Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Таттва дхарана  (Прочитано 6337 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

kano

  • Гость
Таттва дхарана
« : Март 10, 2008, 10:43:22 »

Адеш !
В различных текстах таттвы располагаются в разных чакрах. В "Шат чакра нирупана" земля в муладхаре, в "Горакша-йоге" земля в анахате, в "Гхеранда самхите" дхарана на всех таттвах производится в сердце.Существенна ли вообще привязка таттв к различным чакрам и положению в теле ? Есть ли здесь связь с Кашмирским Шиваизмом, в том плане, что дхарана на таттвах соотносится с растворением в сознании таттв, начиная с самй грубой-земли, и установлении сознания в чистых таттвах ?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Таттва дхарана
« Ответ #1 : Март 10, 2008, 19:55:20 »

Адеш!
 
   "Земля в анахате" также ещё в Вивека-мартанде, такой расклад: анахата - земля, вишуддха - вода, талу (небная чакра) - огонь, бхрумадхья или аджня - воздух, в брахмарандхаре или нирвана-чакре находится эфир. Ко всему прочему, в Вивека-мартанде ещё сказано о том, что Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива соответствуют этим таттвам вместе с биджа-мантрами этих таттв, которые рекомендуется повторять, т.е.  «лам, вам, рам, йам, хам». Это щепетильная тема на самом то деле, и, не зная тонны перелопаченной макулатуры, запутаться можно навсегда. Согласно Хатха-йога прадипике, грантхи также находятся в этих областях, брахма-грантха - на уровне анахаты, вишну-грантха – вишуддхи, рудра-грантха - аджны, им соответствуют разные уровни пустоты (шунья) и прохождение четырех авастх (состояний, которые обретаются практиками пранаямы или лайя-йоги), это арамбха, гхата, паричая и нишпати. Последняя - над всеми грантхами. Сразу стоит определить, что такое грантхи, так как никто об этом никогда ничего толком не говорит. Это сила Шакти в состоянии феноменальности, сила в виде трех ямал Божеств: Брахма-Сарасвати, Вишну-Лакшми и Рудра-Кали. Каждое такое Божество может рассматриваться как трансцендентное, так и имманентное, например, вы запросто можете сказать, что все Боги - это формы Шивы или все Боги - проявления Вишну. Но я не хочу, чтобы вы думали, что эти силы ограничены индийским пантеоном и ещё какими-либо ортодоксальными системами различной веры, силы существуют в природе и просто в разных явлениях, внешне никак с религиозными культами не связаных. Инертность, движение, равновесие присутствует во всем. В Кубджика-мата тантре «грантхи» используются как обозначение понятия той или иной пустоты. Иначе говоря, «грантхи» – это акаша, а акаша - это не просто пустота, а ещё и то, что её наполняет. Соответственно, когда Горакшанатх говорит о вьомах, то он не говорит о том, что эти вьомы все никакие, они, например, подобны яркому свету миллионов солнц, подобны истинной сущности Атмана (таттвакаша) и т.д. Это нечто, что находится в пустоте, хотя тоже в каком-то смысле является и само по себе пустотой. К примеру, в пустой комнате могут находиться стол, стулья, шкаф, кровать и т.д., они все как бы в пустоте, твоя комната встроена в пространство квартиры, квартира - в пространство всего жилого помещения и т.д. Есть пространство большого здания со множеством подпространств в нем. Небоскреб как бы своим полным пространством охватывает все эти подпространства, так, получается нечто собранное одним пространством – «грантхи». Почему грантхи считаются препятствием в полном прохождении Кундалини-шакти? Потому что Кундалини - это «четана» - наше сознание, оно не может видеть небоскреб, ведь мы не понимаем, что он в пустоте, видим его то с одной стороны, то с другой, а можем зайти внутрь, и заблудиться. Но йог видит его целостно, весь феноменальный мир грубых элементов как энергию, которая непостоянна, в которой происходит «чалана» (движение). Вся материя - это разные состояния пустот, а великая пустота на самом деле есть переполненность. Например, когда вращается колесо велосипеда, мы не видим отдельно каждой спицы, а видим просто единую массу, которая вращается, но скорость такова, что все эти спицы нам кажутся просто чем-то однородным. Так и пустота, из-за движения в ней, кажется нам однородной, но это не так. Т.е. грантхи - это великие узлы, разные пересечения потоков энергий, движимых в том или ином пространстве, которые соответствуют одной из трех грантх. Когда наступает такое осознание, Кундалини в виде нашего ограниченного сознания пробуждается и сознание становится безграничным, подобно великой пустоте оно охватывает всю имманентную реальность.  Для такого трансцендентного сознания больше нет никаких узлов. Тексты говорят о том, что они развязываются, множественность больше не формирует ограниченного восприятия.
    Почему такая локализация элементов? В «Сиддха-сиддханта-паддхати», Горакшанатх описывает внешние лакшьи, где рекомендует сосредоточить взгляд на уровне немного удаленном от кончика носа. Есть небольшие отличия от того как это описано в Брахмана-мандала упанишаде, Адвайта-тарака упанишаде и др., где на расстоянии двух толщин пальца от кончика носа, рекомендуют созерцать световые точки: голубую, темную, красную, белую, цвета расплавленного золота. Но Горакшанатх в ССП говорит только о трех точках: красной, белой и золотой. Получается совпадение - желтая - уровень анахаты (земля), белая - уровень вишуддхи (вода) и красная - уровень талу-чакры (огонь). Но он не говорит о ещё двух, хотя, зная другие тексты, легко понять, что речь идет о бхрумадхья или аджна-чакре и брахмарандхаре, там, согласно другим текстам - воздух и акаша.
   Почему все элементы в анахате? - тоже хороший вопрос. Согласно многим тантрам, анахата-чакра расположена на расстоянии двенадцати пальцев от носа «двадашанта», эту технику можно встретить в самых разных описаниях, например, в Виджняна-бхайрава тантре, которая относится к традиции КШ и считается частью Рудра-ямалы. Это техника работы с праной. Поступающий воздух идет в легкие на 12 пальцев и так же выходит наружу. Эта тантрическая техника несколько отличается от натховской, где нужно наполнить воздухом живот, образовав «кумбху» (кувшин). Техника делается скорее в виде кевала-кумбхаки. Анахата-чакра связана с сердцем и чувствами, чувства с элементами, а элементы со всеми карма и джняна индриями. В анахата-чакре находится основная прана, потом она делится на пять великих вайю и пять упа-вайю, одни связаны с кармендриями (органы действия), другие -с джнянендриями (органами восприятия). Об этом сказано в тексте Матсьендранатха «Йога-вишaйя».  Я уже говорил, что все элементы имеют один источник происхождения, все они являются Шакти. Но есть ещё такое понятие как панчикаран, когда в одном элементе содержатся все другие. Возьмем землю, в ней есть вода, есть огонь (в виде вулканов или ядра земли), есть воздух (газ) и есть акаша, о которой я писал выше. Кроме того, земля почитается как Богиня, у натхов почитанию Дхартри уделяется особое внимание, например, при установлении асаны для садханы, перед хомой. Земля, на самом деле, просто уплотненная энергия света, которая связана с солнцем, и не случайно Горакшанатх «cурья-акашу» считает наивысшей. Опять же - анахата-чакра, как центральная чакра, центр нашего существа, где находится мадхьяма-шакти, соединение Адхо и Урдхва-Кундалини. Это центр анахата-нады, там три верхние чакры связаны с луной, а три нижние с солнцем, это центр соединения Шивы и Шакти, они соединяются через «нада». «Нада» - это майтхуна Шивы и Шакти, из него проявляется бинду, из бинду «камакала» (тройное бинду). Понятие того, где конкретно проявляется «нада», часто очень разнится, ряд источников говорит, что в анахата-чакре, другие тексты натхов утверждают, что в области черепа «бхрамара-гуфа». Но «нада» сам по себе не ограничен рамками локализации в физическом мире, когда пустота и форма соприкасаются, то образуется «мудра», в ней образуется «нада». При нарастании силы «нада» образуется «бинду». Согласно текстам натхов, из бинду проявляется вся вселенная - Пара-пинда, как совершенная пустота и форма одновременно. Собственно, я описал то, как творение объясняется в тантре, у натхов все тоже самое, только несколько другими терминами. Сначала была Анама-шунья, как единство Шивы и Ниджа-шакти, в КШ - Чит-шакти, потом проявилась отдельная Пара-шакти, когда Шива захотел стать формой, в КШ она называется Ананда-шакти. Далее, между ними произошла «майтхуна» (соитие), что возникло посредством «нада», в тантре этот уровень называют Садашива или свободная воля Шивы - Иччха-шакти, а в ССП - Апара-шакти. Воля в высшей степени дала начало «маха-бинду», в тантре это Ишвара-таттва, а в ССП - это Сукшма-шакти, т.к. бинду также и вездесущая пустота - Шунья. Натховские тексты, носящие прикладной характер, часто упоминают только о иччха-шакти и крийя-шакти. Собственно, стадия «бинду» - это источник творения вселенной, который далее уже проявляется как крийя, в виде Шуддха-видьи, куда входят Рудра, Вишну и Брахма таттвы, что является уже Кундалини-шакти, о которой говорят как о змее, свернутой в три кольца в виде бидж, представленной во всех звуках санскрита как матрика. По сути, все эти пять сил являются одной Шакти или одним Шивой, что проявляется в виде макрокосма - Пара-пинды и бесчисленных живых существ -  Вьяшти-пинды. Обычно бинду, из которой все проявляется, изображают в пространстве головы, из нее также проявляются все элементы. Кому-то удобно их распространять на все тело, кому-то - от макушки головы до грудного отдела, все зависит от конкретной практики. Например, в Шри Видьe и КШ есть практика, где задействована такая проекция элементов на чакры, начиная с анахаты, которая описана в Горакша-йоге, Хатха-йога прадипике, Вивека-мартанде, Сиддха-сиддханта-паддхати и др. Повторяя звук «Ом», нужно начинать с «А» в области анахаты, потом «У» - продолжая в области вишуддхи и заканчивать назализированным звуком «М», медитируя на точку в области головы, здесь уже звук переходит в пустоту. В пустоте ты осознаешь разные состояния бинду: урдхвачандра, родхини, нада, наданта...... унмани, махабинду.  В Шри Видье идет работа с шодаши-мантрой Ка Е И Ла ХриM Ха СА.......когда заканчивается на ХриМ, то «М» перенаправляется как бы вверх, в пространство акаши над головой.

« Последнее редактирование: Март 10, 2008, 20:24:49 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Таттва дхарана
« Ответ #2 : Март 10, 2008, 20:17:37 »

Адеш, Гуру джи!
Что такое бинду, Гуру джи? Можно хотя бы в общих чертах рассказать, понятно что форум не для передачи дикши, но общие представления о практиках лично мне думается для всех полезны. Одни говорят что бинду это простите, "семя" :04: другие что нечто большее, что же все таки?  :011:
Записан

Alakh

  • *
  • Сообщений: 203
Re: Таттва дхарана
« Ответ #3 : Март 10, 2008, 21:05:50 »

Адеш!
Я думаю, что многое зависит еще от контекста традиций, кто какие в эти термины понятия вкладывает. Врядли в КШ бинду-это "семя" как одна из "дхату".
« Последнее редактирование: Март 10, 2008, 21:08:29 от Alakh »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Таттва дхарана
« Ответ #4 : Март 27, 2008, 15:23:34 »

Адеш!

Что такое бинду, Гуру джи? Можно хотя бы в общих чертах рассказать, понятно что форум не для передачи дикши, но общие представления о практиках лично мне думается для всех полезны. Одни говорят что бинду это простите, "семя" :04: другие что нечто большее, что же все таки?  :011:

Немного сказать можно: бинду рассматривается как точка концентрации сознания, часто как вирья (сила), которая поднимается из канды по сушумне в сферу головы "бхрама-гуфа". Этот процесс связан с практикой "нада-анусандханы", очень знаменитой в нашей традиции. "Бинду" может восприниматься и как Шакти, и как Шива, тоже самое относится и к "наде". Если, к примеру, Вы наду воспринимаете как Шакти, Кундалини в виде матрики, то бинду всегда будет сверху в виде анусвары. "Бинду"-связана с (расщеплением) на три уровня, которые соответствуют солнцу, луне и огню, а также трем грантхам, через которые она проходит, возвращаясь к своему источнику. Когда мы поем звук "Ом", то он тоже имеет деление на "А", "У" и "М", все мантры находятся в звуке "Ом", но йоги подошли к этому еще более упрощенно, помимо сжатия "Ом", "Сохам" и других мантр и "бидж", они сжали все до уровня просто звука ММММ... тем самым получили так называемую бхрамари-пранаяму. Соответственно, местом концентрации бхрамари служит бхрамара-гуфа (область головы и там же место "бинду"). Это если в самых общих чертах рассказать об этой практике. "Бинду" также означает и "шунью".
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.