"Космическое тело" (The Cosmic Body (p. 56-108) из книги
"Внутренняя Калачакра. Буддийско-тантрический взгляд на человека"(The Inner Kalacakratantra. A Buddhist Tantric View of the Individual)
автор Vesna A.WallaceOXFORD UNIVERSITY PRESS 2001
Продолжение
Время в Космосе и человеке Согласно этой тантрической традиции, время в человеческом царстве внешне измеряется согласно движению планет, а внутренне - согласно количеству дыханий человека. Расположение и движение планет в небе влияют на тело человека и соотносятся с расположением и течением нади в теле. Так, в соответствии с прохождением Солнца (самкранти) через двенадцать солнечных домов, двенадцать тонких нади берут начало из пупа, местоположения переселяющегося разума. Так же, прохождение Солнца через двенадцать знаков зодиака в течение года соотносится с пранами, ежедневно проходящими через двенадцать лепестков (внутренние знаки зодиака) пупочной чакры.
Прохождение Солнца через двенадцать знаков зодиака, соответствует течению пран внутри двенадцати пупочных нади. Например, одно солнечное прохождение происходит в течение 1800 данд, так же как прохождение пран внутри одного лепестка случается за время 1800 дыханий. Подобным образом, внутри одного солнечного прохода осуществляется прохождение пяти мандал, так же как внутри лепестка происходит одно прохождение пран. Существует пять направлений - запад, север, юг, восток и центр, куда направляются соответствующие мандалы, мандала земли, воды, огня, ветра и пространства. Точно так же каждая отдельная мандала в солнечном ходе, проходит в течение 360 данд, так же, как одно прохождение праны от одной нади до другой, осуществляется в течение 360 выдохов. Космические мандалы пространства и других элементов проходят через нечетные солнечные дома, так же как мандалы пространства и других элементов, находящиеся в теле, втекают в левую ноздрю. Космические мандалы земли и других элементов проходят через четные солнечные дома, таким же самым способом, как физические мандалы земли и др. элементов втекают в правую ноздрю. Кроме того, так же как и на севере, Луна управляет Овном, Близнецом, Львом, Весами, Стрельцом и Водолеем, так и элемент семени (бодхичитта-дхату) управляет левой нади в теле человека. На юге Солнце управляет Тельцом, Раком, Девой, Скорпионом и Козерогом, так же как элемент маточной крови (раджо-дхату) управляет правой нади в теле.
Солнце и Луна в небе, и их проявления в теле человека в виде спермы и маточной крови, приводятся в движение силой пран. Подобно тому, как кармические ветры пран проявляют эти составные части космоса и человека, они так же удерживают их в движении, пока не истощаться, и не покинут их во время распада и смерти.
Согласно этой тантрической традиции, двенадцать связей зависимого происхождения возникают в результате воздействия солнечного прохождения через двенадцать знаков зодиака, под действием прохождения двух лунных недель (пакша) и лунных дней (титхи). Таким образом, ежедневный ход Солнца и Луны в космическом теле и прохождение пран в правой и левой нади в человеческом теле, постоянно поддерживает циклическое существование в мире и в теле. Как внешние, так и внутренние циклы знаков зодиака, являются преходящими причинами перерождения и временными проявлениями двенадцати связей зависимого происхождения. Поэтому двенадцать фаз стадии заключительной (сампана-крама) практики Калачакратантры непосредственно касаются уничтожения двенадцати внутренних и внешних знаков зодиака.
Тем не менее, исходя из окончательной реальности, внутренние и внешние круги зодиака – это скоротечные проявления ваджр ума, речи, тела, знания и четырех тел Будды, которые характеризуются прекращением двенадцати связей зависимого происхождения. Поэтому, во время практики Калачакратантры, каждый начинает возвеличивать двенадцать знаков зодиака, визуализируя их как двенадцать ворот калачакра-мандалы, как тело Будды Калачакры и как его двенадцать лиц.
Внутренний круг знаков зодиака в пупочной чакре, соответствующий внешнему кругу зодиака и порождающий двенадцать связей зависимого происхождения в теле, имеет природу причин и следствий. Поэтому, время или перерождение прекращается, когда прекращаются причины и следствия. Существует несколько способов, которыми Калачакра интерпретирует двенадцать знаков зодиака и двенадцать связей происхождения. Таблица 5.17 иллюстрирует один из таких способов. Месяц Козерога всегда рассматривают как месяц зачатия, потому что после зачатия прана начинает перемещаться от нади Козерога в пупочную чакру зародыша.
Таблица 5.17 Двенадцать знаков и cвязи обусловленного происхождения
Двенадцать знаков | Двенадцать связей | Причины и следствия | Козерог | духовное невежество (авидья) | психическое страдание (клеша) | Водолей | кармические образования (самкара) | карма | Рыбы | сознание (виджняна) | страдание (дукха) | Овен | ум и тело (нама-рупа) | психическое страдание (клеша) | Телец | основные шесть чувств (шад-аятана) | карма | Близнец | осязание (спарша) | страдание (дукха) | Рак | эмоции (ведана) | психическое страдание (клеша) | Лев | страстное желание (тришна) | карма | Дева | духовное невежество (авидья) | страдание | Весы | становление (бхава) | психическое страдание | Скорпион | рождение (джати) | карма | Стрелец | старение и смерть (джара-марана) | страдание |
|
Таблица 5.17 также иллюстрирует цикл бытия (самсара-чакра), в котором внутренняя печаль порождает карму, карма порождает страдание, а страдание порождает внутреннюю печаль. Таким образом, каждая связь обусловленного рождения – это причина и результат другой связи. В этой тантрической традиции сам цикл существования может рассматриваться как причина, а весь мир - как ее результат. Не существует никаких разумных существ вне этого цикла перерождения, состоящего из причин и следствий. В результате связи между причиной, следствием и циклом существования, это феноменальное колесо времени останавливается, когда эти причины и следствия прекращаются.
Систематизация двенадцати связей обусловленного рождения на три категории в традиции Калачакры – психическую боль, карму и страдание, восходит к более ранним работам Абхидхармы и Махаяны. Однако, определенные связи обусловленного рождения отличаются от классификаций более ранних буддистских систем. Например, в Пратитьясамут-падахридаякарика Нагарджуны, духовное невежество (авидья), страстное желание (тришна) и жажда существования (упадана) принадлежат категории умственных несчастий; кармические образования (самскара) и становление (бхава) принадлежат к категории кармы; а остальные семь принадлежат категории страдания.
Таблица 5.18 показывает еще один способ, где традиция Калачакры объединяет двенадцать связей ограниченного рождения с двенадцатью знаками зодиака и двенадцатью лунными месяцами. В этой особой схеме, три вышеупомянутых аспекта двенадцати связей обусловленного рождения сведены к двум - причине и следствию.
Таблица 5.18 Двенадцать знаков зодиака, лунные месяцы и связи обусловленного рождения
Двенадцать знаков | Двенадцать лунных месяцев | Двенадцать связей обусловленного рождения | Козерог | начало Магхи | духовное невежество причина | Водолей | начало Пхалгуны | кармическое образование причина | Рыбы | начало Чаитры | сознание причина | Овен | начало Ваишакхи | ум-и-тело причина | Телец | начало Джйешта | шесть основных чувств причина | Близнец | начало Ашадха | осязание следствие | Рак | начало Шраваны | эмоции следствие | Лев | начало Бхадрапады | страстное желание следствие | Дева | начало Ашвини | желание существования следствие | Весы | начало Карттики | психическое страдание | Скорпион | начало Маргаширши | рождение следствие | Стрелец | начало Пушьи | старение и смерть следствие |
|
Таким образом, первые пять соединений обусловленного рождения, которые соответствуют первым пяти знакам и лунным месяцам, рассматриваются как причинные явления; а остальные семь рассматриваются как получающиеся в результате явления, определяемые страданием. Этот особый способ классификации двенадцати соединений на две категории, кажется необычным в отношении к традиции Калачакры.
В результате силы цикла времени в теле и вне тела, двенадцать соединений постоянно вращаются в порядке следования создания и разрушения. Соответствующие связи обусловленного рождения возникают и исчезают, не только когда Солнце входит в зодиак и когда начинается день нового лунного месяца, но также с наступлением и прохождением каждого лунного дня. Например, духовное невежество возникает в первый лунный день месяца пашья (в знаке Стрельца) во время двух светлых лунных недель (шукла-пакша). Кармические формирования возникают во второй день, и так далее. В течение светлых двух недель, двенадцать соединений обусловленного рождения возникают в порядке творения. Однако, когда духовное невежество возникает в первый лунный день темных недель (кришна-пакша), тогда двенадцатое соединение возникает во второй день, и так далее. Так, в течение темных недель, двенадцать связей обусловленного рождения возникают в порядке разрушения. В месяц пашья, двенадцать соединений обусловленного рождения возникают сначала в ходе творения, а затем разрушения; это происходит вследствие разделения на светлые и темные лунные недели. Поэтому, в течение следующего месяца магха, они возникают сначала в ходе разрушения, начинающегося со второго соединения, кармических формирований, а заканчиваются двенадцатым соединением - духовным невежеством. Последовательность их возникновения чередуется с каждым лунным месяцем. В этом случае, под действием светлых и темных недель, в одном лунном месяце случается полный цикл происхождения и разрушения. Так, цикл двенадцати соединений обусловленного рождения солнечного года содержит двадцать четыре более коротких цикла из двенадцати лунных месяцев. Когда двенадцать соединений солнечного цикла обусловленного происхождения добавляются к двадцати четырем соединениям лунного цикла, вместе они составляют 36 что соответствует 36 падам («позициям») Солнца и Луны в небе, а так же семени и маточной крови в теле человека. Так же, если умножить 24 лунных цикла обусловленного рождения на 12 соединений одного солнечного цикла обусловленного рождения, то получится число, соответствующее 288 падам Солнца и Луны, которые получены при умножении их 36 пад на 8 часов дня (прахара).
Так же, каждый отдельный день, восемь часов и четыре соединения (сандхья) дня составляют вместе 12 связей обусловленного существования, 12 микрокосмических знаков зодиака. В теле человека каждое из этих двенадцати соединений имеет 1800 потоков праны, так же, как вне тела каждая связь имеет 1800 данд в ходе лунного месяца. Так же, как один солнечный год состоит из 360 дней, так и один лунный цикл обусловленного бытия состоит из 360 ежедневных циклов. Аналогично, каждые два соединения составляют сезон (риту), состоящий из двух месяцев, который имеет 3600 потоков пран в теле и 3600 данд вне тела. Соответственно, шесть сезонов года составляют двенадцать соединений обусловленного бытия.
Итак, в космическом теле и в теле человека, множественные, более короткие циклы последовательно составляют большие циклы, в соответствии с разделением солнечного года на малые единицы времени. Это подразумевает, что каждый цикл обусловленного бытия, включающий постепенно более короткие циклы, проистекает в зависимости от других циклов и поэтому сам по себе является пустотой присущего бытия. В дальнейшем это подразумевает, что даже в течение одной жизни, человек являет собой ни что иное, как воплощение многократных циклов обусловленного рождения. Подобным образом, анализ времени на основе последовательно малых циклов предполагает, что само время по существу не является реальным явлением, с того момента в течение цикла времени нет ничего, что может быть установлено как его онтологическое основание (подразумевающее его существование). Таким образом, Калачакратантра поддерживает позицию Нагарджуны относительно времени, представленную в девятнадцатой главе Муламадхьямакакарика, где говорится, что время не является каким-то независимым, неотъемлемо существующим явлением, а зависит от преходящих связей.
Этот анализ также предполагает, что человек - просто цикл перерождений (самсара-чакра), колесо времени, проявленное в человеческой форме. Традиция Калачакры подтверждает, что кроме проявленного колеса времени, не существует другого разумного существа. Это утверждение напоминает один стих из Бодхичиттавиварана Нагарджуны, в котором говорится, что нет иного разумного существа кроме колеса из двенадцати спиц, которое катится по пути циклического существования. Так традиция Калачакры анализирует пустоту сущностного бытия явления, существующего во времени. Посредством такого анализа, традиция пытается продемонстрировать, что, поскольку это - колесо времени, то тело человека и личность (пудгала-наиратмая) - взаимно проникающими и неотличными. Таков один из уникальных способов Калачакратантры интерпретирования согласия ранней традиционной буддистской теории Мадхьямаки двенадцати-частного обусловленного происхождения с доктриной пустоты, что обнаружена в Муламадхьямакакарике Нагарджуны и Пратитьясамутпадахридаякарике. Отождествляя феноменальное существование с пустотой, традиция Калачакры также поддерживает старое утверждение Махаяны в Праджняпарамитахридайясутре, что форма – это пустота, и пустота – это форма.
Традиция Калачакры представляет человеческое тело как колесо времени, различными способами. Таблица 5.19 отображает некоторые тождественности солнечных и лунных дней, а так же измерений (кала) луны с определенными нади в теле человека.
Таблица 5.19. Единицы измерения времени и человека
Время | Человек | 360 солнечных дней (21,600 гхатик) | 360 нади 360-ти соединений | 30 лунных дней (титхи) | 30 нади 30-ти соединений | 15 дней шукла-пакши | 15 нади 15-ти суставов пальцев левой руки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем, в результате классификации пространства и других элементов | 15 дней шукла-пакши | 15 нади 15-ти суставов пальцев правой руки, начиная с мизинца и заканчивая большим пальцем, в результате классификации пространства и других элементов | 16 мер (кала) луны | 16 компонентов тела | 1-я | тонкие волосы | 2-я | длинные волосы | 3-я | кожа | 4-я | кожа | 5-я | кровь | 6-я | кровь | 7-я | плоть | 8-я | плоть | 9-я | нади | 10-я | нади | 11-я | кровь | 12-я | кости | 13-я | костный мозг | 14-я | костный мозг | 15-я | семя | 16-я | семя |
|
Таблицы 5.20.a-b иллюстрируют представление тантрической системы о нади шести физических чакр как внутренних опорах или местоположениях колеса времени.
Таблица 5.20.а. Расположение внутренних пад Луны и комбинаций
Лалата | 14 пад луны | в первой, второй и третьей нади | пада, состоящая из 5 гхатик | в четвертой нади | пада, состоящая из 4 гхатик | в пятой нади | пада, состоящая из 3 гхатик | в шестой нади | пада, состоящая из 2 гхатик | в седьмой и восьмой нади | пада, состоящая из 1 гхатик | в девятой нади | пада, состоящая из 2 гхатик | в десятой нади | пада, состоящая из 3 гхатик | в одиннадцатой нади | пада, состоящая из 4 гхатик | в двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой нади | пада, состоящая из 5 гхатик | в пятнадцатой и шестнадцатой нади | ничего | Горловая-чакра | Совокупность | в 28-й нади | 28 совокупностей | в остальных 4 нади | ничего |
|
Таблица 5.20.b. Расположение внутренних дней, гхатик и мер Луны
Дни недели | Сердечная-чакра | Воскресенье | в восточной нади | Понедельник | в юго-восточной нади | Вторник | в южной нади | Среда | в юго-западной нади | Четверг | в западной нади | Пятница | в северо-западной нади | Суббота | в северной нади | День Кету и Раху, проходящий через кулику | в северо-восточной нади | Гхатики | Пупочная-чакра | 60 гхатик | в 60 нади | ничего | в оставшихся 4 нади | Меры Луны | Тайная чакра | 16 дней светлой луны, 16 дней темной луны | в 32 нади |
|
Колесо времени, воплощенное в человеке, приводится в движение десятью ветрами пран в 1620 физических нади, которые называются «нади колеса времени». Как показано в таблице 5.21, нади колеса времени - это 162 нади, которые часто являются разно-видностями, в результате циркуляции десяти видов пран в каждой нади.
Таблица 5.21. Внутренние транспортеры колеса времени6 нади шести чакр
4 нади в ушнише, которые преносят 4 соединения дня
16 нади в лалате, которые переносят 16 лунных дней
32 нади в горловой-чакре, которые переносят 28 созвездий и 4 данды
8 нади сердечной чакры, которые переносят 8 часов дня
64 нади в пупочной-чакре, которые переносят 54 данды
32 нади секретной чакры, которые переносят 32 элемента
Шесть других нади: лалата, расана, авадхути, и три нади, переносящие фекалии, мочу и сперму
Нади колеса времени приносят смерть обычным людям, т.к. с течением времени они разрушаются элементами слизи (капха), желчи (питта) и ветра (вата) . Однако полагают, что они даруют счастье тем йогам, которые медитируют на них как на нади Будды Калачакры - божество калачакра-мандалы, и тем, кто охраняет их в теле посредством шестиступенчатой йоги (шад-анга-йога). Поскольку переселяющееся колесо времени неотлично от тела космоса и тела человека, оно - природа элементов и их видоизменений. Например, Козерог является природой элемента пространства и совокупностью сознания (виджняна-скандха); Водолей обладает природой элемента ветра и совокупностью умственных факторов (самскара-скандха); Рыбы имеют природу элемента огня и совокупность чувств (ведана-скандха); Овен является природой водного элемента и совокупностью распознавания (самджня-скандха); Телец имеет природу земного элемента и совокупность формы (рупа-скандха); Близнец - природу элемента знания и совокупность знания (джняна-скандха); и последние шесть знаков зодиака, начиная с Рака, имеют такую же природу, как вышеупомянутые шесть, но в обратном порядке.
Аналогично происходит классификация единиц времени, под действием шести элементов. Например, как в случае вышеупомянутых шести солнечных домов, классификация шести месяцев осуществляется в результате шести элементов, шесть сезонов, чередуются в соответствии с природой шести элементов. Среди трех сезонов из шести месяцев, первый сезон характеризуется саттвой, второй - раджасом, а третий – тамасом. Точно так же обстоит дело со следующей тройственная классификация, в которой две лунные недели обладают природой саттвы, лунный месяц - природу раджаса, а сезон - природу тамаса, что происходит в результате классификации трех гун.
Так, на основе общепринятой реальности, везде, где есть материальность, там существует время, а все материальное, что объясняется рождением и остановкой, является временным. Поэтому, цель практики Калачакратантры состоит в том, чтобы преобразовать материальное колесо времени в трансцендентное колесо, лишенное материи и свободное от рождения и смерти. Когда временное и воплощенное в определенном месте колесо времени становится вездесущим и постоянным, его называют Буддой Калачакры, единством пустоты и блаженства.
Реализация трансцендентного колеса времени определяется преобразованием двенадцати знаков зодиака в двенадцать Бодхисаттва-бхуми. Так же, во время этого преобразования, 32 меры Луны проявляются как 32 признака Великого Человека (маха-пуруша). Так же луна становится высшим умом (маха-читта) Будды, а последние из ее шестнадцати мер становятся высшей пустотой (маха-шуньята), высшим телом (маха-кая) Будды. Эта шестнадцатая мера луны, или высшей пустоты, приходится на конце светлых лунных двух недель, которые являются страстью или привязанностью (рага); и на начало темных лунных двух недель, которые являются беспристрастием или отрешенностью (арага). Таким образом, высшая пустота просветленного сознания - это прекращение феноменальных аспектов ярких и темных лунных недель. В некотором смысле, это сердце всех Татхагат, так же кaк личность - душа обусловленного рождения. Так, основываясь на прекращении времени и его причин, традиция Калачакры объясняет определение состояния Будды как ум, что имеет пустоту в качестве своей формы (шуньята-бимба-читта) и превосходит привязанность и отрешенность. Таким же образом, преобразовывая атомную природу пяти элементов, которые составляют небесную Луну, Солнце и Раху в природу знания, он преобразовывает эти небесные тела внутри себя и снаружи в различные виды знания, или в совокупности, свободные от помрачений (нираварана-скандха). Луна в небе, или семя в теле, становится подобно зеркалу знания Будды (адарша-джняна) или Вайрочаной. Солнце в небе, или маточная кровь в теле, становится знанием равенства (самата-джняна), совокупностью чувств, или Ратнасамбхавой. Раху в небе, или сознание в теле, становится различающим знанием (пратьявекшана-джняна), совокупностью процесса понимания, или Амитабха. Объединение этих трех в ветре праны становится достижением знания (критьянуштана-джняна), совокупностью умственных конструкций, или Амогхасиддхи. Когда сознание становится наделенным всеми компонентами этих четырех составляющих, оно преобразовывается в знание сферы реальности (дхарма-дхату-джняна), или Акшобхья. Таким образом, благодаря очищению болезненных и познавательных помрачений, которые сохранены в тонких атомных частицах, феноменальное колесо времени, имеющее двенадцать сегментов обусловленного происхождения, проявляется как трансцендентное колесо времени с двенадцатью бодхисаттва-бхуми.
Это трансцендентное колесо времени осознает себя как лишенное прошлого и будущего, хотя видит их. Осознавая, что время – это пустота сущностного бытия, оно сознает себя, как бессодержательную природу (шунья-свабхава).