saṁvatsara).
41. Плаванга Самватсара (Plavaṅga Saṁvatsara).
42. Килака Самватсара (Kīlaka Saṁvatsara).
43. Саумья Самватсара (Saumya Saṁvatsara).
44. Садхарана Самватсара (Sādhāraṇa Saṁvatsara).
45. Виродхакрит Самватсара (Virodhakṛt Saṁvatsara).
46. Паридхави Самватсара (Paridhāvī Saṁvatsara).
47. Прамади Самватсара (Pramādī Saṁvatsara).
48. Ананда Самватсара (Ānanda Saṁvatsara).
49. Ракшаса Самватсара (Rākṣasa Saṁvatsara).
50. Нала Самватсара (Nala Saṁvatsara).
51. Пингала Самватсара (Piṅgala Saṁvatsara).
52. Калайукта Самватсара (Kālayukta Saṁvatsara).
53. Сиддхартхи Самватсара (Siddhārthī Saṁvatsara).
54. Раудра Самватсара (Raudra Saṁvatsara).
55. Дурмати Самватсара (Durmatī Saṁvatsara).
56. Дундубхи Самватсара (Dundubhī Saṁvatsara).
57. Рудхиродгари Самватсара (Rudhirodgārī Saṁvatsara).
58. Рактакша Самватсара (Raktākṣa Saṁvatsara).
59. Кродхана Самватсара (Krodhana Saṁvatsara).
60. Кшайя Самватсара (Kṣaya Saṁvatsara).
Эти шестьдесят Самватсар делятся на три группы по двадцать Самватсар:
1. Брахма Вимшатика (Brahmā Viṁśatikā): Самватсары 1-20.
2. Вишну Вимшатика (Viṣṇu Viṁśatikā): Самватсары 21-40.
3. Рудра Вимшатика (Rudra Viṁśatikā): Самватсары 41-60.
В каждой Вимшатике по четыре Панчасамватсары (Pañcasaṁvatsara), состоящих из пяти Самватсар каждая.
[Панчасамватсары послужили основой для появления у римлян так называемых луструмов, хотя колонизаторы утверждают обратное.]
Эти пять Самватсар имеют следующие названия и председательствующих Деват:
1. Самватсара (Saṁvatsara). Девата: Агни
2. Париватсара (Parivatsara). Девата: Сурья.
3. Идаватсара (Idavatsara). Девата: Чандра.
3. Ануватсара (Anuvatsara). Девата: Брахма.
4. Идаватсара (Idāvatsara). Девата: Рудра.

Так, согласно официальным данным и программе "Jagannatha Hora", годы 2020 и 2021 являются Шарвари Самватсарой и Паллава Самватсарой соответственно.

Однако, согласно вычислениям по Варахамихире, годы 2020 и 2021 являются Ракшаса Самватсарой и Анала Самватсарой.

С формулой Варахамихиры есть важный нюанс. Сама формула Варахамихиры такова:
((3794*[Год по Шака Самвату]+8589)/3750)/60, от результата нужно отбросить целую часть и умножить дробный остаток на 60. Он даст порядковый номер Самватсары (как они даны в списке выше).

Эту формулу можно упростить и уточнить, переведя расчёты к исчислению лет с начала Калийуги, тогда формула будет такова:
((3794*[Год Калийуги]/3750)/60, от результата нужно отбросить целую часть и умножить дробный остаток на 60. Он даст порядковый номер Самватсары (как они даны в списке выше). Для получения года Калийуги надо прибавить к году в официальном Западном исчислении 3102 и помнить, что кусочек начала официального года приходится на предшествующий год Калийуги.

Далее, если смотреть по характеристикам Самватсар у Варахамихиры в "Брихат Самхите", Ракшаса Самватсара и Анала Самватсара приносят упадок, Анала Самватсара приносит бедствия от огня и массовые смерти (англичане перевели "kopamaraka" как "эпидемии", хотя это, конечно, можно назвать началом эпидемии вакцинированных). В 2021 году были колоссальные пожары (хотя, скорее, рукотворные), а также начались массовые смерти людей от обкалывания ядами. Также и другие годы хорошо подпадают под данные характеристики. А вот Шарвари Самватсара и Паллава Самватсара при сравнении с 2020 и 2021 имеют совершенно иные характеристики.

Теперь про нюанс.
Числа 3794 и 3750 в формуле взяты из классических трудов. Они показывают соотношения циклов Брихаспати и циклов Сурьи. Если брать данные НАСА (напоминание: это, помимо всего прочего, глобалистская организация), и использовать то же число 3750 для циклов Сурьи, то для циклов Брихаспати это число будет примерно 3793,698487 (для лаконичности опущу момент с вычислениями). И если использовать это число в формуле, то 2020 год становится Ананда Самватсарой, скорее благоприятным годом, но, конечно же, 2020 год таковым не был. Так что при всех вычислениях лучше пользоваться классическими соотношениями, а не официальными более точными (?) данными.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #1 : Январь 18, 2024, 00:28:24 »

Пропущенное добавление к формуле (обоих видов): к полученному конечному результату нужно добавить 26 (так как Калийуга началась в Виджайя Самватсару).
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #2 : Март 27, 2024, 00:01:11 »

Намасте Alexandros!
Интересные у вас выкладки, спасибо, надо будет поизучать подробнее Брихад Самхиту. Нам мой взгляд трактовка результатов года дело довольно скользкое, тем более что приводимые описания крайне широки, да и в одной части мира может быть засуха и пожары, а в другой, наоборот, избыток осадков и изобилие урожая. Так чтобы на всех более-менее одинаково отразилось, то редкость.
 
Еще вот заметил, что Варахамихира для śārvarī-самватсары пишет "there will be famine", видимо из-за одного из значений pernicious, murderous. Пока кажется что тут будет непросто разобраться как правильнее отсчет вести.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #3 : Март 28, 2024, 11:28:40 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Намасте Alexandros!
Интересные у вас выкладки, спасибо, надо будет поизучать подробнее Брихад Самхиту. Нам мой взгляд трактовка результатов года дело довольно скользкое, тем более что приводимые описания крайне широки, да и в одной части мира может быть засуха и пожары, а в другой, наоборот, избыток осадков и изобилие урожая. Так чтобы на всех более-менее одинаково отразилось, то редкость.
Действительно. Поэтому лучше рассматривать годы именно больших событий, имеющий общий характер для большинства стран. Также Самватсары ещё рассматриваются в плане Джатаки в таком труде как "Мана Сагари". Это тоже может быть дополнительным ориентиром для определения Самватсар, правда там тоже общий характер Самватсары может быть перебит всеми остальными частными деталями.
Цитировать
Еще вот заметил, что Варахамихира для śārvarī-самватсары пишет "there will be famine", видимо из-за одного из значений pernicious, murderous. Пока кажется что тут будет непросто разобраться как правильнее отсчет вести.
Там вроде всё ясно. Адхьяйя VIII, Шлока 40, там в описании Шарвари Самватсары только "Durbhikṣa", что и означает голод, а если буквально, то нужда, трудности с едой, трудности с подаянием.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #4 : Апрель 03, 2024, 21:08:56 »

Адеш!
Нашел интересную книжку 19 века bharatiya jyotish shastra, где обсуждаются многие исторические моменты джйотиша и по теме топика во 2й части, и the twelve-year cycle of jupiter того же автора, как раз о самватсарах.

Автор утверждает, что изначально в Индии была в ходу система, основанная на циклах гелиактических восходов Юпитера (примерно 400 дней). Этот способ означает что самватсара могла начаться в любое время года. Затем по мере уточнения цикла более поздние астрономы, в т.ч Варахамихира, перешли к циклу в 361 день - периода за который Юпитер делает полный оборот. При том у Варахи какой-то промежуточный вариант, ибо он говорит о начале 60-летнего цикла с гелиактического восхода Юпитера в Дхаништхе, но для всех остальных самватсар гелиактический восход не учитывается.

Еще позднее перешли к современному способу подсчета самватсар, начинающихся с Чаитра Шукла пратипад или Меша-санкранти (на юге Индии). Некоторые панчанги отказались от учета гелиактического восхода, другие - нет. Новый способ удобнее тем, что не требует отбрасывания некоторых самватсар из списка (из-за накопления ошибки из-за разной длины года) для синхронизации с реальными наблюдениями. Но насколько это согласуется с воззрениями Варахамихиры - тот еще вопрос.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #5 : Апрель 05, 2024, 16:32:16 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Автор утверждает, что изначально в Индии была в ходу система, основанная на циклах гелиактических восходов Юпитера (примерно 400 дней). Этот способ означает что самватсара могла начаться в любое время года. Затем по мере уточнения цикла более поздние астрономы, в т.ч Варахамихира, перешли к циклу в 361 день - периода за который Юпитер делает полный оборот. При том у Варахи какой-то промежуточный вариант, ибо он говорит о начале 60-летнего цикла с гелиактического восхода Юпитера в Дхаништхе, но для всех остальных самватсар гелиактический восход не учитывается.

Еще позднее перешли к современному способу подсчета самватсар, начинающихся с Чаитра Шукла пратипад или Меша-санкранти (на юге Индии). Некоторые панчанги отказались от учета гелиактического восхода, другие - нет. Новый способ удобнее тем, что не требует отбрасывания некоторых самватсар из списка (из-за накопления ошибки из-за разной длины года) для синхронизации с реальными наблюдениями. Но насколько это согласуется с воззрениями Варахамихиры - тот еще вопрос.
Тоже было заморачивался этим вопросом, но тут мне кажется отсчёт совершается по аналогии с системой Бхав. Если Лагна попадает в самый конец Раши, то всё равно весь Раши считается за первую Бхаву, и мне попадались удивительные примеры, ярко демонстрирующие верность данного подхода. Также мне видится и в случае с Меша Санкранти, новый цикл Чандры открывает путь к энергиям, обретающим тот характер Самватсары, который активен именно на его начало. Как день начнёшь, так он и пойдёт; как год начнётся, так он и пойдёт - примерно из этой же области. И при рассматривании начала отсчёта с положения в Дхаништхи может иметь такой же смысл: Как Йуга началась, так она и пойдёт. Так мне это видится.

Новый метод действительно вряд ли стыкуется с подходом Варахамихиры, потому что по системе Варахамихиры будут выпадающие Самватсары (что, как мне кажется, может тоже иметь свой смысл), и сейчас в ведущемуся по нему отсчёту совсем иная Самватсара, чем по Варахамихире.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #6 : Май 08, 2024, 21:24:23 »

Намасте всем участникам форума!
Продолжу (или закончу) тему тем, что, читая книгу Дитера Коха (одного из авторов швейцарских эфемерид) о датировке Махабхараты (http://www.gilgamesh.ch/KochMahabharata.pdf), нашел интересную ссылку на Брихад Самхиту 13.3, где Варахамихира приводит другую дату начала правления Юдхиштхиры: 2526 лет от начала Викрам-самват (хотя в книге он почему-то пишет о Шака-самват).

В итоге совсем уж руки опустились: раз Варахамихира сам не определился откуда самватсары считать, то что уж тут говорить...

Книга о Махабхарате, тем не менее любопытна, по крайней мере для общего погружения в вопрос. Кох много дискутировал со сторонниками хиндутвы на тему астрологии и вероятно эти дискуссии побудили к написанию. Конечно его скепсис относительно истоков происхождения индийской астрологии очевиден, но пока он не произвел впечатления как намеренно перекручивающий тему.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #7 : Май 16, 2024, 13:11:00 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Намасте всем участникам форума!
Продолжу (или закончу) тему тем, что, читая книгу Дитера Коха (одного из авторов швейцарских эфемерид) о датировке Махабхараты (http://www.gilgamesh.ch/KochMahabharata.pdf), нашел интересную ссылку на Брихад Самхиту 13.3, где Варахамихира приводит другую дату начала правления Юдхиштхиры: 2526 лет от начала Викрам-самват (хотя в книге он почему-то пишет о Шака-самват).

В итоге совсем уж руки опустились: раз Варахамихира сам не определился откуда самватсары считать, то что уж тут говорить...

Книга о Махабхарате, тем не менее любопытна, по крайней мере для общего погружения в вопрос. Кох много дискутировал со сторонниками хиндутвы на тему астрологии и вероятно эти дискуссии побудили к написанию. Конечно его скепсис относительно истоков происхождения индийской астрологии очевиден, но пока он не произвел впечатления как намеренно перекручивающий тему.
Это тоже отдельная тема, о котрой много разговоров, я видел исследования на эту тему, часть где-то у меня сохранено (сейчас не найду, а как найду - добавлю эти исследования в этой теме), и это одна из причин, почему по возможности я изучаю вычислительную часть Джьотиши, но так как это сейчас не в приоритете, прогресс тут очень медленный :)

Уже не помню детали, но когда я подставлял разные даты в JH, я не получал результаты, соотносимые с положением Грах согласно Махабхарате и т. д. ("парад Планет" и т. д.). Но тут есть следующие три больших момента:

1. Современные подходы по вычислению положения Планет основаны на кеплерианской модели и также на всяких элементах, внесённых исключительно чтобы замутнить понимание происходящих в Природе процессов ("скорость света" и прочая несуразица, выдумываемая при британском дворе, а затем распротраняемая на весь мир, как истина в последней инстанции). Это даёт неопределённые результаты, не до конца достоверные, требующие постоянно корректировки. Подходы наподобие представленного в "Алмагесте" отвергаются, как основанные на неверной системе координат, или что там придумали, хотя та система давала результаты, согласно некоторым исследователям, более точные.

2. Некоторые прецессионые и иные движения могут быть лишь колебаниями/вибрациями в каком-то ограниченном промежутке пространства. Современные астрономы совершают экстраполяции, предполагая до какой-то степени линейность и однонаправленность происходящих движений.

3. Во времена больших сражений и событий есть много указателей на то, что нарушался/изменялся ход Грах. И если он был нарушен во времена около начала Кайлиуги, вполне возможно, что скорость и пути движения Грах какое-то время, даже если брать обычную инерцию, очень сильно отличались от текущих.

В упомянутой вами книге "Bharatiya Jyotish Shastra" (автор Шанкара Балакришна Дикшит) на странице 119 первого тома как раз рассматривается данный момент с датой 2526 до Викрама/Шаки Самвата. Там говорится, что Варахамихира сделал такое суждение на основании выдвинутого же им суждения о том, что Саптариши пребывают в каждой Накшатре 100 лет, хотя возможно под Саптариши понималось нечто другое, чем "Большая Медведица", и оттуда он и вынес 2526 на основании полученного промежутка времени в 2700 лет.

Далее автор "Бхаратийя Джьотиш Шастры" указывает другой вариант, когда Калийуга началась на пару тысяч лет раньше, чем обычно считается. Подобные суждения я видел ещё у какого-то исследователя, но сейчас не вспомню у кого (вспомню. напишу тут). В принципе одна из причин, почему я по возможности изучаю вычислительную часть Джьотиши, это чтобы и тут была по возможности некая ясность.

По поводу начала Калийуги вопрос действительно очень интересный, но жалко, что ему уделяют столько книг и исследований, а вот написать книжку с чёткими инструкциями по вычислению положения небесных тел, такую днём с огнём не найдёшь. Может быть я когда-нибудь напишу такую книжку, когда освою эти вычисления по Алмагесту и подобным древним трудам (кеплеровская модель вызывает отчуждение по многим причинам, да даже и по ней толковых материалов кот наплакал), но вряд ли это будет в скором времени, если это вообще будет, так как на всё времени не хватает.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #8 : Май 23, 2024, 22:18:31 »

Цитировать
1. Современные подходы по вычислению положения Планет основаны на кеплерианской модели и также на всяких элементах, внесённых исключительно чтобы замутнить понимание происходящих в Природе процессов ("скорость света" и прочая несуразица, выдумываемая при британском дворе, а затем распротраняемая на весь мир, как истина в последней инстанции). Это даёт неопределённые результаты, не до конца достоверные, требующие постоянно корректировки. Подходы наподобие представленного в "Алмагесте" отвергаются, как основанные на неверной системе координат, или что там придумали, хотя та система давала результаты, согласно некоторым исследователям, более точные.


По поводу начала Калийуги вопрос действительно очень интересный, но жалко, что ему уделяют столько книг и исследований, а вот написать книжку с чёткими инструкциями по вычислению положения небесных тел, такую днём с огнём не найдёшь. Может быть я когда-нибудь напишу такую книжку, когда освою эти вычисления по Алмагесту и подобным древним трудам (кеплеровская модель вызывает отчуждение по многим причинам, да даже и по ней толковых материалов кот наплакал), но вряд ли это будет в скором времени, если это вообще будет, так как на всё времени не хватает.

Насчет этого момента, то вроде как в Kundalee от Vinay Jha и в JH ver 7.66 (его же расчеты) заявляются как "настоящие" по Сурья-сиддханте, так что можете попробовать эти варианты, у меня пока сил не хватает чтобы в это глубится. В Kundalee у меня категорически не получается что-то в ней посчитать: все время вылетает с ошибкой.
По расчетам Алмагеста, может вам полезна будет ссылка, если вдруг не знакомы: https://webspace.science.uu.nl/~gent0113/astro/almagestephemeris.htm

Цитировать
В упомянутой вами книге "Bharatiya Jyotish Shastra" (автор Шанкара Балакришна Дикшит) на странице 119 первого тома как раз рассматривается данный момент с датой 2526 до Викрама/Шаки Самвата. Там говорится, что Варахамихира сделал такое суждение на основании выдвинутого же им суждения о том, что Саптариши пребывают в каждой Накшатре 100 лет, хотя возможно под Саптариши понималось нечто другое, чем "Большая Медведица", и оттуда он и вынес 2526 на основании полученного промежутка времени в 2700 лет.

Про Саптариши Кох тоже пришел к выводу, что скорее всего не Большая Медведица имелась в виду и этот момент остается темным.

Цитировать
Далее автор "Бхаратийя Джьотиш Шастры" указывает другой вариант, когда Калийуга началась на пару тысяч лет раньше, чем обычно считается. Подобные суждения я видел ещё у какого-то исследователя, но сейчас не вспомню у кого (вспомню. напишу тут). В принципе одна из причин, почему я по возможности изучаю вычислительную часть Джьотиши, это чтобы и тут была по возможности некая ясность.

Ох, каких там мнений только нет... и 15000 лет назад и 2000. Но все они в чем-то да противоречат написанному в Махабхарате.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #9 : Май 26, 2024, 03:30:39 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Насчет этого момента, то вроде как в Kundalee от Vinay Jha и в JH ver 7.66 (его же расчеты) заявляются как "настоящие" по Сурья-сиддханте, так что можете попробовать эти варианты, у меня пока сил не хватает чтобы в это глубится. В Kundalee у меня категорически не получается что-то в ней посчитать: все время вылетает с ошибкой.
Хмммм, а есть какие-то существенные различия между JH 7.66 и 8.00? Вроде 8.00 финальная версия, доступная уже много лет. Kundalee сейчас толком не посмотреть, викидот решил поиграться в цензуру. Но, в случае необходимости расчёты по Сурья Сиддханте есть и в JH. вряд ли там есть сильные отличия.
Цитировать
По расчетам Алмагеста, может вам полезна будет ссылка, если вдруг не знакомы: https://webspace.science.uu.nl/~gent0113/astro/almagestephemeris.htm
Благодарю, интересная ссылка. Хоть и не сами расчёты там, но некоторые опорные моменты, которые можно использовать.
Цитировать
Ох, каких там мнений только нет... и 15000 лет назад и 2000. Но все они в чем-то да противоречат написанному в Махабхарате.
Ну вот я и хотел создать своего рода "систему уравнений", подставив в них данные по движению планет по Алмагесту, и посмотреть, на какую бы дату могли бы приходиться события по тем данным, что даны в Махабхарате. Но это при допущении того, что движение оставалось условно неизменным. И ведь вполне может быть, что те же Саптариши когда-то и правда были видны в небе, но со временем по какой-то причине стали невидны.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #10 : Май 26, 2024, 11:13:02 »

Намасте!
Цитировать
Хмммм, а есть какие-то существенные различия между JH 7.66 и 8.00? Вроде 8.00 финальная версия, доступная уже много лет. Kundalee сейчас толком не посмотреть, викидот решил поиграться в цензуру. Но, в случае необходимости расчёты по Сурья Сиддханте есть и в JH. вряд ли там есть сильные отличия.

Это сам разработчик так рекомендует, типа в последующих версиях JH опция расчетов по СС осталась чисто для галочки.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #11 : Май 31, 2024, 13:27:39 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Это сам разработчик так рекомендует, типа в последующих версиях JH опция расчетов по СС осталась чисто для галочки.
Рассматривание этого нюанса привело меня к следующему. Нашёл в патч логе к 8.0 версии фразу:

(11) Removed the "Set calculations options as recommended by Sri Vinay Jha (SSS)" option.

Нашёл следующее обсуждение https://www.mysticboard.org/viewtopic.php?t=71516&start=90 нюансов JH, связанных с Сурья Сиддхантой. В этом обсуждении увидел ряд любопытных моментов.

В частности Винай Джха очень отрицательно отзывается об общедоступных вариантах "Брихат Парашара Хора Шастры" (включая вариант Ситарама), положительно отзывается о том варианте, что от издательства Чаукхамба. Мне попался следующий вариант: Брихат Парашара Хора Шастра. Но я там не нашёл особых отсылок к Сурья Сиддханте, возможно я нашёл не тот вариант, что упомянут Винайем (ведь есть не несколько издательств, чьё название начинается с "Чаукхамба"), или плохо смотрел текст.

JH 7.66 и Кундали я не смог найти. С Кундали вообще всё сложно... Сайт Винайя Джхи на Викидоте, а Викидот решила поиграть в политиканство, заблокировав сайт для России и Беларуси из-за нарушений прав человека и т. д. (тогда бы по всему миру бы заблочили, ведь в лжепандемию почти всюду права человека попирали...). А там у него ещё и статьи видимо интересные на том сайте. На днях может попрошу кого-нибудь из знакомых скачать и переслать мне.

Нашёл вот ещё интересную статью Винайя Джхи, частично связанной с темой: http://bharatkalyan97.blogspot.com/2014/03/ayanamsha-vs-precession-vinay-jha.html. Кстати, во второй части этой статьи (там где примёр расчётов айанамши) видно, что Винай Джха использует стандартную дату начала Калийуги (+3102 к западному году), правда там он пропустил один год, не могу понять логику этого пропуска и в вычислении у него тогда должно получаться 22° 39′, а не 22° 38′ 06″). У Бхаскары в "Сиддханта Широмани" сказано, что к началу исчисления по Шака Самвату прошло 3179 лет. Один год можно случайно пропустить, если считать через Западное "A. D.", а от него отсчитывать по Шака Самвату, у меня раньше при расчёте так тоже год потерялся.

Все эти поднимаемые вопросы (про начало Калийуги, Айанамшу и т. д.) лишь в очередной раз показывают необходимость действительно хорошо понимать и разбираться в самих расчётах, а не полагаться в этом на программы. По крайней мере Винай Джха и Бхаскара (II) находятся в согласии по поводу 3102 лет до начала счисления по Западной системе.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #12 : Июнь 12, 2024, 14:41:50 »

Мне с VPN приходится ходить к нему на сайт.
По JH: сначала ставите ver 7.3, это ссылка с его сайта: https://drive.google.com/file/d/1-9ATu2rOunBT0Ztsl-RgSPvHQIRPx7Bf/view
Поменяйте расширение на exe.
Потом обновляете до 7.66 и отключаете дальнейшие обновления, тоже его ссылка: https://drive.google.com/file/d/1uQHhyyQRy3bcs3ZZzSWx-cl_UbWAveIM/view
После установки выбираете Preferences > Related to Calculations > Set Calculation Options as Recommended by Vinay Jha и сохраняете  такие настройки

С Kundalee там вообще очень по индийски :010:, наверное нет смысла всю эту путаницу тут расписывать, тем более там на хинди мануал.
Записан

Alexandros

  • *
  • Сообщений: 440
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #13 : Июнь 15, 2024, 15:00:47 »

Намасте!
Джаи Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!

Мне с VPN приходится ходить к нему на сайт.
По JH: сначала ставите ver 7.3, это ссылка с его сайта: https://drive.google.com/file/d/1-9ATu2rOunBT0Ztsl-RgSPvHQIRPx7Bf/view
Поменяйте расширение на exe.
Потом обновляете до 7.66 и отключаете дальнейшие обновления, тоже его ссылка: https://drive.google.com/file/d/1uQHhyyQRy3bcs3ZZzSWx-cl_UbWAveIM/view
После установки выбираете Preferences > Related to Calculations > Set Calculation Options as Recommended by Vinay Jha и сохраняете  такие настройки

С Kundalee там вообще очень по индийски :010:, наверное нет смысла всю эту путаницу тут расписывать, тем более там на хинди мануал.
Благодарю, покопаюсь потом. Несоответствия числовых данных "Сурья Сиддханты" с "Сиддханта Широмани" и рядом других текстов (и даже современных текстов друг с другом) показывают, что не всё тут так просто. У Винайи Джхи один год уже пропадает просто так из вычислений, а это дополнительный нюанс, который стоит учитывать при изучении его программы и подхода к вычислениям. В одной из представленных мной ссылок Винайя Джхи упоминает некий труд (забыл его название), подчёркивающий разделение вычислительной части Джьотиши на вычисление положения тонких тел (по "Сурья Сиддханте" и т. п.) и грубых тел Грах (Дрик, как это называют), его я тоже поищу потом, но мне кажется, тут слишком много наплодили лишних сущностей.

По расчетам Алмагеста, может вам полезна будет ссылка, если вдруг не знакомы: https://webspace.science.uu.nl/~gent0113/astro/almagestephemeris.htm
Любопытно, если в прилагаемом на сайте калькуляторе вбить время начала Калийуги (18.IV.-2357 или 14.V.-2357 по тамошнему летоисчислению), то там не будет видно кучкования Планет, какое должно бы быть.

А вот, кстати, про нелинейность процессов. Пример на длительности тропического года: в Википедии (тут, надеюсь, она не будет сильно делать подлоги с данными) даются данные за 1985-1989 годы (данные получены в одной и той же обсерватории). Длительность этих лет была:
1985: 365 дней, 5 часов, 48 минут, 58 секунд.
1986: 365 дней, 5 часов, 49 минут, 15 секунд.
1987: 365 дней, 5 часов, 46 минут, 38 секунд.
1988: 365 дней, 5 часов, 49 минут, 42 секунды.
1989: 365 дней, 5 часов, 51 минута, 6 секунд.
Как видно из этих данных, длительность тропического года меняется нелинейно, хотя вроде бы есть тенденция к уменьшению длительности (по Птолемею длительность 365 дней 5 часов 55 минут 12 секунд).

А по авторитетному для современных астрономов сайту https://hpiers.obspm.fr/eop-pc/models/constants.html данные таковы:
1. Тропический год (развёрнуто).
365 дней 5 часов 48 минут 45,2507328 секунд
2. Сидерический год (развёрнуто).
365 дней 6 часов 9 минут 9,7635456 секунд

"Сурья Сиддханта" даёт длительность сидерического года в 365 дней 6 часов 12 минут 36+ секунд. "Сиддханта Широмани", более поздний труд, уже даёт эту длительность в 365 дней 6 часов 12 минут 9 секунд. Таким образом, длительность сидерического года судя по всему тоже изменяется со временем, причём тоже в сторону снижения длительности. Это если верить всем этим данным наблюдений.

Вообще есть много элементов, которые вкрапляются как-будто бы специально, чтобы усложнить расчёты (скорее всего так и есть, учитывая общий характер проходящей в последние века политики). Например, навязывание гелиоцентрической системы для расчётов положения Планет относительно Земли.

Ещё пример. J2000 использует не UTC, а своё другое время с дробями. Подобных моментов ныне куча, и без их учитывания погрешность вычислений будет возрастать очень сильно.

Вот пример просто осложнений задачи вычисления. У "Алмагеста" есть вроде как очень хороший перевод на русский язык, наверно единственный перевод, с кучей комментариев, но при этом всё равно комментарии часто мутноватые (и расположены в случайных местах книги, как принято в "академических" изданиях, вместо того, чтобы идти сразу по тексту или в сноске внизу). На каком-то совсем левом сайте я нашёл, что формула простафереза (значения отклонения положения Солнца от общей формулы из-за его эллиптического движения) по Птолемею такова: arctg ((1 / 24) * sin α / (1 + (1 / 24) * cos α)). В комментариях в книге этого нет (ну или я не нашёл). Да, в книге есть табличка простаферезов, но там приближённые результаты с интервалом в 3 градуса.

Вполне возможно, что где-то в этой "тёмной комнате" есть "слон", которого просто так не увидеть, но с которым все расчёты становятся ясными и понятными, таковыми они и были скорее всего когда-то, но сейчас всё утопло в какой-то откровенно политической замудрени.
Записан

Raps

  • *
  • Сообщений: 108
Re: Джьотиша: Самватсары.
« Ответ #14 : Июнь 29, 2024, 13:40:07 »

Посмотрел что было на небе 18 февраля -3101 года в Stellarium и в версии JH 7.66:
Ну нет какого-либо супер соединения около 0 Овна, увы.
по Stellarium более правильная дата 17 февраля и планеты в Овне-Рыбах в диапазоне ~41 градус
по JH более правильная дата 19 февраля и планеты в Овне-Тельце, диапазон тот же.

Более интересным мне показалось (но я не настаиваю, просто заметил!), что 11 декабря -3104 собрались 6 планет (за исключением Венеры) в Дхаништхе. На эту же дату JH 7.66 показывает иную картину: разброс намного больше. Если вспомнить что в Веданга Джйотиш год и юга начинались с новолуния в Дхаништхе (там же происходило зимнее солнцестояние примерно с 1800 до нэ, но вопрос какие звезды считать Дхаништхой не настолько ясен как хотелось бы, сейчас считается что это современное созвездие Дельфина). Здесь, однако, новолуние близ точки зимнего солнцестояния произойдет месяц спустя 10 января -3103, а Юпитер как раз гелиактически появится.

Из интересного тоже: посмотрите на синагогу планет 5 февраля 1962 года около 7 утра! Все в диапазоне ~16 градусов и тоже в Дхаништхе!

Возможно появится вопрос насколько можно доверять Stellarium и JH и прочему астрософту. Как оказалось весь (из известного) астрологический софт использует швейцарские эфемериды (JH тоже), а они в свою очередь используют расчеты Nasa JPL (Stellarium напрямую обращается к расчетам JPL), то что расчеты +- совпадают с положениями планет, которые приведены в книгах прошлого века, когда Индия пользовалась своми эфемеридами из панчанг вполне показывает их непредвзятость, да и космические аппараты тоже успешно запускаются, я уверен что в расчетах этих аппаратов используются те же орбитальные уравнения что и у JPL.

Цитировать
грубых тел Грах (Дрик, как это называют), его я тоже поищу потом, но мне кажется, тут слишком много наплодили лишних сущностей.
Согласен с вами, выглядит неубедительно. А тот факт, что Винай Джха пишет что чтобы результаты Вимшоттари правильно интерпретировать, нужно на момент начала даши построить новый гороскоп (Даша-арамбха чакра) и именно его трактовать выглядит еще более странным. Если вы не уверены во времени рождения до секунд, то весь его метод никчемный.
Записан