Шри Натха джи ко Адеш!
Знаете, я бы это сравнил с таким понятием как симпатия, в народной русской магии и в индийской деревенской есть такое. Берется вещь человека и направляется в нее энергия агрессии или доброты, света. Какое воздействие эта вещь окажет на него зависит от того, какого рода энергию в нее вложили. Короче, много всяких особых деталей, но основной смысл в том, что человек себя с этим предметом отождествляет, и через него можно влиять. Например, если сам человек сильный и его "не пробьешь" даже термоядерными атаками, его можно "пробить", нанеся удар по тому, к чему он привязан. И вот тут самый интересный момент. Деньги - это то же самое. К ним все люди питают определенные чувства и мысли, причем, говорить они могут одно, а в целом к деньгам относиться по-другому. Тот, кто говорит, что не привязан к деньгам и не любит тех, кто к ним привязан, и что он на самом деле равнодушен ко всему такому. Такой человек может быть заядлым критиком бакшишизма и, по сути, самым яростным материалистом и скрягой. Такого рода люди иногда даже способны убить кого-то ради денег. Так вот, людей привязанных к деньгам и, как правило, с негативными чувствами - большинство, и надеяться на то, что такие люди могут какому-то Гуру пожертвовать свою чистую любовь, совершенно глупо, чтобы они во имя халявы не говорили. Подобные личности, даже когда жертвуют деньги, выглядят так, словно на эти деньги прочитали смертельный наговор и пожертвовали их своему Гуру. Хорошо если Гуру окажется с крепким здоровьем, и не откинет лапы после такого подарка
. Одним словом, принимать пожертвования может только реальный Гуру, который способен не только негативную карму денег нейтрализовать, но и превратить эту энергию в позитивную. При этом дать ученику в замен позитив. В таком случае - это действительно должен быть мастер, чье сознание выше человеческих мотиваций, не омрачено жаждой накопительства. Правда, явление это редкое, ну и не все, конечно, так однозначно, многое зависит от какой-то конкретной ситуации. Деньги должны человека превращать в человека, а не в зверя.
Это, конечно, я говорю о традиционном отношении ученика и Гуру, Гуру - не материальное существо, и поэтому он должен жертвовать не материальное своему ученику, а ученик более материален, поэтому именно материальное он и должен жертвовать. Гуру, если он настоящий, на самом деле все пожертвованные деньги направит на развитие ученика. К нашему большому сожалению, таких Гуру в этом мире не много.
Что касается денег в виде оплаты инструктору, это просто продажа товара в виде того, чему учит инструктор, дает какие-то знания студенту, отстраивая его практику. Деньги он берет за потраченное время. Ну а кто и как оценивает свое время - это уже другой вопрос. С кого-то можно и не брать оплату, вот, например, у одного моего ученика в Корее берет частные уроки по йоге американка, она, в свою очередь, помогает ему совершенствовать английский. Могут быть и такие варианты. Есть ученики, с которых я вообще никогда не беру деньги, но есть такие люди, с которыми ни за какие деньги общаться не станешь.