"Космическое тело" (The Cosmic Body (p. 56-108) из книги
"Внутренняя Калачакра. Буддийско-тантрический взгляд на человека"(The Inner Kalacakratantra. A Buddhist Tantric View of the Individual)
автор Vesna A.WallaceOXFORD UNIVERSITY PRESS 2001
Продолжение
Три царства циклического существования на примере человека Ранее упомянутый принцип Калачакратантры, утверждающий, «то, что снаружи, то - и внутри тела, то, что внутри тела, то есть и где-то еще», также применяет свой взгляд по отношению к взаимосвязи людей с другими разумными существами. Качалакратантра считает, что нужно смотреть на тройственный мир как на пространство и единство. В традиции Калачакры существует большое разнообразие методов, чтобы подготовить ум воспринимать все разумные существа как неотличные от себя. Эти методы применимы на любой стадии практики Калачакратантры, поскольку они укрепляют лежащую в основе предпосылку и цель всех методов Калачакры, которые являются недвойственностью всех явлений и ее реализацией.
Традиция Калачакры указывает, что все шесть состояний переселяющейся души уже присутствуют внутри каждого человека. В представлении Калачакратантры, происхождение разумного существа в определенном состояния бытия происходит непосредственно под влиянием одной гуны или комбинации трех: гун - саттва, раджас, или тамас. Три гуны ума, в свою очередь, это прямой результат кармы разумных существ. Таким образом, существование в качестве бога вызвано саттва-гуной, которая в результате благоприятной кармы, дает начало спокойному состоянию ума. Существование в качестве жителя ада вызвано тамасом, который вследствие неблагоприятной кармы, порождает ожесточенное состояние ума. Существование в качестве животного вызвано раджасом, который из-за средне-неблагоприятной кармы, порождает страстное состояние ума. И наконец, существование в качестве человека характеризуется комбинацией трех гун. Так же существование в качестве асура и прета характеризует комбинация двух из этих трех гун. Так как человеческое существование вызвано комбинацией трех гун, состояния ума человека и восприятия часто определяются преобладанием одной из гун. Таким образом, в результате преобладания саттвы, человек испытывает счастье; вследствие преобладания раджаса - страдание; а из-за преобладания тамаса он испытывает постоянное страдание. Поскольку преобладание трех гун способно чередоваться в период жизни, то обычный человек может испытать те состояния ума, которые отображают все шесть состояний бытия. Поэтому человек, который мысленно переживает различные состояния в течение одной жизни, уже заключает в себе все шесть состояний бытия.
Один из методов обучения Калачакратантры, позволяет научится рассматривать всех разумных существ как часть себя и соответствует пятикратной классификации разумных существ, имеющих пять различных источников (йони) рождения. Четыре различных класса существ, которые происходят из четырех соответствующих источников, а именно - земли, воздуха, воды и матки, и самопоявляющиеся или призрачные существа (упападука), которые происходят из элемента пространства, обитают и в космосе, и в человеке. На этом тантрическом пути развития недвойственного видения мира нужно признать, что собственное тело, подобно телу космоса, является местом рождения разнообразных разумных существ и поэтому наиболее тесно связано с разнообразными формами жизни. Оно - микрокосмическое подобие космоса и его жителей. Таблица 5.12 показывает способ, которым традиция Калачакры соотносит пять типов разумных существ естественной окружающей среды с элементами человеческого тела и живыми организмами, которые населяют тело.
ТАБЛИЦА 5.12
Живые существа населяющие космос и их происхождение | Компоненты тела и разумные существа обитающие в теле | имеющие земное происхождение | неподвижные существа | волосы на теле | происходящие от ветра | pожденные в яйце | вши на голове | имеющие водное происхождение | черви и др., происходящие из пота | черви и подобные им в теле | происходящие из матки | рожденные из матки и семени | телесное семя | элемент пространства | привидения | eдва различимые существа, живущие в теле, и имеющие внешний вид яйца |
|
Подобным образом, чтобы осознать свою неотличность от тройственного мира, нужно научиться рассматривать себя как три царства космоса, а именно - царство желания, формы и бесформенности, как собственные три ваджры - тело, речь и ум. Только тогда возможно понимание, что многочислкнные разумные существа в трех царствах циклического существования неотличны от индивидуальных умственных, речевых и физических способностей. Различные состояния существования - просто космические проявления индивидуального тела, речи и ума, очищенными аспектами которого являются - тело, речь и ум калачакра-мандалы.
Таблицы 5-13 a-b приводят примеры определенных соответствий трех царств циклического существования и трех ваджр человека, а так же их местоположений в физических чакрах, и то, как они объясняются этой тантрической системой. Таблицы приводят примеры того, как традиция Калачакры, подобно другим буддистским системам, подразделяет три царства циклического существования на тридцать одну категорию.
ТАБЛИЦА 5.13
Космос | Человек | Бесформенное царство (арупа-дхату) cостоящее из четырех саудхармакалпа | Ваджра Ума | 4. Сфера ни восприятия, ни невосприятия | 3. Сфера ничего вообще | ушниша-чакра | 2. Сфера безграничного сознания | 1. Сфера безграничного пространства | Царство формы (рупа-дхату) cостоящее из четырех брахмакалпа | Ваджра Речи | 16. Акаништха | 15. Сударшана | лалата-чакра | 14. Атапа | 13. Авриха | Состоящее из четырех брахмалокоттаракалпа | 12. Брихатпхала | 11. Пуньяправаса | нос | 10. Анабхра | 9. Шубхакритсна | Состоящее из четырех шрикалпа | 8. Апраманашубха | 7. Паритташубха | область ниже носа, над подбородком | 6. Абхасвара | 5. Апраманабха | Состоящее из четырех шветакалпа | 4. Паритабха | 3. Махабрахмана | чакра горла | 2. Брахмапурохита | 1. Брахмакайика | Царство реальности (кама-дхату) шесть типов богов | телесная Ваджра | 6. Паранирмитавашавартин | 5. Нирманарати | 4. Тушита | тело ниже горла | 3. Яма | 2. Траястримша | 1. Чатурмахараджакаяка | асуры | человеческие существа | животные | преты | обитатели восьми адов |
|
Согласно этой тантрической системе, среди этих категории циклического существования четыре принадлежат бесформенному царству, шестнадцать - к царству форм, и одиннадцать - к царству желания. Здесь вновь встречается некоторое несоответствие из Абхидхармакоши, согласно которой царство формы содержит семнадцать видов существования, а царство желания состоит из десяти. Традиция Калачакры не включает класс божеств шудр, принадлежащих царству форм, и добавляет асуров как одиннадцатый класс существ, принадлежащих царству желания. Похожим образом, названия небес царств относительно формы и бесформенности отличаются от представленных в Абхидхармакоше и соответствуют некоторым названиям небес, перечисленным в Таттвартхадхигамасутре джайнов.
Согласно традиции Калачакры, в верхней части космоса, превышая тридцать один вид циклического существования, на вершине пика горы Меру, пребывает Калачакра, нерушимый Ваджракая. Его сопровождают все Будды и окружают стражи десяти направлений. Местоположение трех царств в теле космоса соответствует их местоположению в теле человека. Ниже ушниши Меру, в области головы, находятся четыре разделения Саудхармакалпы, небесного местоположения бесформенного царства. Тот, кто развил медитативное сосредоточение (самадхи) на четырех видах пространства - критсна, рождаются в бесформенном царстве.
Четыре неба царства формы расположены последовательно в областях горы Меру - лалате и в носу, в области ниже носа, которая простирается до подбородка, и в области горла Меру. Все рождаются внутри одного из четырех подразделений царства формы, благодаря развитию медитативного сосредоточения на критснах воздуха, огня, воды и земли и с за счет силы этической дисциплины (шила). Царство желания простирается от основания горла Меру до основания воздушной мандалы. Разумные существа рождаются как боги царства желания, вследствие великодушия (дана) и чтения мантр. Остальные типы существования в царстве желания - это асуры, люди, животные, преты и жители ада. Рождение асуров возникает в результате великодушия. Человеческое существование определяется благими и неблагими деяниями. Существование животных следует из меньших грехов. Происхождение претов определяет сила грехов средней величины, а существование жителей ада – сила самых тяжких грехов.
Таблица 5.14. схематически показывает продолжительность жизней разумных существ в циклическом существовании.
ТАБЛИЦА 5.14
Царства | Продолжительность жизни | Бесформенное царство (арупа-дхату) cостоящее из четырех саудхармакалпа | 4. Сфера ни восприятия, ни невосприятия | 4 великие эры (маха-калпа) | 3. Сфера ничего вообще | 3 великие эры | 2. Сфера безграничного сознания | 2 великие эры | 1. Сфера безграничного пространства | 1 великая эра | Царство формы (рупа-дхату) Состоящее из четырех Брахмакалпа | 16. Акаништха | 16 эр | 15. Сударшана | 15 эр | 14. Атапа | 14 эр | 13. Авриха | 13 эр | Состоящее из четырех Брахмалокоттаракалпа | 12. Брихатпхала | 12 эр | 11. Пуньяправаса | 11 эр | 10. Анабхра | 10 эр | 9. Шубхакритсна | 9 эр | Состоящее из четырех Шрикалпа | 8. Апраманашубха | 8 эр | 7. Паритташубха | 7 эр | 6. Абхасвара | 6 эр | 5. Апраманабха | 5 эр | Состоящее из четырех Шветакалпа | 4. Паритабха | 4 эры | 3. Махабрахмана | 3 эры | 2. Брахмапурохита | 2 эры | 1. Брахмакайика | 1 эр | Царство реальности (кама-дхату) шесть типов богов | 6. Паранирмитавашавартин | 6 коротких эр | 5. Нирманарати | 5 коротких эр | 4. Тушита | 4 короткие эры | 3. Яма | 3 короткие эры | 2. Траястримша | 2 короткие эры | 1. Чатурмахараджакаяка | 15 эр | 14. Атапа | 1 короткая эра | асуры | 100 лет | человеческие существа | животные | преты | Обитатели восьми адов | наги | 1 короткая эра | во 2, 3 адах | 1 средняя эра (мадхьяма-калпа) | в 4, 5 адах | 1 продленная эра (уткришта-калпа) | в 6, 7 адах | 1 великая эра | в 8 аду | до разрушения космоса |
|
Согласно этой тантрической традиции, продолжительность жизни всех разумных существ, связана с числом дыханий. В шести состояниях существования, дыхания различных типов существ имеют различную продолжительность. Например, продолжительность одного дыхания в человеческом царстве составляет один солнечный день для насекомого, продолжительность тридцати человеческих дыханий равна одному дыханию претов, один человеческий год составляет одно дыхание богов на небесах Акаништха, а сто лет в человеческом царстве равны одному дыханию богов в бесформенном царстве. Так же, как космос осознается и переживается по-разному различными разумными существами, в зависимости от их карм и состояния существования, так также и время - относительное явление, по-разному воспринимается разумными существами.
Традиция Калачакры принимает возраст 100 лет, как полную продолжительность жизни человека, которая может уменьшаться, или увеличиваться в соответствии с индивидуальной кармой человека. Она возрастает для йогов и аскетов, которые при помощи йоги и медитативного сосредоточения увеличивают период отдельного дыхания до одной гхатики; и сокращается для порочных людей в результате силы их грехов. Таким образом, продолжительность жизни напрямую связана с продолжительностью и количеством дыханий, которые, в свою очередь, связаны с состояниями ума. Когда ум становится более беспокойным и возбужденным, дыхание становится быстрее, вдохи короче, и в связи с этим укорачивается жизнь. B форме дыханий, минут (панипалы), гхатик и солнечных дней, смерть в теле идет своим чередом. Когда эти меры времени постепенно возрастают в правой и левой нади, смерть проникает в тело, до тех пор, пока праны наконец не оставляют нади, которые разрушаются и приводят к физическому распаду.
Представление о том, что человеческая жизнь равна 100 годами, восходит к раннему брахманическому периоду. В поддержку этого представления, в Вималапрабхе приведена строка из Аитарея Брахманы, что период жизни человека (пуруша) равен 100 годам. Вималапрабха интерпретирует это утверждение исходя из условных и фиксированных значений. Основываясь на условном значении, человеческая жизнь равна 100 годам, вследствие увеличения периода человеческой жизни во время крита-юги. На основе фиксированного значения - словом «человек» (пуруша) здесь называется каждый солнечный день и каждый год. Это подразумевает, что в отношении человека существует 100 солнечных дней, а относительно космоса - 100 лет. Так, один год в окружающей среде человека соответствует одному солнечному дню в теле человека, в соответствии с количеством дыханий человека. На том основании, что человек каждый солнечный день выполняет 21.600 дыханий, 200 таких солнечных дней в человеческом теле, как полагают, равняются 4 320 000 годам в окружающей среде, которые составляют четыре космических юги. Таким образом, каждый цикл из 4 320 000 дыханий, которые человек выполняет в течении 200 солнечных дней, в теле происходит цикл, равный четырем космическим югам. В этом случае, все временные и физические изменения, которые происходят в теле космоса, уже состоялись в теле человека.
Цель практики Калачакратантры состоит в том, чтобы преобразовать эти феноменальные тела космоса и человека в трансцендентное тело Будды Калачакры, в Ваджрасаттву, который представляет неделимое единство трех царств циклического существования. Процесс их превращения влечет за собой их создание в форме калачакра-мандалы посредством методов стадии практики создания, и их распад - посредством методов стадии практики завершения. Во время преобразования тела человека в трансцендентное тело Калачакры, элементы феноменального тела проявляются как элементы духовного сознания. Так, определенные физические компоненты - волосы, кожа, плоть, кровь, жидкость, кости, костный мозг и т.п., проявляются как бодхисаттва-бхуми. Четыре великих элемента обычного тела - земля, вода, огонь и воздух, проявляются как четыре брахма-вихары, а именно как доброта (маитри), сострадание (каруна), сочувствующая радость (мудита) и самообладание (упекша). Пять обычных психофизических соединений, сопровождаемые болезненными и познавательными помрачениями, проявляются как пять типов скрытых психофизических соединений или пять типов знания, а именно - знание подобное зеркалу (адарша-джняна), знание равенства (самата-джняна), знание различения (пратьявекшана-джняна), знание достижения совершенства (критьянуштхана-джняна) и знание сферы реальности (дхарма-дхату-джняна). Когда физические элементы освобождаются от помрачений и атомной материи, они проявляются в виде пустой формы. Несмотря на то, что пустая форма наделена аспектами огня, земли, воды и т.п., в результате своей нематериальности, она не является ни огненной, ни твердой, ни жидкой. И так же, несмотря на появление различных цветов, она не имеет никакого цвета, она появляется как иллюзорный город. В Калачакратантре говорится - несмотря на то, что пустая форма наделена всеми свойствами (сарвакада), «глупые люди неспособны ее увидеть где-либо, в результате своих умственных помрачений, которые подкреплены потоком пран в правой и левой нади». И даже если вся вселенная, в конечном счете, является вездесущей, пустой формой, она не осознается так, теми, чье восприятие затенено собственной важностью.
Продолжение следует