Происхождение и Разрушение Космоса и Человека
Согласно Калачакре, циклическое бытие состоит из безмерных полей Будды (Будда-кшетра), качества которых безграничны, и из пяти элементов. Оно определяется их происхождением, продолжительностью и разрушением. Весь космос, как говорят, возникает и распадается, так как разумные существа пожинают плоды своих благих и вредных действий. Коллективная карма разумных существ производит кармические ветры, которые формуют и разрушают космос, накапливая и расщепляя атомные частицы, составляющие космос. Таким образом, внешние кармические ветры (карма-вата) соотносятся с характерными качествами сознания разумных существ (виджняна-дхарма).
Кармический ветер, который производит пространство полей Будды, как полагают, имеет двойную природу, потому что он производит два типа пространства: неодушевленное и живое. Подобно небесным созвездиям (накшатра), неодушевленное пространство полей Будды постоянно и статично; тогда как живое пространство находится в движении, так же, как круг астрологических домов (раши-чакра), и перемещается в пространстве. Во время распада неодушевленного пространства также распадаются тела всех людей и других живых существ, состоящих из атомов. Таким образом, судьба неодушевленного пространства, которое возникает благодаря действиям разумных существ, является также и судьбой разумных существ, которые населяют его.
Безграничные кармические ветры производят многочисленные миропорядки полей Будды так же, как кармические ветры пран, постоянно сопровождающие переселяющееся сознание, производят тело разумного существа. Так же, как внутренние кармические ветры живых существ приводят к физическому росту, так и внешние кармические ветры являются причиной роста неодушевленных субстанций.
Существует три типа внешних кармических ветров: поддерживающий (самдхарана), взбалтывающий (мантхана) и ветер придающий форму (самстхана). Поддерживающий ветер скрепляет атомы земли и других элементов подобно тому, как дождевой ветер скрепляет атомы дождевой воды. Следующий за ним, взбалтывающий ветер перемешивает атомы до тех пор, пока элементы не затвердевают. Так же, как соль кристаллизуется под воздействием солнца, элементы укрепляются под воздействием такого взбалтывания. Взбалтывающий ветер заставляет элементы поглощать друг друга, составляя одно целое, где атомные частицы одного из элементов становятся преобладающим веществом, в то время как атомные частицы других элементов становятся второстепенными веществами. Что касается твердости, то человеческое тело подобно космосу, где атомы земли становятся первичными, а другие атомы - вторичными. Так же вода, огонь и элементы ветра становятся первичными исходя из жидкого состояния, тепла и подвижности, соответственно. Однако, что касается пространства, то все другие атомные частицы, лишенные своих собственных свойств, становятся первичными. Как только возникает концентрация атомных частиц элементов, великий придающий форму ветер проходит через все поле Будды в форме десяти ветров. Эти десять кармических ветров, придающих форму неодушевленному пространству, также формируют и тело человека, в котором они распределяют и переносят наклонности человеческой кармы. Поэтому, можно сказать, что в этой тантрической традиции вся карма разумных существ хранится в атомных частицах кармических ветров. Калачакратантра утверждает, что «карма каждого содержится в гунах пракрити», которая общепринято считается физической. Она также указывает, что десять кармических ветров, формирующих неодушевленную окружающую среду и тело человека, сами по себе являются результатом этих пяти элементов.
Три ветра апаны возникают из гносис-элемента (элемента знания), а три ветра праны - из космического элемента. Самана появляется из ветра, удана – из огня, вьяна – из воды, а нага – из земли. Эти четыре – курна, крикара, девадатта и дханамджа, возникают соответственно из ветра, огня, воды, и земли.
Заключительный анализ наводит на мысль о том, что карма разумных существ, которая проявляется в форме атомных веществ, имеет физическую природу. В этом отношении взгляды Калачакратантры на карму соответствуют взглядам джайнизма, где карма рассматривается как тонкое скопление материи, составляющее кармическое тело. В традиции Калачакры, однако, это толкование кармы не устраняет буддистское представление о всех действиях, как о умственных в конечном счете. Даже, когда традиция Калачакры признает, что отдельный переселившийся ум (самсара-читта) является условно установленным исполнителем всех действий и основной причиной происхождения и разрушения всего космоса, она все же указывает, что пять элементов – это материальные компоненты переселяющегося ума. Это указывает на тот факт, что посредник не лишен материальных веществ, не действует и не создает что-либо. Отсюда можно заключить, что карма - материальна, потому, что сам ум, ее производящий, также материален. Подобно этому, все циклическое существование, проявляющееся вследствие кармы разумных существ, является материальным, потому что карма, которая создает его, также материальна. Я предполагаю, что эти причинные отношения между материальной природой переселяющегося ума, кармой, окружающей средой и космосом, которые каждый ощущает - это простое проявление собственного ума.
Согласно этой тантрической традиции, поле Будды всегда появляется вместе с мировой системой, так же, как человеческое тело всегда возникает вместе с семьюдесятью двумя тысячами нади. Во время происхождения космоса очень тонкие частицы (ану), которые незаметны чувству восприятия, присутствуют в форме атомных частиц (параману). Атомные частицы бывают пяти типов: ветер, огонь, вода, земля и пространство.
Под влиянием времени из всех атомных частиц первым возникает элемент ветра. Его происхождение начинается с того, что атомные частицы ветра присоединяются друг к другу. Затем, вследствие их соединения, возникает тонкая вибрация, и это мы называем "ветер". После этого, атомы огня начинают соединяться друг с другом, и возникает молния, сопровождаемая ветром, в виде огня. Далее соединяются атомы воды, и дождь, сопровождаемый ветром и огнем, появляется как вода. И, наконец, появляются атомные частицы элемента земли, и радуга, называемая "землей", возникает в пространстве. Атомы пространства пронизывают все вышеупомянутые элементы.
После формирования элементов, начинают образовываться семь континентов, горы, и океаны, как результат пяти элементов, вследствие соединения поддерживающего, взбалтывающего и формирующего ветров. Эти семь гор и семь континентов – результат элемента земли, который есть твердь. Семь океанов - результат элемента воды, который ни что иное как текучесть. Огонь солнца, молнии и внутренний огонь, происходит из элемента огня, который является жаром. Элемент ветра - подвижность, а элемент пространства - сфера, в которой происходит движение и рост. Таким образом весь космос образуется из атомных частиц пяти элементов для того, чтобы разумные существа смогли пережить результаты своих действий.
Во время распада космоса, огонь, который сжигает его дотла (калагни), разожженный ветрами кармы, растапливает атомные скопления всего космоса. Его функцию можно сравнить с огнем знания (джнянагни), или огнем сексуального желания (камагни), который сжигает материальную природу мигрирующего тела и сознания во время завершающей стадии практики Калачакратантры. Также стоит отметить, что оба огня - калагни и камагни - отождествляются в этой тантрической традиции с двумя типами божеств, а именно, Калагни и Чандали. Соответствующие им местоположения в космосе и теле человека, также сопоставимы, так как оба находятся в низших областях космических и индивидуальных тел, где они могут стать пробужденными или сожженными. Калагни находится в подземном мире, а Чандали пребывает в пупе человеческого тела. Чандали горит вследствие сокращения ветров праны, и поэтому его называют «огнем пранаямы». Точно так же воспламеняется калагни, когда погашены кармические ветры пран космического тела.
Время сжигания космоса описывается не только как разрушение космоса, но также как его происхождение. Во время распада космоса атомные частицы элемента земли не погибают; они сохранятся благодаря своему единству с атомными частицами воды и других элементов. Когда космос распадается, кармический ветер извлекает атомы земли из их соединений, отделяя индивидуальные атомы от массы земных атомов, бросая их в массу водных атомов. После этого, он извлекает их из элемента воды и бросает в элемент огня. Затем он извлекает из элемента огня и помещает в элемент ветра. Наконец, он извлекает их из атомных частиц элемента ветра и распространяет один за другим в пространстве. После разрушения неодушевленного космоса, живые существа идут в другое поле Будды и в другой космос, которые произведены их кармическими ветрами, дабы испытать дальнейшие результаты своих действий.
Таким же образом, как происходит возникновение и распад неодушевленного космоса, так же дело обстоит с рождением и смертью человека. Так же, как в неодушевленном мире возникает человеческое тело, под воздействием десяти кармических ветров, из скопления атомных частиц земли, воды, огня, ветра и элементов пространства. В момент зачатия сперма отца и утробная кровь матери, возникшие из этих пяти элементов, «поглощаются» сознанием, которое вместе с тонкими пранами входит в матку матери. В результате зачатия, под действием силы времени, семя и утробная кровь внутри матки медленно развиваются в тело человека. Это происходит благодаря распространению пран. Растущий зародыш потребляет пищу, состоящую из шести вкусов - горький, кислый, соленый, острый, сладкий и вяжущий, которые возникают из шести элементов, шестым является гносис (познание). Поэтому, тело зародыша становится грубым физическим телом, состоящим из скоплений атомных частиц. Элементы семени отца образуют костный мозг, кости, нади и сухожилия; а элементы утробной крови матери образуют кожу, кровь и плоть. Таким образом, все элементы и психофизические совокупности, составляющие тело человека, появляются благодаря соединению атомных скоплений семени отца и утробной крови матери. Пять элементов семени отца и утробной крови матери способствуют росту зародыша, так же как они способствуют росту семени растения в природе. Элемент земли поддерживает сперму, которая вошла в матку, так же как он поддерживает семя в земле; а водный элемент способствует его росту. Элемент огня заставляет его развиваться и переваривать шесть вкусов, которые происходят из шести элементов. Элемент ветра стимулирует его рост, а элемент пространства обеспечивает место для роста. Элемент земли делает тело плотным, он образует кости и ногти. Элемент воды вызывает влажность в теле, давая начало семи видам физических жидкостей. Элемент огня способствует созреванию зародыша и образует кровь. Десять основных ветров пран расширяют его кожу, а элемент пространства становится отверстиями тела.
Продолжение далее...