Хари Ом!
Связь древняя, например, через Шри Даттатрею, ещё в нашей линии был Йоги Наганатх. Наги, которые сейчас относятся к дашанами, по словам моего Гуру, были когда-то Натхами, как и некоторые буддисты. После эту категорию садху систематизировал Шри Шанкарачарья, три линии из дашанами стали данди-санньяси (те, кто носят данду), а остальные семь - наги, которые делились на акхара, в каждой из акхара существует так же семь своих ветвей. В итоге получается 49 ветвей нагов и 3 данди-санньяси.
Общее между Нага-баба и Натхами то, что и те и другие практикуют тантрическую садхану, но существует много различий в практиках. У Нагов есть практика почитания Божеств и Гуру, подобная той, что у Натхов называется Шамбхави-пуджа или Нади-пуджа, когда сидя на корточках (намаскарасана) нужно совершать поклон. Полное объяснение этой практики дает Гуру ученику при дикше. Мне встречались yдасины из линии Нагов, они тоже носят Нади-джанео, которое сделано из белой шерсти, у Натхов же, во время посвящения в аугхары, дается черная нить джанео, потому что черная нить поглощает энергию, а белая наоборот. Помимо этого садху с над-джанео вы можете встретить и среди Агхори, это тоже aугхары. Очеводно по этой причине у Натхов передача кундал считается более авторитетной, чем аугхарская дикша. Аугхар - это санньяси, который не остается на одном месте, он может быть из агхори или нагов, а Канпхат - полноценный Натх, на все 100%. Канпхат, в принципе, может считаться полностью независимым и Шивоподобным. С одной стороны он утвердившийся в традиции Йогин и многое может делать на свое усмотрение, с другой стороны, он полностью привержен именно натха-сампрадае. В общем, Натха-сампрадая и линия нагов, имеют некоторые точки пересечения - это аугхары и определенные почитания Божеств, например, Бхайравы.
Наги почитают как Даттатрейю, так и Бхайраву, между этими Божествами есть сходства, например, один атрибут - собака. Даттатрея - авторитет во многих традициях, у вайшнавов, агхори, в Шри Видьи и у Натха-йоги. Он покровитель йоги и тантры. У нагов и натхов есть свои версии относительно Даттатрейи и Горакшанатха, в одной, Горакшанатх был побежден Даттатреей в магическом состязании, в другой наоборот, и Даттатрея становится учеником Горакшанатха. Трактовки историй в разных традициях могут конечно отличатся, например, относительно Матсьендранатха, который у Натхов является Майя-сварупой (т.к. он впал в иллюзию и был спасен Горакшанатхом) и в то же время он известный Каула-гуру. Горакшанатх из методов Матсьендранатха взял экстракт, отменив многие внешние каулические обряды, оставив практики пробуждения Кундалини-шакти и Унмани. Так же много неоднозначностей у Натхов и с Даттатреей. Основные отличия в том, что Натхи именно Горакшанатха почитают как Ишта-девату, а Бхайрава и тем более Даттатрейя в Натха Барах-пантхах - на втором плане. Натхи практикуют Шабар-тантру и мантры, лишь небольшой процент практикуют методы в виде сложных тантрических обрядов или же агхору. В методах йоги используется та основа, которая есть в тантре, ведизме и др., но эти методы исключают многие внешние элементы практик. В вашей линии, дандины тоже не используют многих внешних обрядов, например, им нельзя есть пищу приготовленную на огне, в пудже они касаются мурти только своей дандой, не положено садиться на землю прежде чем не поставлена данда и т.д. В Натха-пантхе дандой служит канал сушумна, он может открываться посредством прорезания центра уха, куда вставляется «йога-данда» палочка из дерева ним, при заживлении ушей она сама выпадает, но остается своего рода точка, связанная с каналом сушумна.
Пожалуй, Даттатрея, почитаемый как воплощение Шивы и Вишну, актуален и для двух Натха-матхов, в одном (Шайва-мат) почитают Девять Натхов как воплощение Шивы, это Кантхарнатх, Сатьянатх, Чауранги и др., а в другом (Вайшнава-мат) почитают девять Нараянаов, последний больше популярен на Юге, в то время как первый - на севере. В Трайямбакешваре (центре (набхи) Индии) предпочтение отдается именно Нава-Нараянам. Cвязь более раннего натхизма с Даттатрeей очевидна, помимо линии натхов (Лал Падрис), почитающих Даттатрею, мы встречаем упоминание Даттатреи как основателя традиции Нава-натхов и у Джнянешвара, которого также зовут Джнянадева, Джнянанатха, он ученик Нивриттинатха, тот Гахининатха, а Гахининатх - ученик Горакши. Джнянешвар был Натха Йоги и основателем вайшнавской сампрадаи Варкхари.
Горакша-сиддханта-санграха упоминает Даттатрею как одного из Двенадцати великих Натха Йоги. Не случайно такие тексты как Сиддха-сиддханта-паддхати или Горакша-вачана-санграха, описывая качества йогина-авадхута практически один в один сходятся с описаниями Авадхута-гиты Даттатреи. Даттатрея особо почитаем натхами на Юге и Западе Индии. Связи Датты и Натхов могут иметь свои корни среди таких направлений как маханубхавы, дигамбара-джайны и др. Джайны поклоняются Даттатрее как Неминатху, одному из известных Тиртханкаров и Натха Йоги.
К сожалению в нашей традиции на данный момент не так много образованных йогинов, которые могли бы знать хорошо историю и культуру сампрадаи, но есть немало ценных работ, например, работы Аведьянатха, Нархаринатха, Парснатха и др. Здесь, как и в любой аутентичной системе есть свои плюсы и минусы, плюсы в том, что существует порядок, который позволяет сохранять чистоту передачи в парампаре, минусы в бюрократии. Так, например, немало книг на санскрите о проведении пуджи, яджны, йогических практиках, истории нашей традиции, было написано очень авторитетным сиддхом Нархаринатхом из Непала. Но он был отвергнут местным махантом и чиновниками Непала, потому что инициировал женщин, передавая аугхарские посвящения. За всю свою жизнь он посвятил около 500 женщин. Говорят что его даже посадили в тюрьму, от куда он исчез дематериализовавшись физически. Натхи все с большим почтением относятся к этому йогину. Парснатх, ныне живущий, инициировал пять женщин. Вы практически нигде не найдете в продаже его книг, хотя книги очень ценные, там можно встретить много полезной информации о связях традиции натхов с другими аутеничными линиями. Мой Гуруджи тоже много знает о связи нагов и натхов, он мне показывал древние изображения атрибутов, которые раньше носили многие Натха-йоги. Это Бхайрава-матанга и своеобразная джанео, обматывающая туловище, сейчас Вы такое практически не встретите в Натха-сампрадае. Более того, далеко не все знают, что такая атрибутика вообще существует и каково её предназначение. Есть внешняя традиция, с которой Вы можете познакомится через общение с разными садху, а есть эзотерическая её часть, и зная вторую, можно понять как традиция связана с другими. Если Вас интересует наша линия, могу помочь, что неясно - спрашивайте, с радостью поделюсь тем, что знаю.