Сапрема намаскара, AirLion!
Хоть и с опозданием, но отвечаю на вопрос. Сходство с православием есть, например, в почитании великих святых традиции, конечно это не одно и тоже, но подход во многом идентичный. В православии вы встретите пантеон в виде икон с изображением святых, у натхов так же почитаются 9 известных Натхов как проявления Божеств и Чаураси-сиддхи (84 святых). Они покровители духовной практики, именно кайя-садханы, в данном случае под ней подразумевается реализация тождества «пинды» (тела) и «брахманды» (тела вселенной). В индийском духовном социуме, если его брать в общей массе, каждая группа людей верит в то, что их Божество является наивысшим, и это нормальное явление, потому что это относится именно к их духовному пути. Для кого-то - это Вишну, для кого-то - Шива и т.д., каждый Бога воспринимает как видимую и незримую реальность одновременно, Натха-йоги полностью принимают все эти системы веры. Через то или иное Божество вы можете постичь все мироздание, а Божество через Гуру, мантру и, конечно же, практику йоги. Практика йоги станет духовно результативной только в том случае, когда она сгармонизирует ваши отношения с миром, не только с какой-то одной его частью, а с миром в целом. Но мы не можем так сразу в два счета придти к такой гармонии, вот по этому нам нужно хоть что-то, от чего мы можем оттолкнутся, находясь на том уровне который у нас на данный момент. Поэтому у Натхов так же есть свои Гуру, есть великие Гуру, есть Божества, что позволяет правильно регулировать свою садхану. На каждом этапе своего пути мы отслеживаем изменения, которые происходят в нас лично и в той среде с которой мы связаны, эта связь существует и это факт. Однако йога - это совершенная связь. Настоящая йога не может быть только придатком какого-то конкретного социума, как и социум не обязан подстраиваться под йога, это ведь может быть человек с диструктивным для мира характером и только потому, и то, что он научился сидеть в лотосе, не всегда означает прибавление мудрости. Соответственно йога - это путь для мудрых людей или тех, кто хочет стать таковыми и если это так, то нам нужны идеалы, нужны ориентиры. Поэтому мы приходим к Гуру, осознавая пустоту в своих руках, мы протягиваем руки и Гуру нам в ответ дает руку чтобы помочь. Он дает нам в руки орудие, если мы готовы его разумно применять: священные четки, нади-джанео, асану. Гуру учит нас тому, как это все применять правильным образом. Но для простого человека все эти вещи кажутся бессмысленными, он не знает, что разные джапа-малы реализуют разные мантры божеств и их сиддхи, он не знает, какая асана подходит для реализации той или иной мантры, какие Божества с какими Натхами связаны. Простой человек может не знать какая практика именно ему подходит, в мире столько всего, а мы одни, каждый человек по-своему уникален и ему нужна особая практика, выбранная из всего существующего. Однако наш Гуру, так же как и мы, находится в человеческом теле, мы можем его видеть и слышать, наш Гуру так же как и мы практикует йогу, поэтому именно Гуру для нас наиболее актуален, а не абстрактные Боги, миры, сложные метафизические концепции и т.д. Недаром мы почитаем Шиву как Гуру Горакшанатха и Горакшанатха -как Махайоги. В нашей традиции все Божества представлены в виде Великих учителей йогинов. Поэтому в Натха-сампрадае, дикша-мантра в виде мантры Йоги Горакшанатха, кстати в одном из разделов, пользователь Shanishantira выложил текст, где эта мантра упоминается, но для садханы мантра должна быть передана с подробным объяснением того, как её практиковать. Мантра связана с формой Божества, в нашем случае это Шива Горакшанатх и мантра соответствует ему, как и вид йогической практики работы с телом, но, например, в Шри Видье может быть передана Панчакшара - мантра Шивы, и здесь уже работа с телом может выглядеть по другому, в виде различных ньяс. В тантрической линии Шива может быть изображен как Бхайрава с отрубленными головами демонов, с ваханой в виде быка или собаки, практики также будут соответствовать этим Божествам, это могут быть практики в месте кремации, курение чараса, принятие алкоголя. В каждой традиции много своих отличительных особенностей на уровне садханы и свои изображения Божеств. У Натхов пантеон Божеств соответствует практике йоги. Атрибуты которые носят натхи, связана с их Божествами и йогической садханой, у всего этого свой определенный стиль. Нюансы в разных пантхах могут немного отличатся, но эти отличия не столь существенны, если сравнивать их с другими Сампрадаями. Постепенно я рассказываю о всех атрибутах и их значении, о их практическом использовании, по мере возможности иллюстрируя фотографиями, если что-то не совсем ясно, могу уточнить, что не знаю сам или знаю не полностью, спрошу у своих Гуру.