Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Иконография в шиваизме  (Прочитано 5746 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

AirLion

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 118
Иконография в шиваизме
« : Январь 06, 2008, 23:21:28 »

Здраствуйте, Гуруджи!

Изображения великих подвижников и их почитание всегда были в основе любой религиозной традиции. Правда в исламе ситуация на этот счет довольно своебразная.
Не могли бы Вы рассказать какое место занимает шиваитская иконография в структуре духовных практик натха-сампрадайи?
Возможно ли проводить паралели и соответствия ,например, с православным христианством, в котором иконы занимают , если можно сказать, одну из главных мест в традиции?



 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Иконография в шиваизме
« Ответ #1 : Февраль 07, 2008, 18:14:42 »

Сапрема намаскара,  AirLion!
Хоть и с опозданием, но отвечаю на вопрос. Сходство с православием есть, например, в почитании великих святых традиции, конечно это не одно и тоже, но подход во многом идентичный. В православии вы встретите пантеон в виде икон с изображением святых, у натхов так же почитаются 9 известных Натхов как проявления Божеств и Чаураси-сиддхи (84 святых). Они покровители духовной практики, именно кайя-садханы, в данном случае под ней подразумевается реализация тождества «пинды» (тела) и «брахманды» (тела вселенной). В индийском духовном социуме, если его брать в общей массе, каждая группа людей верит в то, что их Божество является наивысшим, и это нормальное явление, потому что это относится именно к их духовному пути. Для кого-то - это Вишну, для кого-то - Шива и т.д., каждый Бога воспринимает как видимую и незримую реальность одновременно, Натха-йоги полностью принимают все эти системы веры. Через то или иное Божество вы можете постичь все мироздание, а Божество через Гуру, мантру и, конечно же, практику йоги. Практика йоги станет духовно результативной только в том случае, когда она сгармонизирует ваши отношения с миром, не только с какой-то одной его частью, а с миром в целом. Но мы не можем так сразу в два счета придти к такой гармонии, вот по этому нам нужно хоть что-то, от чего мы можем оттолкнутся, находясь на том уровне который у нас на данный момент. Поэтому у Натхов так же есть свои Гуру, есть великие Гуру, есть Божества, что позволяет правильно регулировать свою садхану. На каждом этапе своего пути мы отслеживаем изменения, которые происходят в нас лично и в той среде с которой мы связаны, эта связь существует и это факт. Однако йога - это совершенная связь. Настоящая йога не может быть только придатком какого-то конкретного социума, как и социум не обязан подстраиваться под йога, это ведь может быть человек с диструктивным для мира характером и только потому, и то, что он научился сидеть в лотосе, не всегда означает прибавление мудрости. Соответственно йога - это путь для мудрых  людей или тех, кто хочет стать таковыми и если это так, то нам нужны идеалы, нужны ориентиры. Поэтому мы приходим к Гуру, осознавая пустоту в своих руках, мы протягиваем руки и Гуру нам в ответ дает руку чтобы помочь. Он дает нам в руки орудие, если мы готовы его разумно применять: священные четки, нади-джанео, асану. Гуру учит нас тому, как это все применять правильным образом. Но для простого человека все эти вещи кажутся бессмысленными, он не знает, что разные джапа-малы реализуют разные мантры божеств и их сиддхи, он не знает, какая асана подходит для реализации той или иной мантры, какие Божества с какими Натхами связаны. Простой человек может не знать какая практика именно ему подходит, в мире столько всего, а мы одни, каждый человек по-своему уникален и ему нужна особая практика, выбранная из всего существующего. Однако наш Гуру, так же как и мы, находится в человеческом теле, мы можем его видеть и слышать, наш Гуру так же как и мы практикует йогу, поэтому именно Гуру для нас наиболее актуален, а не абстрактные Боги, миры, сложные метафизические концепции и т.д. Недаром мы почитаем Шиву как Гуру Горакшанатха и Горакшанатха -как Махайоги. В нашей традиции все Божества представлены в виде Великих учителей йогинов. Поэтому в Натха-сампрадае, дикша-мантра в виде мантры Йоги Горакшанатха, кстати в одном из разделов, пользователь Shanishantira выложил текст, где эта мантра упоминается, но для садханы мантра должна быть передана с подробным объяснением того, как её практиковать. Мантра связана с формой Божества, в нашем случае это Шива Горакшанатх и мантра соответствует ему, как и вид йогической практики работы с телом, но, например, в Шри Видье может быть передана Панчакшара - мантра Шивы, и здесь уже работа с телом может выглядеть по другому, в виде различных ньяс. В тантрической линии Шива может быть изображен как Бхайрава с отрубленными головами демонов, с ваханой в виде быка или собаки, практики также будут соответствовать этим Божествам, это могут быть практики в месте кремации, курение чараса, принятие алкоголя. В каждой традиции много своих отличительных особенностей на уровне садханы и свои изображения Божеств. У Натхов пантеон Божеств соответствует практике йоги. Атрибуты которые носят натхи, связана с их Божествами и йогической садханой, у всего этого свой определенный стиль. Нюансы в разных пантхах могут немного отличатся, но эти отличия не столь существенны, если сравнивать их с другими Сампрадаями.  Постепенно я рассказываю о всех атрибутах и их значении, о их практическом использовании, по мере возможности иллюстрируя фотографиями, если что-то не совсем ясно, могу уточнить, что не знаю сам или знаю не полностью, спрошу у своих Гуру.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Virati

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 254
    • Традиция натхов
Re: Иконография в шиваизме
« Ответ #2 : Сентябрь 05, 2008, 16:44:45 »

Адеш!

Позвольте и мне внести небольшую лепту в эту тему.
   Хочу коснуться канонов живописи. Изображения божеств отнюдь не вымысел или фантазия художника или скульптора. При создании того или иного образа автор следует строго установленному канону, который берет свои истоки из древности. При изображении божеств акцент делается больше на символизм. Используемые материалы разнообразны, но, конечно, предпочтение отдается дорогостоящим металлам и драгоценностям. По легенде, Всевышний наполнил собой пять элементов: землю, воду, огонь, воздух и эфир, из которых образовалось его тело. Каждый из этих элементов соотносят с металлом, применяемым в изготовлении статуй: медб, латунь, цинк, золото и серебро.
   Принципы скульптуры описаны в шильпа-шастрах, а каноны живописи - в читра-сутрах. Конкретным руководством по иконографии является Читралкшана (Характерные черты живописи), автором которой считают Нагнаджита. Все последующие каноны опираются на это произведение и где-то повторяют его. В этом труде содержаться подробные рекомендации о том, как изображать людей и богов, даны пропорции человеческого тела, соотношение частей тела и цветов. Единицами измерения служат параману (исчезающая величина), ану, ликша (размером с блоху), юка, ява (размер ячменного зерна), ангуль (палец), каждая мера превышает предыдущую в восемь раз; так один ангуль содержит 8 яв, а одна ява равна 8-и юкам и т.д. "Ширина лица - 14 ангулей, ширина уха - 2 ангуля..." Все пропорции мастер должен был знать наизусть и следовать им.
   Сам процесс изображения образа считался ритуалом, своего рода богослужением, поэтому мастеру надлежало выполнять особые действия перед началом работы, куда входили: пост, чтение мантр, медитация, сосредоточение на образе Божества. Начинать работу следовало в благоприятное время, в период работы ежедневно совершать омовения и не принимать в пищу дурманящие вещества.
   В одном из писаний сказано, что тот, кто будет следовать правилам, обретет все блага. Если же мастер неверно изобразит ту или иную часть тела, то будет наказан соответствующим образом. За изображение впалого живота, его ожидало безденежье и т.д.
   Вдохновение - не основное в изображении, мастеру нужно было следовать предписаниям, как изображать позы богов, с каким количеством рук, оружием, предметами и атрибутами, очень большое внимание уделялось положению пальцев и жестам рук.
   Что касалось изображения людей, то описания не были столь детальными, только правителя стоило изображать на один ангуль больше, чем обычных людей.
    Основное внимание было сосредоточено на теле, поскольку оно отражало макрокосм, поэтому в изображении природы и животных (если это не ваханы богов), художник полагался на себя.   


Записан

AirLion

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 118
Re: Иконография в шиваизме
« Ответ #3 : Сентябрь 08, 2008, 12:42:39 »

Добрый день всем!

Спасибо за дополнительные комментарии!
Буду признателен, если подкините  ссылки на индуисткую иконографию в классическом виде  и так называемом модернистком, которая появилась в эпоху начала ньюэйджа. Сам я лазил по инету, но ничего толкового у Рунете не нашел. Православная иконография представлена достаточно подробно. Хотелось бы ознакомиться с буддистко-индуисткими канонами написания икон.


Адеш!

Позвольте и мне внести небольшую лепту в эту тему.
   Хочу коснуться канонов живописи. Изображения божеств отнюдь не вымысел или фантазия художника или скульптора. При создании того или иного образа автор следует строго установленному канону, который берет свои истоки из древности. При изображении божеств акцент делается больше на символизм. Используемые материалы разнообразны, но, конечно, предпочтение отдается дорогостоящим металлам и драгоценностям. По легенде, Всевышний наполнил собой пять элементов: землю, воду, огонь, воздух и эфир, из которых образовалось его тело. Каждый из этих элементов соотносят с металлом, применяемым в изготовлении статуй: медб, латунь, цинк, золото и серебро.
   Принципы скульптуры описаны в шильпа-шастрах, а каноны живописи - в читра-сутрах. Конкретным руководством по иконографии является Читралкшана (Характерные черты живописи), автором которой считают Нагнаджита. Все последующие каноны опираются на это произведение и где-то повторяют его. В этом труде содержаться подробные рекомендации о том, как изображать людей и богов, даны пропорции человеческого тела, соотношение частей тела и цветов. Единицами измерения служат параману (исчезающая величина), ану, ликша (размером с блоху), юка, ява (размер ячменного зерна), ангуль (палец), каждая мера превышает предыдущую в восемь раз; так один ангуль содержит 8 яв, а одна ява равна 8-и юкам и т.д. "Ширина лица - 14 ангулей, ширина уха - 2 ангуля..." Все пропорции мастер должен был знать наизусть и следовать им.
   Сам процесс изображения образа считался ритуалом, своего рода богослужением, поэтому мастеру надлежало выполнять особые действия перед началом работы, куда входили: пост, чтение мантр, медитация, сосредоточение на образе Божества. Начинать работу следовало в благоприятное время, в период работы ежедневно совершать омовения и не принимать в пищу дурманящие вещества.
   В одном из писаний сказано, что тот, кто будет следовать правилам, обретет все блага. Если же мастер неверно изобразит ту или иную часть тела, то будет наказан соответствующим образом. За изображение впалого живота, его ожидало безденежье и т.д.
   Вдохновение - не основное в изображении, мастеру нужно было следовать предписаниям, как изображать позы богов, с каким количеством рук, оружием, предметами и атрибутами, очень большое внимание уделялось положению пальцев и жестам рук.
   Что касалось изображения людей, то описания не были столь детальными, только правителя стоило изображать на один ангуль больше, чем обычных людей.
    Основное внимание было сосредоточено на теле, поскольку оно отражало макрокосм, поэтому в изображении природы и животных (если это не ваханы богов), художник полагался на себя.   



Записан

Shantira Shani

  • *
  • Сообщений: 44
Re: Иконография в шиваизме
« Ответ #4 : Сентябрь 09, 2008, 04:46:51 »

... так называемом модернистком, которая появилась в эпоху начала ньюэйджа.
Есть один нюанс. Стали появляться изображения - например, с Шивой - где он изображен культуристом. Т.е., не обычный рельеф мышц, а именно хорошо накачанный человек.
Записан

Shantira Shani

  • *
  • Сообщений: 44
Re: Иконография в шиваизме
« Ответ #5 : Сентябрь 09, 2008, 04:50:27 »

   Принципы скульптуры описаны в шильпа-шастрах, а каноны живописи - в читра-сутрах. Конкретным руководством по иконографии является Читралкшана (Характерные черты живописи), автором которой считают Нагнаджита. Все последующие каноны опираются на это произведение и где-то повторяют его. В этом труде содержаться подробные рекомендации о том, как изображать людей и богов, даны пропорции человеческого тела, соотношение частей тела и цветов. Единицами измерения служат параману (исчезающая величина), ану, ликша (размером с блоху), юка, ява (размер ячменного зерна), ангуль (палец), каждая мера превышает предыдущую в восемь раз; так один ангуль содержит 8 яв, а одна ява равна 8-и юкам и т.д. "Ширина лица - 14 ангулей, ширина уха - 2 ангуля..." Все пропорции мастер должен был знать наизусть и следовать им.
А не подскажите такую вещь: я читал, что пропорции Шива-линги также соответствуют определенному канону. Не подскажите?
Записан

AirLion

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 118
Re: Иконография в шиваизме
« Ответ #6 : Октябрь 24, 2008, 10:20:02 »

Кому интересна тема иконографии то вот чо нарыл в Рунете:

http://www.simbolarium.ru/iconography/hinduism/ihindu.htm
Записан