Адеш, Крипанатх!
Я как раз вернулся из Непала и еще посетил Деви Патан, меня везде хорошо приняли и, узнав, что у меня есть ученики и свой ашрам, местные Гуру и маханты были весьма рады, а так же рады возможности дальнейшего общения. Будет время, может съездим вместе. Ближе к концу месяца я помещу фото и немного расскажу о поездке, в этот раз она получилась очень результативной.
Непал - это особое место для натхов, в Непале намного чаще, чем в Индии, можете встретить натхов грихастх, являющихся при этом аугхарами или даршани, грихастх называют авадхутами, а монахов - авадху. Обычно после посвящения грихастха-даршани живет значительное время в храме как монах, после достижения определенной внутренней чистоты, изучения тантрических садхан, йог может жить внешне как семейный человек. Так в Непале Вы можете встретить две категории натхов: тех, кто живет семейной жизнью и тех, кто живет как монахи, на духовном статусе это никак не сказывается; разумеется, учитывается и то, насколько йог реализован как практик.
В этот раз, совершая ятру со своим гуру-бхаи Равиндранатхом, я посетил два места: Деви Патан, это один из сильных шакти-питхов в Индии и Данг-мандир в Непале. Оба места знамениты тем, что в них практиковал великий йог Ратаннатх. Он был учеником Джаландхарнатха, и при встречи с Горакшанатхом стал также и его учеником, это произошло в Данг-ашраме в Непале. Это место называют еще Ратан-пур, в честь Ратаннатха. Ратаннатх отправился в Деви Патан и там совершил шакти-упасану, после чего направился в Пакистан, Кабул и Афганистан, где совершал йога-правачану (распространение традиции). Он смог привлечь к йоге многих мусульман, поэтому по сей день они почитают сиддха Ратана Натха.
В Непале местные жители говорят в основном на двух языках: непали - местный, основной язык, на нем говорят все, и на хинди. Непали - это смесь санскрита и хинди. В Непале было много великих йогинов, один из последних известных йогов, Шри Нархаринатх, написал множество книг по йоге и тантре на разных языках: санскрите, непали, хинди, раджастхани и др. Мне довелось общаться с многими его учениками. Сам Гуру несколько лет назад оставил тело, но он значительно повлиял на развитие нашей традиции. Им написаны книги по карма-канде и несколько бесценных комментариев к ССП.
Непал очень известное тантрическое место, перекресток буддийской и индуистской традиций, поэтому именно здесь и происходил синтез и обмен знаний и практик между натхами, адептами ранней ваджраяны и другими индуистскими тантрическими сампрадаями. В Непале можно встретить натхов, практикующих каулические садханы, кумари-пуджу и др. Сами по себе каулические методы передаются далеко не всем, поэтому даже среди натхов их не все практикуют в натха-сампрадае. Тем не менее, в Непале Вы можете чаще встретить натхов, которые понимают эти практики достаточно хорошо. Разумеется, они в основном общаются с теми, кто посвящен в традицию и имеет надлежащую реализацию в практике.
P.S. Эти дни я был удален от интернета, поэтому не отвечал на письма и на вопросы форума, сегодня-завтра исправлю сложившуюся ситуацию.