Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Махамудра  (Прочитано 16044 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Махамудра
« : Март 11, 2008, 01:34:33 »

Адеш Гуруджи!
Расскажите, пожалуйста, как практикуется в традиции натхов махамудра. Что такое махаведха, махабандха? Как они взаимосвязаны?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #1 : Март 11, 2008, 19:55:18 »

Адеш!
Махамудра, маха-бандха и махаведха, рассматриваются обычно как одна практика, они идут последовательно одна мудра за другой. Каков их эффект? Терапевтический, само собой, тексты говорят о том, что махамудра лечит множество заболеваний: живота, позвоночника, позволяет устранить влияние токсичных веществ, усиливает иммунитет и помогает при множестве инфекционных заболеваний. Каким образом? Это явление можно рассмотреть с разных позиций. С медицинской, махамудра воздействует на позвоночник своеобразным образом, это именно такое положение тела, где задействованы очень многие группы мышц, от равномерной развитости мышц так же зависит состояние позвоночника, а комбинация трех бандх  воздействует на систему желез, таким образом, махамудра получается универсальной техникой. Так, в пашчимотанасане, джануширшасане и др. техниках, внешне похожих на махамудру, нет бандх, что придает несколько иной эффект махамудре, отличный от обычных асан. В махамудре также делается задержка дыхания, по крайней мере в традиционной, стандартной махамудре у натхов.  Если же рассматривать махамудру с энергетической точки зрения, то она не менее интересна и такое рассмотрение объясняет многие позитивные эффекты, происходящие при выполнении этой техники. Ни для кого не секрет, что помимо грубого тела есть тонкое энергетическое тело, в виде ауры или биополя, классически в Индии его называют коша. Все болезни тела связаны с неравномерным течением праны в тонком теле, в этом случае образуются блоки в энергетических каналах, они могут проявляться по разному на физическом теле, в виде напряжения мышц и разных хронических болезненных процессов. Так как энергетическое тело связано не только с физическим, но и с ментальным, то на уровне сознания это может проявляться самым разным образом, если сказать в общем, это загруженность сознания тяжелыми мыслями и его инертность. Но мы не можем совсем обходить стороной эти состояния, потому что ими полон весь социум, первое что нам надо понять - все они энергия. А энергия сама по себе не является ни плохой ни хорошей, плохая энергия это та же хорошая, только принявшая структуру, мешающую нам в целом существовать в этом мире (и не только). Так вот, решенная проблема - это прилив сил и энергии, можно сказать иначе то, что считалось негативной энергией трансформируется в позитивную. Махамудра воздействует и на центр тела (позвоночник), и на периферию (внутренние органы, мышцы). Энергетически, воздействие оказывается на все тонкое тело и одновременно на области адхар и чакр. Скажу иначе, трансформированная  инертная сила переходит в высокочастотную и тем самым энергетическое поле увеличивается, а при увеличении так же усиливает центр, т.е. сушумну. Сушумна - это центр полевой структуры, если полевая структура слабая, то получается, что у такого человека сушумны как бы и нет.  :43:  Но махамудра, помимо воздействия на тело, помогает привести всю прану и сушумну в полный порядок.
    После этого следует маха-бандха, она позволяет уже всю прану максимально сконцентрировать в "канде", ведь из неё расходятся каналы по всему телу, и если вы достигаете определенной чистоты, то дальше прана начинает в центре тела переходить на качественно более высокий уровень и у садхака начинают проявляться различные сиддхи. Маха-бандха как раз создает условия, при которых всю трансформированную прану вы концентрируете внутри тела. Я лично считаю, что это одна из причин, по которой эту практику называют маха-бандхой (великое закрытие). Ты закрываешься от потери энергии во вне и пробуждаешь внутреннюю духовную энергию более высокого качества.
     После этого, посредством маха-ведха мудры, ты эту энергию проводишь вдоль сушумны, вверх, после чего качество энергии ещё больше увеличивается в соответствии с прохождением её сквозь чакры.
     Если вы просто хотите умеренно практиковать садхану, достаточно эти мудры выполнять 1-2 раза в день, если вы хотите стать сиддхом, то каждые три часа. Я вас не обманываю и не преувеличиваю эффект этих практик, они на самом деле дают сиддхи. Поэтому я хочу просто предупредить желающих экспериментировать, не спешите друзья мои, не спешите. По себе могу сказать, что как только вы приступите к такому интенсиву, внутренне в этом мире вам не с кем будет общаться, вас никто из старых друзей, близких и знакомых не будет понимать, вы будете всех понимать и сможете для них смотреться адекватным, но вам поначалу может быть нелегко. А может и крыша поехать. Однако, знаете, мне вот нравится как Ошо сказал по этому поводу: "Есть люди, чья ненормальность видна, а есть те, чья ненормальность стала нормой". Так, например, многие ходят на занятия по медитации, садятся в лотос и изображают из себя йогов, на самом то деле это и есть сумасшествие, только оно нормально. Есть ненормальность, которая становится явно видна, например, если человек перезанимался пранаямой или мудрами. Чтобы этого избежать, кроме этих мудр лучше параллельно выравнивать другие аспекты своей садханы. В общем-то традиционно, эти мудры предназначались для тех, кто практикует йогу как садхану.
 
« Последнее редактирование: Март 11, 2008, 20:48:04 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Re: Махамудра
« Ответ #2 : Март 11, 2008, 23:54:36 »

Спасибо Гуруджи. Расскажите, пожалуйста, чем являются мудры и бандхи как таковые, какова их роль в практике, на каком этапе их нужно вводить в практику? В Варанаси Вы рассказывали об этом и о многом другом, но то, что казалась понятным тогда теперь не кажется настолько ясным.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #3 : Март 15, 2008, 20:08:12 »

Адеш, Амарнатха!
Помните, я ещё показывал вьяяму, которой меня научили в мандире? Я её немного перестроил, последовательность такая: вьяяма, начиная с положения стоя с переходом в положения сидя и лежа, далее - комплекс статических асан и простые пранаямы. Бандхи я советую включать позже, тело само как бы подскажет когда они нужны. Я общался с разными людьми, которые много занимались асанами по Паттабхи Джойсу, Свами Шивананде, так у них бандхи в практику включают почти сразу при пранаяме или каких-то виньясах. Но большая часть этих людей мне говорили почти одно и тоже, что бандхи как бы “растворяются” и эффект от них почти никакой. Подобные мышечные замки практически и так используются в некоторых положениях тела, например с джаландхара-бандхой, а также во время мула и уддияна бандх. Но лично мое мнение, да и многих опытных преподавателей в Индии, что это подход не несет существенной пользы. Бандха, как многие считают, это определенное сокращение мышц, которое, согласно традиционным текстам, делается для того, чтобы прана направилась в канал сушумна. Но прана не может быть направлена только с помощью мышц, при сокращении мышц вы как бы автоматически концентрируете ум на определенных участках тела. Так вот, когда у многих состояние ума рассеянное “викшепа”, а прана не достаточно свободно движется по каналам, в связи с недостаточной их очищенностью, то концентрация праны и ума на области грантх и сушумны происходит очень фрагментарно. Такое вы можете встретить в среде всех йогов, кто переоценивает свой опыт практики и раньше времени приступает к бандхам. В связи с тем, что у большинства людей, начинающих практику хатха-йоги, такое состояние преобладает, я рекомендую для начала научиться работать с праной и умом  в асанах. Делается это очень просто, ум сам выбирает участки для сосредоточения, поэтому на начальном этапе не нужно его специально где-то концентрировать. Это было бы слишком неестественно. Потом уже, в процессе работы с телом и дыханием в асанах, когда ум сам очищается в процессе практики, вы можете качественно делать бандхи в виде мышечных напряжений, концентрации праны и ума одновременно. Я рассказываю о своем личном практическом опыте в йоге, но, конечно же, в других школах йоги, особенно современных, могут рекомендовать делать по-другому. Но я говорю о том, что прошел сам, и что у меня работает без каких-либо сомнений. Ко всему прочему, у меня такой опыт был еще до того, как я нашел ему полное подтверждение в традиции, поэтому я склонен верить в мудрость природы, и в то, что она может всем нам давать подсказки когда и что делать. Главное в йоге - никогда не спешить, это не спорт, где вам кому-то нужно что-то доказывать, стремясь форсировать естественные ощущения. Просто нужно жить йогой, изучать и практиковать неспеша, бандхи - это определенный уровень, даже если вы не будете стремиться их выполнять специально искусственным способом, при определенной чистоте нади, праны и ума, они сами по себе начнут получаться. Но это я говорю только в самых общих чертах, что можно рассказать на форуме для всех, кто его читает, а ведь читать могут люди, которые вообще от всего этого далеки или те, кто меня не достаточно хорошо воспринимает. Поэтому все, что я могу сказать, это только в общих чертах, кто-то может быть не поймет никогда, а кто-то поймет не сразу, а по прошествии определенного времени и регулярной практики.
   Бандхи и мудры связаны предельным образом, и я не буду вам рассказывать о том, что вы и так можете прочесть в популярной литературе, например, о том, что бандхи входят в ту же махамудру, разные пранаямы и т.д. Я, пожалуй, вернусь к более детальному рассмотрению того, о чем я говорил ранее относительно мудр и бандх, ибо я исхожу в основном из личного духовного опыта.  Энергетическое поле простого человека, не йогина, или назовем по-другому, не совсем развитой человеческой особи (а "йогами" себя  называют именно таковые, что чаще всего и бывает), не способно вступать в качественный энергоинформационный обмен с окружающим миром. Причин может быть много и самых разных, основные - в привязанности к иллюзиям мира, так что человек занимается самокопанием, постоянно пребывает в различных думках и ум его закрыт. Он не готов ничего воспринимать, боится жить, потерять свои старые привязки, хотя он их уже потерял, всё это только дело времени. Есть те, кто действует на опережение, и такая категория людей понимает, что у них нет другого выбора, как только постоянно развиваться, не стоять на месте. Вот такие люди и могут стать самыми настоящими йогами, потому что они понимают, что йога не есть бегство от жизни, а йога - это когда ты готов заранее к различным возможным трудностям, не дожидаясь того, пока они к тебе сами явятся. Невежественный человек живет чувствами от момента к моменту, куда его прибъет, там он и оседает, но йог не может себе позволить такое “счастье”. Потому что знает, что это не выход, и от этого проблем станет больше и тяжелее по качеству. Следовательно, йог постоянно развивает свое осознание, и в процессе такого развития, во что входит, кстати, и регулярная ежедневная практика хатха-йоги, выстраивается некая среда на уровне пранического тела или ментального, которая предельно точно отображает все процессы, происходящие во вне. Вот тогда и происходит пробуждение, то, что называют "нивритти" направление к изначальному  источнику своего существа. Тогда процесс обмена, в виде центростремительного и центробежного движения праны, способствует формированию вхождения праны в сушумну, развития её в сушумне и поднятию вверх. Это происходит не при формальном оставлении мира, когда кто-то может просто показать всем, вот, мол, посмотрите  - я оставил ваш гадкий мир; а на самом деле -  питать к нему низшее вожделение, выглядя социально неадекватным. Как раз наоборот, это происходит тогда, когда ты широко, глубоко и тонко видишь и понимаешь этот мир, тогда же ты развиваешь одновременно внутреннее самоосознание. Все внешняя психоэнергетика формирует более высокую качественную внутреннюю духовную среду. Она не только является экстрактом всех рас, воспринимаемых извне, но эта сфера так же является “мудрой”  печатью, отражением трансцендентного света. Как отражение  высшего, она представляет собой мудру, как экстракт - бандху.  Это пробужденная Кундалини-шакти в сушумне, внутренняя лакшья, на которую многие тексты нашей йогической традиции рекомендуют медитировать.
     В связи с тем, что натхи не делают жестких границ между материальным и духовным, то мудры и бандхи как раз могут считаться той самой частью садханы в хатха-йоге, которая соединяет хатха-йогу и раджа-йогу. Так, например, техники дхараны в традиционных текстах рекомендуется соотносить с внутренними лакшьями, как сосредоточения на пяти махабхутах, или практики дхьяны, такие как джьотир, сукшма - по сути медитация на свет в сушумне.  В принципе, это те же самые мудры, только в другом виде. Многие люди, кто привык упрощать элементы хатха-йоги, в связи со своим уровнем, видят мудры, конечно, только на уровне телесных замков, но, на самом деле, мудры - это следствие процесса нивритти (слияние индивидуального сознания со сверхсознанием). Иногда в процессе практики мы чувствуем, что на какое-то время мудры как бы сами получаются, тогда рекомендуется их делать на уровне тела, концентрируясь на вспомогательных точках шодаша-адхарах. Кстати, во многих текстах эти точки рекомендуют как для
практики мудр, так и для вхождения в пратьяхару, это говорит о том, что мудры или бандхи являются больше внутренними практиками. Я бы даже сказал, что эти техники имеют в самой своей основе тантрический характер, потому что на этом уровне практики хатха-йоги ты начинаешь видеть скрытую сущность внешних явлений. В тантре сакрализация внешних явлений делается сначала на уровне ритуалов, далее посредством каула-садханы или же вообще на уровне сахаджи - сознания, без каких-либо внешних ритуалов. Кто-то практикует обряды, постепенно раскрывая внутренний йогический опыт, кто-то к этому идет только посредством йоги, а кто-то сочетает понемногу оба подхода. Лично я стараюсь объяснить теорию всех подобных практик своим ученикам, потому что в йоге, например, тоже есть такие понятия, как внешние, внутренние и средние лакшьи, вьомы. В общем-то, ко всем ним лежит путь через мудры и бандхи, как тантрические, так и йогические.
« Последнее редактирование: Март 15, 2008, 22:04:20 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Re: Махамудра
« Ответ #4 : Март 18, 2008, 03:34:00 »

Адеш, Гуруджи. Спасибо за ответ. Вы пишите что вначале не нужно на чём либо концентрироваться, но тогда ум начинает блуждать. Как с этим быть?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #5 : Март 18, 2008, 19:44:30 »

Адеш!

   Ум может блуждать по причине неуравновешенности праны в каналах, поэтому нужно делать регулярно пранаямы, такие как уджджайи, нади-шоддхана, капалабхати. Немного практиковать Сурья-намаскар, сукшма-вьяяму. Обязательно делайте расслабление (шавасану) в конце вьяям и пранамы. Ум зависит от праны, если сложно его контролировать и он всегда неустойчив, то стоит прибегнуть к пранаяме. Постарайтесь наблюдать за состояниями во время выполнения асан, как дыхание влияет на тело и, наоборот, далее, тело постепенно будет раскрепощаться и со временем это состояние станет нормальным, естественным. Особую роль в контроле тела и ума играет дыхание, поэтому я на своих лекциях и семинарах ему посвящаю много времени. Многие люди, практикующие разные стили йоги, при выполнении асаны следят только за тем, чтобы положение внешне смотрелось красиво в ущерб собственным ощущениям. Поэтому, вначале, единственное на чем мы можем сосредоточиться, это на правильном выполнении техники, чтобы она корректно выполнялась, нужно постоянное общение с тем, кто вашу практику будет регулировать. При правильно  регулируемой практике, напряжения в теле и сознании рассеиваются  и это состояние со временем становится стабильным.
« Последнее редактирование: Март 18, 2008, 23:07:03 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Махамудра
« Ответ #6 : Март 18, 2008, 20:05:49 »

Адеш, Гуру джи!
Адеш, Амарнатх!
Спасибо, очень кстати. Интересно было бы узнать о технической части выполнения детальнее, а то встречаются разночтения. Так как не все сразу чувствуют тонкий эффект, то можно "не туда уехать с самого начала". Я сейчас не имею ввиду нестабильное состояние при правильной технике.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #7 : Март 18, 2008, 22:46:55 »

Адеш!
Ох, столько вопросов и обсуждений, а времени на все отвечать сегодня нет, до завтра.
 :05:
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Re: Махамудра
« Ответ #8 : Март 19, 2008, 09:48:34 »

Адеш Гуруджи!
Если ум блуждает из-за неуравновешенности праны в каналах, то по идее и неконтролируемый сон обусловлен тем же. Прав ли я? Есть ли у натхов практики контролитуемых сновидений?
Записан

Lokatita

  • *
  • Сообщений: 16
Re: Махамудра
« Ответ #9 : Март 19, 2008, 13:36:19 »

Адеш Гуруджи!
Если ум блуждает из-за неуравновешенности праны вканалах, то, по идее, и неконтролируемый сон обусловлен тем же. Прав ли я? Есть ли у натхов практики контролитуемых сновидений?
Джая Шри Гурудев!
Адеш, Гуруджи!
Поддержу Амарнатха - по поводу практики контролируемых (осознанных) сновидений вопрос действительно очень интересный! Очень хотелось бы услышать от Вас ответ.
Адеш!
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Махамудра
« Ответ #10 : Март 19, 2008, 18:29:04 »

Адеш!
Присоединяюсь к вопросам. Интересно, отсутствие сновидений - это просто неспособность их осознавать, как результат перегрузки сознания или тела или это бывает все же отсутствие?
Записан

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Махамудра
« Ответ #11 : Март 19, 2008, 19:12:08 »

Адеш!
Не знаю, что ответит Гуру, однако поделюсь своими соображениями. Исходя из собственного опыта могу сказать, что память снов зависит от того момента, когда ты просыпаешься, то есть, если утром после пробуждения сон запомнился, то днем его вспомнить не составит труда. Хотя, у кого-то может быть есть более углубленный опыт в этих вещах. Вообще, я думаю, если состояние сушупти (глубокий сон), а также турья имеют прямое отношение к духовной практике, то очевидно и сон (свапна) играет далеко не самую последнюю роль.
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Махамудра
« Ответ #12 : Март 19, 2008, 20:16:39 »

В Виджнянабхайрава тантре есть техники овладения управлением сновидениями и смерью посредством сосредоточения на движении праны. Это если вас интересуют исключительно индуиские садханы.
По бонским и буддийским системам написаны книги, которые переведены на русский и изданы.
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Махамудра
« Ответ #13 : Март 19, 2008, 20:33:41 »

Адеш!
Меня все интересует. Вообще, коль уж речь зашла о виджняна-бхайраве, то хотелось бы спросить, какие из переводов самые толковые? Мне говорили, что книгу Джайя Дева Сингха ученики Гуру уже давно перевели на русский, он там каждую из практик в комментах раскладывает на соответствия по трем упаям. Хотелось бы почитать это благое дело, в данном воплощении.
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #14 : Март 19, 2008, 21:31:18 »

Адеш!

Перевели, то бишь я, напиши в личное сообщение, если надо вышлю все, на форуме выкладываю те части, где описаны соответствующие дхараны.

[Дхарана 52]
Стих 75

 AnAgatAyAM nidrAyAM praNaShTe bAhya gocare |
 sAvasthA manasA gamyA parA devI prakAshate ||75||


Перевод:

Когда сон полностью еще не появился, то есть когда человек собирается заснуть, и все внешние объекты исчезли из поля зрения, тогда, состояние (между сном и бодрствованием) - единственное, на котором нужно сконцентрироваться. В этом состоянии Высшая Богиня проявит Себя.

Примечания

1. Промежуточное состояние между сном и бодрствованием - состояние нирвикальпа, то есть состояние, в котором исчезли все мысленные конструкции. Это - турия или трансцендентное состояние сознания.
2. Концентрируясь на этом безмысленном состоянии сознания, каждый получит опыт сущностной природы "Я", который превосходит все мысленные конструкции. Таким образом обретается опыт божественной природы. Именно эту божественную природу назвали Пара Деви, Высшая Богиня. Это - также Шактопая.

[Дхарана 63]
Стих 86

kiNcijj~nAtaM dvaitadAyi bAhyAlokastamaH punaH |
vishvAdi bhairavaM rUpaM j~nAtvAnantaprakAshabhR^it || 86 ||

Перевод:

Когда йоги познает три состояния сознания, то есть вишва (бодрствование), в котором есть ограниченное знание, влекущее за собой дуальность, (2) тайджас (сон), где присутствует восприятие впечатлений из вне, (3) праджня (глубокий сон), в котором вся темнота - (только) как форма Бхайравы (bhairavaM rUpam), тогда он наполняется блеском бесконечного сознания.

Примечания
1. Форма Бхайравы так же означает выражение турьи или четвертого состояния сознания, которое и есть Бхайрава.
2. В обычной жизни всегда есть субъектно-объектная двойственность. В турья или четвертом состоянии сознания исчезает чувство двойственности. Это - Свет Сущностного "Я" или Бхайравы. Он - Свет бесконечного сознания.
  Когда йог познает все три состояния  исключительно как выражение четвертого состояния, которое есть состояние Бхайравы, он становится наполненным Бесконечным Светом Бхайравы.

Такова анава упая, приводящая к  состоянию Шамбхава.



Записан