Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Шавасана  (Прочитано 6821 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Шавасана
« : Ноябрь 19, 2007, 11:30:16 »

Адеш!

Вот назрела у меня масса вопросов по практике шавасаны. В первую очередь, конечно, хотелось бы услышать Матсиендранатху-джи, но также и всех более-менее опытных практикующих.

Складывается у меня такое ощущение, что, несмотря на свою внешнюю несложность, эта асана весьма непроста и очень важна. Поэтому прошу комментариев по следующим вопросам.

Каково место шавасаны в общем контексте йогической практики? Есть ли какие-то ограничения (время, физическое/психическое состояние и т.д.)? Какова должна быть подготовка к шавасане (если такая должна быть)? Каковы признаки успеха в практике и, с другой стороны, возможные ошибки и отклонения?

Слышал такое мнение, что, если человек засыпает во время шавасаны, это признак серьезного физического/психического истощения (в последнее время меня регулярно "вырубает", несмотря на то, что вообще я засыпаю с трудом и долго).

Еще об ощущении "полета" - оно появляется само в результате расслабления или же его надо "подталкивать"?

В общем, буду признателен за любую информацию. Спасибо!
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Шавасана
« Ответ #1 : Ноябрь 20, 2007, 22:01:29 »

Адеш!
Шавасана - это положение «Шивы-трупа», или, иначе говоря, того Шивы, который является «Шуньей» - пустотой. Шива без Шакти – Шава (труп), а с Шакти Он - Творец: созидатель и разрушитель. С Шакти Он обретает форму, вернее, множество форм, оставаясь в них всех одним. Все живые существа являются Шивой, тексты натхов утверждают: сколько живых существ - столько и асан. Так как причиной проявления Шивы является его динамическая сила Шакти, то Шакти является и причиной всех асан. Шавасана - это асана изначального состояния, с чего все началось и чем все заканчивается. Поэтому можно сказать, что есть две противоположные по состоянию асаны: первая – падмасана, или камаласана - поза лотоса, или поза Шакти; вторая – шавасана - поза смолкания всех процессов, или поза пралайи. Т.е. в шавасане происходит растворение жизненной силы, приведение её в исходное гармоничное состояние. Третья поза, которая наиболее важна для натха - это сиддхасана. Сиддха является существом, реализовавшим единство пустоты и формы, вернее, высшее совершенство означает даже больше, чем просто Шива- или Шакти-таттва: состояние сиддха - это завершенная сила обеих - и пустоты, и формы. В каком-то смысле шавасана является внутренней сущностью любой асаны, потому что хатха-йога  характерна  именно тем, что во всех асанах вы сохраняете общее релаксационное состояние. Напряжение и активность способствуют более качественной релаксации, качественная релаксация вам помогает в дальнейшем проявить больше энергии как кинетической силы. В связи с этим шавасана и само то состояние, которое она дает, являются фундаментальными. Но суть «положения трупа» далеко не ограничена просто положением тела, как и состояние сиддха не ограниченно только давлением пятки в область промежности. Сиддхасана практически является предпосылкой к «мудре» - оттиску изначального, пустого, вневременного и внепространственного состояния, отраженного в скоротечном и тварном. Люди, несмотря на свое изначальное состояние покоя и умиротворения, забывают о нем, они становятся «пашу» - живым существом, а вспоминая свое высшее состояние, они становятся «дживанмуктами» - освобожденными при жизни сиддхами. Вот почему все опытные йоги отличают просто асаны от мудр - мудры дают сиддхи. Тогда вопрос: «Что такое асаны?» Они подобны множеству инкарнаций, когда наше сознание обретает широту и чистоту в связи с положительным опытом. Сознание получает разный опыт в разных телах, пока вы не поймете, что ваше тело - это тело Шивы, Парапинда. Все это - все тела, содержащиеся в одном теле, и такое воззрение на мир - у натхов называется пинда-брахмандавада. В основе его лежат понятия единства Абсолютной пустоты и полноты. Неслучайно великий основатель Мадхьямики - Нагарджуна - у натхов почитается как Наганатх. 
   Однако вернемся с «небес на землю». Почему люди иногда засыпают в шавасане? Мой пятнадцатилетний опыт преподавания йоги показал, что причина у всех практически одна - происходит высвобождение застоявшейся энергии, которая блокирует тонкое тело. Во время практики асан могут активироваться обычные жизненные энергии, и когда их становится больше, то они автоматически перенаправляются на процесс раскрепощения старых неразрешенных проблем, которые раньше просто висели «комьями» в энергетической структуре. Это нормальное явление, и то, что вы сразу же засыпаете, вполне естественно. Патанджали говорит, что сон - это вритти, погруженные в пустоту; вритти являются манасом, который больше всего зависит от индрий - органов восприятия. Перед засыпанием у человека обычно в течение дня энергетическое тело «перекошено», а органы чувств напряжены; когда вы хорошо выспались, то у вас появляется более ровное спокойное общее психофизическое состояние. Так у всех людей, это процесс вполне естественный. Почему, например, бывают галлюцинации у людей, когда они долго не спят, или почему они случаются у людей, склонных впадать в размышления. В первом случае - человек в процессе бодрствования накапливает много опыта, связанного с чувствами, а так как опыт, сформированный материальными чувствами, сам по себе разный, то он часто противоречив, тогда появляется склонность проецировать свои сформированные «викальпы», которые в долгом бодрствовании не растворяются в читте, как это, например, происходит в сушупти (глубоком сне). Именно в глубоком сне мы получаем наибольший отдых. Второй вариант, о котором я упомянул, когда человек впадает в размышления, по сути – то же самое. Что это такое? Вы знаете, что люди могут засыпать от гипноза, один из критериев того, что человек в гипнозе - состояние задумчивости, «по-русски» это называют «пригружен». Опытные гипнологи могут ввести в такое состояние без всяких монотонных слов, они просто видят, на какую тему человек серьезно может отреагировать и впасть в задумчивое состояние, они вводят людей в транс сразу, двумя-тремя словами. Я не раз видел, как подобное происходит, наблюдал, как человек, даже не называя свой стиль общения гипнозом, по сути именно им и занимался. Просто говорится человеку фраза, которая его "затрагивает за живое", и тот моментально включает свою гипнабельность, впадает в думки и т.п. Все эти вещи я стараюсь подробно объяснять своим ученикам, потому что склонность к гипнабельности не всегда нам на пользу. Чтобы самому грамотно контролировать свои психофизические состояния, нужно понять их природу, а это, на самом-то деле, и есть процесс развития. Научиться жить не бытующими стереотипами, видеть причины, по которым люди закрепощаются, ограничивают свое сознание - очень важно. В этом плане полезно, чтобы мы все немного подвергали сомнению, но не так, как некоторые, когда это превращается в полную клинику и навечно посаженные санскары, а так, чтобы это способствовало гибкости мировоззренческой структуры. Такое состояние является непосредственным осознанием, оно не подобно сну. Кстати, такого рода практики по сути не являются «методами», в том смысле, как практики привыкли видеть ординарные люди. Гибкость сознания важна в высших методах Кашмирского Шиваизма, Дзогчена, Традиции Натхов. По сути, глубокое расслабление означает в первую очередь состояние не-инертности ума, когда он пребывает в пустом спокойном состоянии. Ещё важная деталь: в сон часто уносит тех практикующих хатха-йогу, кто занимается современными физкультурным практиками, я не о вас сейчас говорю, а о распространенном явлении. Разновидность живых существ, практикуя физ-методы, раскачивает прану в довольно раджасичном состоянии, а когда происходит смолкание, она жестко выжигает кармическую структуру, и от резкого психического «перенапряга» человека резко выносит в летаргию. Конечно же, назвать такие практики йогой у меня язык не поворачивается, несмотря на то, что это явление очень распространенное. Что с этими товарищами происходит? Все предельно просто: они не практикуют асаны в йогическом варианте, а скорее в духе кун-фу, однако в конце делают «шавасану». В результате мы получаем эффект психофизического дисбаланса, о котором я выше говорил, когда человек за день получает обильный эмпирический опыт, и, как следствие, резкое погружение в подсознание. Внешне это выглядит как провал в сон. Чтобы избежать подобных состояний, йога должна практиковаться в традиционном виде, в асанах не нужно резко будоражить прану, чтобы потом плюхнуться в шавасану, откинув лапы. Человек засыпает при усиленной ментальной и чувственной активности, от обильной еды. В любом случае, полученные психофизические изменения должны «перевариться» тонким телом. Т.е. хатха-йога должна работать на раджа-йогу, и наоборот. Сформированные изменения в общем состоянии праны в процессе практики должны способствовать ЕСТЕСТВЕННОМУ расширению сознания, что при дальнейшей практике хатха-йоги поднимает последнюю на более высокий  уровень. Этот уровень определяется более ровным и гармоничным изменением в пранической сфере. Наглядный пример: допустим, начинающий  практиковать выполняет пашчимотанасану, он чувствует в теле то тяжесть, то легкость, то тугоподвижность или раскрепощение. Но если эту асану делает опытный йогин, все его тело наполняется одним тонким легким состоянием, он становится сам этой асаной. Один мой знакомый пандит в Горакхпуре как-то пошутил, что в понимании западного человека практика хатха-йоги - это что-то вроде миров адов, куда отправляют грешников, скручивая их тела так, чтобы они мучились. Это в их понимании «хатха-йога». Лично мне среди русских преподавателей йоги встречались такие, которые аргументируют свою "йогу с усилием" так, что, мол, сначала мучение и физкультура, а потом - "стхира-сукхам-асанам". Лично я такие рассуждения могу сравнить со следующим: кушать надо много за один раз, чтобы потом почувствовать противоположность обжорству. Но это не йога. В йоге, в первую очередь, всегда и во всем соблюдается принцип золотой середины, если его придерживаться в практике, то можно избежать любых крайних состояний.
« Последнее редактирование: Ноябрь 21, 2007, 00:10:02 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Аджайпалнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 75
Re: Шавасана
« Ответ #2 : Ноябрь 22, 2007, 11:55:57 »

Спасибо огромадное! Буду переваривать  :05:
Записан