Адеш!
Виранатха, дело в том, что я садху, и поэтому на интернет у меня не всегда есть время. Что касается семинаров, мы так пишем, потому что люди привыкли к этому термину, но на самом деле я семинаров никогда не провожу, потому что по йоге не может быть семинаров. Йога - это в первую очередь постоянная садхана.
Что касается этой темы, отвечу по порядку. С точки зрения классического традиционного подхода, так как это существует у натха-йогинов, то Гуру не прийдется вытаскивать из неприятностей настоящего ученика. Неприятности в процессе садханы могут возникнуть только в том случае, если ученик не следует тому, о чем они договаривались со своим Гуру, не выполняет все предписания, которые ему передавались, связанные с той или иной садханой. Я считаю, что об этом стоит отдельно сказать, прежде чем говорить о садхане и сиддхах, которые могут быть получены в процессе практики. Многие люди, которые приходят в йогу, в том числе в традиционную, имеют весьма неадекватные о ней представления, перечислю несколько наиболее распространенных.
Не понимание того, что договоренность с Гуру о выполнении тех или иных предписаний, даже тех, которые мы считаем неважными, может сильно повлиять на то, будут ли обретены сиддхи или нет. Многие думают, что прийти к Гуру за передачей это что-то вроде посещения спортивных секций или увеселительных заведений, где можно неплохо убить время. Такие представления сформировали у большинства людей те самые преподаватели “йоги”, которые сами никогда её не практиковали, и свои несовершенные состояния передают как истинную йогу, с целью пополнить кошельки. Более того, некоторые из них даже умудряются в своих рекламах указывать такие термины как “традиционная индийская йога”, на самом деле не имея никакого отношения ни к традиции, ни к йоге. Я не против коммерции, но часто такой преподавательский подход формирует у людей массовые иллюзии, попав в которые они не понимают, а что же все-таки произошло? Почему в этом мире нет нормальных Гуру? Не достаточно иметь нормальных Гуру, ученику со своей стороны надлежит исполнять обязанности и придерживаться правил относительно Гуру, а если ученик их игнорирует, то Гуру может снять с себя обязательства в отношении данного ученика. Как в йоге, так и в буддизме есть такие понятия как самаи или яма-нияма, они, в зависимости от практики, могут быть разными и требуют к себе серьезного и правильного отношения.
Как в нетрадиционной йоге, так и в нетрадиционной тантре вы не встретите такого понятия, что Гуру и практика являются священными, что любые действующие методики всегда были и будут таинством. Поэтому йога для людей, которые представляют ее подобно коллекционированию разных методик, марок, фантиков от конфет или монет, всегда будет оставаться на уровне беганий по разным школам, семинарам, собираниям противоречивой несовершенной информации, которая никогда лично к вам не будет иметь никакого отношения. Т.е. я побежал к одному преподавателю, к другому, потом ещё и ещё, потому что никого никогда не воспринимал как Гуру, и все то, чему они меня учили, было просто процессом удовлетворения моего праздного любопытства. Можно, конечно, нагородить много имен, что ты где-то учился, но, в конечном счете, так и не прийти ни к одному нормальному Гуру, который смог бы открыть для тебя йогу как путь. Нормальный Учитель всегда спросит о том, зачем вы пришли? Что вы хотите от йоги? И прежде, чем вы будете давать ответы, хорошенько подумайте, потому что это может сбыться, нужна ли вам на самом деле мокша, пробуждение Кундалини и т.д.? Многие спешат говорить о том, о чем они не имеют правильных представлений, вполне возможно, что вы чего-то не знаете, тогда лучше и говорить честно, что пришли узнать, что такое йога, что такое Кундалини. Немного теории и немного практики. Узнали и потом проверили на практике.
В связи с вышеупомянутыми ошибками многие, будучи привязанными к разным прошлым несовершенным опытам и представлениям о йоге, даже получая какой-то опыт и приходя к настоящему Гуру, принимают этот опыт уже за великие достижения и реализацию. Почувствовав мурашки по телу, думают, что это какие-то особые мистические пробуждения и т.п. Многие люди такого плана верят, что вот, наконец-то, я нашел истинного Гуру и теперь мой путь стал плавным и гладким. Но как только Гуру им говорит о том, что это даже ещё не начало практики, то мечтатели возражают, что Гуру их не понимает и т.п. Они не могут осознать, что легких путей нет, никто из Учителей никогда вас не будет гонять дубиной и заставлять что-то делать. Все в ваших руках, и если вы к чему-то стремитесь - это именно в ваших интересах.
Если взять на рассмотрение традиционную йогу натхов, то следует четко понять, что ею может считаться, а что нет. Наличие традиционной передачи от авторитетного Гуру из натховского пантха – это само собой разумеется. Но в чем, например, отличие от обычной физкультуры или других тантрических школ? У Натхов есть понятие о микро и макрокосме, как духовном уровне так и физическом, поэтому, главные практики в традиции именно на это и ориентированы. У Натхов вся работа с внешним миром происходит через работу с телом и именно она есть, вот в чем дело. Как это делается, это уже другой вопрос, но без внутренней работы, результаты которой распространяются во вне, не может быть натховской садханы. Работа с телом или, назовем по-другому, с психофизикой, стоит на первом месте, потому что без чистоты тела, без чистых нади, мы не можем иметь и нормального здорового сознания. Для простого человека работа, в первую очередь, с праной и через неё с сознанием всегда более эффективна. Потому что не утвердившись в чистоте, приступив к разным психотехникам, можно залезть в разные ментальные иллюзии и накрутить много неестественных для себя состояний, что и происходит с шизотериками или людьми, пытающимися неверным способом лезть в тантру, не имея достаточно точных знаний и адекватного Гуру. Натховская йога обязательно включает в себя тантру, потому что кайя-садхана - это ничто иное как Ха и Тха, прана и сознание, в данном случае мы начинаем с праны солнечного тока и через него учимся контролировать лунный ток, связанный с работой ума. Поэтому Раджа-йога как бы произрастает из хатхи и уже в ней изначально присутствует. Большинство людей считают, что Раджа-йога это нечто неестественное для них, например, когда все бесит и раздражает, вы садитесь с натянутым милым выражением лица и созерцайте свой пупок. Но дело в том, что это неестественный для всех нормальных существ подход и рано или позно такие люди сыпятся, их прорывает на эмоции, которые задавлены, и все то, что было ранее проигнорировано, дает знать о себе. Но если вы начали с той части кайя-садханы, которая связана конкретно с праной и телом, то выход на уровень медитации происходит сам по себе, и это возможно в том случае, если вы понимаете взаимосвязанность вашего целостного существа с окружающей средой. Это неоспоримый факт, что среда всегда сказывается на теле человека, по крайней мере, на большинстве. Она влияет на энергетическое состояние человека, так же как и мы в процессе осознавания окружающей среды способны влиять на неё. Если мы привносим в неё жесткое разрушение, то и она его привносит в нас. То есть процесс разрушения, конечно, неизбежен, потому что по-любому в нас все меняется. Хотя это может происходить в состоянии предельного равновесия, тогда принцип формы согласован с принципом пустоты, практика хатха-йоги и работа с праной приводит в равновесие ваше взаимодействие с социальной средой. Далее уже возможна качественная раджа-йога и тантрическая садхана. Тантра больше ориентирована на работу с сознанием, а это уровень раджа-йоги. Конечно, в тантре как таковой, тоже есть свои ступени, от простого к сложному, и подход тантрика на начальном этапе отличен от йоговского. Йога вообще больше подходит для людей с доминирующим тамасом, а тантра для тех, у кого доминирует саттва. Таким образом, сочетая практику йоги и тантры мы получаем нормальное полноценное развитие.
Сиддхи, с точки зрения натхов, - это результат реализованной трансцендентности, любая форма проявленной реальности способна отображать запредельный свет Пракаша. В результате чего реализуется мудра или третье, более совершенное состояние, превосходящее как сам свет, так и отображаемую его форму. В результате этого форма обретает духовность, а трансцендентный свет реализует свою потенциальную полноту. Эта тотальная реализация формы и бесформенного и есть причина реализации единого совершенного состояния, такое состояние превосходит всё, и в нем, согласно доктрине натхов, сокрыто бессмертие.
Дело даже не в том, чтобы создать такое состояние, оно уже есть, просто для нашего видения этого совершенства нужна соответствующая реализация такого восприятия. Сиддхи проявляются не через достижение духовного, потому что реализация духовного возможна только в материи. Но основная реализация происходит в первую очередь в нас самих, в том, что мы больше всего с собой отождествляем, т.е. в нашем теле. После чего обретаются все остальные совершенства, которые, согласно сиддханте натхов, могут быть реализованы в любой точке пространства - времени вселенной. В связи с этим стоит рассмотреть кальпита и акальпита сиддхи. Временные (кальпита) сиддхи имеют в большей степени внешнюю природу, хотя так же задействуют и вас непосредственно. Эти сиддхи тоже проявление трансцендентности, но они изначально не связаны с вашей реализацией, в акальпита-сиддхах первична ваша реализация. Вообще, определить между ними грань довольно сложно, тем более, мы говорим о практикующих далеко не низкого уровня, и даже они не всегда могут трезво оценить природу проявившихся у них сиддх. Многие состояния сложно переводить на человеческие языки, особенно что-либо из этой области объяснять тем, у кого никогда не было подобного мистического опыта. Чаще всего это и невозможно, иногда бывает так, что кто-то и проявляет сиддхи в присутствии других людей, но люди теряют восприятие и не видят их. Пример тому, многие пространственно-временные сверх-феномены, дело в том что видит то ведь не глаз, а разум, который работает через джнянендрии, даже если вы вызовите малейшие изменения в пране, которая функционирует во всех органах чувст или в манасе, то изменится ваше восприятие. А попробуйте понять хотя бы на уровне здравой логики, что значит, например, увидеть настоящую левитацию? Если чувства и разум улавливают только ту частоту, которая им свойственна, но их настройка на левитирующие существо означает, что вы и сами близки к этому состоянию. Скажу вам большее, тут упоминали Ури Гелера, так вот, когда он демонстрировал телекинез, то у многих присутствующих появлялись те же способности. Это можно называть авешей, шактипатом и т.д. Но здесь столько надводных и подводных камней! Так, например, мы даже не задумываемся, а не является ли это просто гипнотизацией, вот левитацию Махариши Махеш йогов так и не засняли. Где гарантия, что кто-то, устраивая прыжки типа “дартра-сиддхи”, не вводит вас в транс, когда восприятие времени другое, и вы чувствуете, что тело не так быстро поднимается от пола, а якобы взлетает? Дело в том, что когда речь заходит о таких феноменах и соответствующих состояниях, то многие понятия, такие как гипноз, техника медитации и прочие, которые наизобретало человечество, могут оказаться весьма ограниченными. Ограниченными по сравнению с теми состояниями, в которых пребывают мистики. Они никогда не могли все перевести на адекватный и понятный для всех социальных разновидностей особей и их стилей мышления язык восприятия. Поэтому многие из таких мистиков, просто напросто, описывали техники и мистический опыт с ними связанный, мягко говоря, непоследовательно. У них можно было учиться только напрямую, некоторые ученики могли находиться в атмосфере, которая существовала возле Гуру, при этом Гуру не говорил вообще ничего, не читал никаких лекций, не писал книг. Или ты его учишься воспринимать, или не будет никакого обучения, во многих школах был и такой подход при обучении адептов. У натхов шактипат включен в саму систему дикши, нади-пуджа тому самый наглядный пример. Тоже самое в Трике, распознавание своей природы Шивы происходит порой не посредством методов, а по милости “ануграха” нисходящей шакти, посредством Гуру. Сами же методы “упайи” могут переводится как уловки, ухищрения, позволяющие усилить это состояние. В таком случае можно сказать, что конкретных методов как бы и нет, всё происходит непосредственно, и причины всех ограничений не возникают даже в своем потенциале.
Вообще, относительно инкарнаций, это особая и непростая тема, натхи в тансмиргацию верят, но по мере реализации различного мистического опыта, инкарнации становятся уже не столь актуальны, по крайней мере, так их воспринимает большинство людей. Учитывая то, что натх воспринимает себя как вселенную со множеством различных жизней, и что все они есть в нем самом, то в каком-то смысле в тебе уже присутствуют все возможные и невозможные инкарнации. Поэтому не возникает и разногласия даже с такими представлениями как, например, в христианстве, где в основном теория инкарнаций не признается, в каком-то смысле их действительно нет.
Вообще, я в Индии встречал множество самых разных людей, которые мне рассказывали стандартные сказки, типа, ну как же ты этого не чувствуешь - мы ведь встречались в прошлых жизнях, и ты был моим учеником. Но какие могут быть для меня прошлые инкарнации, если я их рассматриваю так, как мало кто рассматривает, т.е. не привычно и не линейно? Были не менее забавные истории, когда кто-то говорил, что развил способность увеличивать или уменьшать тело в размерах, но вот левитацию он сейчас не может осуществить, потому что тело очень много весит, больше чем 72 кг. Что в таком случае мешает уменьшить тело и левитировать? Много просто фокусников, чьи трюки стандартны и проходят в типичных, как и у всех, последовательностях.
Сиддхи у натхов “развиваются” как правило посредством манипуляций энергиями, что же касается “авеши”, то это вариант далеко не для новичков и, я бы сказал, это чисто тантрический подход. Наглядный пример, леворучная тантра, когда прямо в тела призывается Божество, но в ней недостаток один, что часто происходит потеря контроля, и если у адепта слабая бхакти, то может поехать крыша, потеря социальной адекватности и т.д. Конечно, если садхака ставит цель в высшей степени развить бхакти, таким образом воспринимая Божество как полное проявление Абсолюта, то такой метод для него может оказаться очень эффективным. В йоге все иначе, там нет такого тотального наката состояний, скорее, внутренняя трансформация и достижение предельного равновесия и трезвости через регулярную работу с праной. Тексты говорят, что её нужно “приручать” подобно тому, как это делают с дикими хищниками, соответственно, в йоге делается все постепенно, спокойно, шаг за шагом. В йоге важен контроль чувств и праны посредством пранаямы, в тантре же - подход раскрепощения чувств и высвобождения их, для чего используются внешние вспомогательные средства. Как видим, подходы несколько разные, но оба эффективны. Другое дело, что не так много Гуру, которые таким вещам могут на самом деле учить, мне в этом повезло, может быть, потому что ещё до Индии кое-какие способности удалось подразвить, которые я и смог там во всю применять.