Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Махамудра  (Прочитано 16042 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Махамудра
« Ответ #15 : Март 19, 2008, 21:53:07 »

Dharana # 31
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #16 : Март 19, 2008, 22:23:49 »

[ Дхарана 31 ]
Стих 54

svadehe jagato vApi sUkSmasUkSmatarANi ca |
tattvAni yAni nilayaM dhyAtvAnte vyajyatc parA || 54 ||


Перевод

Когда йог глубоко размышляет на тонкие и более тонкие основополагающие принципы собственного тела или мира, поглощенные в собственных соответствующих причинах, тогда, в завершении, обнаруживается Пара Деви или высшая богиня.

Примечания
 1. Этот стих относится к технике вьяпти или объединения, посредством которого грубая таттва (основополагающий принцип проявления) поглощается в тонкой, тонкая - в еще более тонкой, а та, в самой тонкой, например, панча-махабхуты - пять грубых материальных принципов должны рассматриваться как поглощенные в танматрах (первичные тонкие элементы восприятия), танматры - в ахамкаре (Я или действующий принцип эго), это - в буддхи, буддхи - в пракрити и так далее, пока все в конце концов не станет поглощенным в Садашиве. Тогда раскрывается Шакти или то, что определялось как Пара Деви (высшая богиня). Этот вид вьяпти или интеграция, которая была описана в этом стихе, известна как атмавьяпти.
  Есть другая стадия вьяпти, известная как Шивавьяпти, она будет описана в стихе 57.
 2. В проявлении Пара Деви, весь космос появляется как выражение той универсальной божественной энергии. Все подчиняется ей, а чувство различия исчезает.

Этот стих относится к шакто упае.
« Последнее редактирование: Март 20, 2008, 05:58:11 от Lalita »
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Махамудра
« Ответ #17 : Март 19, 2008, 23:25:34 »

31. С неуловимым дыханием в середине лба, когда это достигает сердца в момент сна, управляй (переходи через) сновидениями и самой смертью.
Записан

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #18 : Март 20, 2008, 05:54:12 »

Сапрема намаскара!
Сурадж, похоже я так с Вами и весь перевод книги выложу :016:. Вы просто перепутали дхараны со шлоками, а я практики, которые описаны в шлоках :016: Очевидно речь шла вот об этом:

[Дхарана  8]
Стих 31

tayApUryAshu mUrdhAntaM bhaNktvA bhrUkSepasetunA |
 nirvikalpaM manaH kR^itvA sarvordhve sarvagodgamaH ||31||


Перевод

Мгновенно наполнив той же пранической энергией мурдханту и пройдя ее в межбровье, ум должен освободиться от всех разветвляющихся мыслепостроений. Тогда его сознание  поднимется  выше чем двадашанта, и там появится осознание вездесущности.

Примечания
1. Мурдханта здесь означает двадашанту, то есть Брахмарандхру, пространство, находящееся на расстоянии двенадцати пальцев от середины бровей.
2. Так же, как река пересечена мостом, точно так праническая энергия должна быть пересечена тайной техникой бхрукшепа. Тогда праническая энергия преобразуется в чит-шакти, а сознание практикующего поднимется выше Брахмарандхры, и он ощутит вездесущность. Тайная техника бхрукшепа тщательно хранилась тайной среди мистиков и теперь фактически утеряна.

Такова шакта упая.

Это переводы и комментарии Джайя Дева Сингха.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #19 : Март 20, 2008, 20:52:24 »

Адеш!
   Верно сказано, контролировать сновидения можно только через то, что над ними, а именно, сушупти. Практики есть, например, йога нидра, в общем-то это также возможно через лайя-йогу, тарака-йогу, раджа-йогу. Но нужно начинать с простого, с ямы, ниямы, тех предписаний, которые в них есть, и, исходя из них, практиковать выше перечисленные методы. Обычно большинство людей, занимающихся йогой, их игнорируют, недооценивают, поэтому от хатха-йоги, лайя-йоги и др. они получают далеко не йогических эффект.
   Однако, вернусь к самим практикам, которые здесь упомянуты. То, что описано в Виджняна-бхайраве, это методы для тех, кто практикует Кундалини-йогу. В ВБТ есть масса техник, это ещё не все. Дело в том, что вот эти самые состояния связаны с пранами: джагарат-прана, свапна-апана, сушупти-самана, турья-удана, турьятита-вьяна. Ко всему прочему, эти все праны связаны с вьомами, о которых говорится во многих текстах Горакшанатха. Их ещё называют акашами. Из всех этих вайю, самые основные две - прана и апана, так же как и из всех периферийных нади важнейшие - ида и пингала. Вот от них и зависит состояние сна и бодрствования. Как только вы интегрируете прану и апану, вы автоматически осознаете сушупти и, когда вы получите этот опыт и начнете дальше с ним работать, вы сможете управлять сном и многими другими вещами. Однако, все это легко говорить, сушупти фактически означает савикальпа-самадхи, за ним идет нирвикальпа или турья и мокша (пурна-самарасья), есть еще более высокое состояние за панчаками, о котором Горакшанатх упоминал во многих текстах. Нужно понимать, что пробужденная Кундалини означает состояние самадхи. Многие путают просто разные телесные ощущения, покалывания, вибрации, распирания, с настоящим пробуждением Кундалини в сушумне. Хотя они на уровне теории конечно правы, у нас есть все пять пран и все эти тонкие мерности сушупти и т.д. уже присутствуют здесь, просто мы их чувствуем чаще всего весьма фрагментарно. Поначалу очень сложно осознавать и удерживать эти состояния. Говоря об удержании, я не имею ввиду какие-то виды самоограничения, нет, это “сахаджа” (естественное состояние). Скорее, наоборот, все растраты праны, санкальпы, викальпы для нашей истинной природы - состояния весьма эфемерные. Мы просто привыкли за них цепляться, увязать, мусолить, но после осознания пробужденного спокойного состояния, мы больше не зависаем долго в них.
Нужно не просто оставить что-либо, а куда-то прийти, нужна более высокая альтернатива, поэтому все практики йоги, направлены на более высокие состояния ананды. Проходя брахма-грантхи, вы достигаете ананды, вишну-грантхи - парамананды и рудра-грантхи - кайвальянанды. В классических текстах натха-йогов, описаны эти стадии как арамбха-авастха - при пересечении брахма-грантхи, гхата-авастха - вишну-грантхи,  рудра-грантхи – паричая, и проходя рудра-грантхи, вы достигаете турьи или нирвикальпа-самадхи. Когда вы очищаете тело, каналы, то ваше восприятие подходит к сушупти и вы воспринимаете состояние трансцендентного света, их всего пять. Первое это видение пракрити-пинды или вьяшти-пинды в виде плотного света, эта сфера называется тапо-мандала. Потом из сушупти вы переходите к турье, воспринимаете теджа-мандалу, это маха-сакара пинда, она описана в ССП в виде восьми Шива-мурти. На этом этапе вы видите махабхуты, великие космические первоэлементы, а так же получаете опыт пяти акаш и, далее, переходите в джьоти-мандалу. Джьоти-мандала это уровень адья-пинды и вы её видите, переходя из турьи в турьятиту (уровень мокши). Следующие два уровня описаны в таких текстах как Акулавира-тантра, Сиддха-сиддханта-паддхати, это уровень ещё двух мандал: парамджьотимандала и апарампараджьоти мандала. Этих уровней достигли такие бессмертные сиддхи как Матсьендранатх и Горакшанатх. Об этих уровнях сложно что-либо сказать, они обретаются и понимаются только через непосредственный опыт. Тексты натхов и многие авторитетные Гуру нашей линии определяют это бессмертное тело Шивы как находящееся за пределами двойственного и недвойственного состояния, эти знания никогда подробно нигде не описывались и практики держались в секрете. А ученики, перед тем как их получить, проходили множество предварительных испытаний и экзаменов.
    То, что описано в 31 стихе - это как раз одна из техник, позволяющая воспринять эти пространства над мурдхантой, когда ты практикуешь нада-йогу, звук в виде анусвары, соотносимой с бинду, переносится в пространство над головой - двадашанта. В разных техниках по-разному трактуют двадашанту, одни говорят о расстоянии в двенадцать пальцев над макушкой головы, куда входит родхини, наданта (завершение звукового покоя), самана (равновесие), унмани (полное поглощение ума) и т.д., другие говорят о контроле праны на расстоянии двенадцати пальцев от кончика носа. Все это разные техники, одни работают с праной, другие - с сознанием или с надой, но, так или иначе, они по любому взаимосвязаны.
    Техника, описанная в 52-дхаране стих 75, рекомендует отслеживать промежуток, переход между сном и бодрствованием, для восприятия третьего состояния. Для простого человека сразу её регулярно практиковать может быть и не очень просто. В Виджняна-бхайрава тантре описано немало подобных техник на осознание других промежуточных состояний, например, созерцание момента между переходом вдоха и выдоха, между переходом одной викальпы (мысле-конструкции) в другую. У натхов так же есть техники работы с шамбхави-мудрой, когда с полуприкрытыми глазами ты созерцаешь соединение проникновения света в темноту. Это точка, где соединяется темнота и свет. Так же есть много техник работы со светом сознания и его отражением в форме. Все подобные техники позволяют открыть это серединное состояние, в котором вы сможете пребывать в предельной осознанности, после чего, практически из всего можно делать техники. На этом уровне для вас уже видимых и конкретных техник как бы и нет, при этом они есть и их может быть сколько угодно, это сверх творческое пробужденное состояние. В КШ это называется шамбхава-упаей, когда техник нет, но есть некое духовное намерение. Потому что путь понятен, а формальные техники, при буквальном их понимании или, скажу по другому, не понимании, являются по сути великими ограничителями для необусловленного состояния вашей истинной воли, тождественной воле Шивы. Натхи её называют “Адеш”.
  Шакта-упая в КШ, это ничто иное, как Кундалини или лайя-йога у натхов, даже, если вы и сможете достичь этого состояния, это не означает, что для вас методы хатха-йоги или мантра-йоги станут низшими. Просто они так же перейдут на другой уровень осознавания. У натхов это изначально учитывается и поэтому многие обряды, те, которые в большинстве традиций называют внешними, у натхов имеют изначально высшую сакрализацию. Такие казалось бы простые ритуалы предписаны для утреннего периода (во время пробуждения) и для вечернего (перед засыпанием), вот они и позволяют работать со снами. Но для начала нужно понять необходимость упорядочить свой образ жизни и выстроить садхану, многие пробуют и потом бросают, поэтому ни один Гуру в Индии, никогда предварительно не скажет о каких-то методах высокого уровня, если учеником игнорируются  элементарные практики и предписания.   Ануштхана (начало садханы) играет громаднейшую роль.
« Последнее редактирование: Март 20, 2008, 22:04:37 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Махамудра
« Ответ #20 : Март 21, 2008, 10:16:27 »

Адеш, Гуру джи!
Спасибо за ответы, большое!
 Не получается спрашивать, потому что Вы отвечаете :05:
Записан

Yogavidya

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 21
Re: Махамудра
« Ответ #21 : Март 21, 2008, 18:37:17 »

Адеш!
Все это очень интересно,но мало понятно!
Скажите,на каком этапе садханы включаются такого рода практики?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #22 : Март 23, 2008, 00:45:20 »

Адеш!
   Для того, чтобы практика йоги была успешной, достаточно тратить на сон 6-8 часов и также ориентироваться на предписания в яме и нияме, начинать день с медитации. Прежде, чем вы сможете контролировать сон, нужно научиться контролировать свое бодрствующее состояние, а оно зависит от того, в каком вы состоянии начинаете свой день.
   Что касается пран и состояний сознания, то они связаны с вьомами, чакрами, мудрами. Например, апана с мулани-мудрой и кхечари-мудрой, с акаша-вьомой; самана - с джала-шри мудрой и бхучари мудрой, связана c парамкашой; кхирини-мудра - с праной и махакашой; агхочари - с уданой, таттвакашой(атмакашой)  и унмани -с вьяной(сурьякашой). С этими практиками могут работать опытные садхаки, которые могут контролировать сон и развили другие сиддхи.
     Но для начала следует приступить к выполнению самых простых методов йоги и соблюдать яму, нияму. Я учу традиционным методам, в которых важны многие детали, например, вихара (как должен поступать ученик, практикующий садхану), ахара (правильное питание), правильное время (мухурта) и т.д. Все это нужно изучать изначально с правильным отношением.
« Последнее редактирование: Март 23, 2008, 01:47:10 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Re: Махамудра
« Ответ #23 : Март 29, 2008, 00:02:22 »

Адеш, Гуруджи!
Спасибо за ответы. Вот еще вопрос возник - в различных источниках пишут, что та или иная практика уничтожает карму. Можно разъяснить этот момент?
Записан

Yogavidya

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 21
Re: Махамудра
« Ответ #24 : Март 29, 2008, 13:32:51 »

       Намасте Гуру джи!
Спасибо за ответы!

     Но для начала следует приступить к выполнению самых простых методов йоги и соблюдать яму, нияму. Я учу традиционным методам, в которых важны многие детали, например, вихара (как должен поступать ученик, практикующий садхану),  ахара (правильное питание), правильное время (мухурта) и т.д. Все это нужно изучать изначально с правильным отношением.

Скажите,пожалуйста,что включают в себя традиционные методы,и как их нужно изучать с правильным отношением?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #25 : Март 30, 2008, 18:34:12 »

Адеш!

Вот еще вопрос возник - в различных источниках пишут, что та или иная практика уничтожает карму. Можно разъяснить этот момент?

Амарнатх, карму-то она, конечно, уничтожает, но все зависит от правильности практики. Сначала надо разобраться в самом понятии карма, по этой теме написано очень много. Карма в переводе означает “действие”, санскрит - непростой язык, может быть много синонимов, типа, крийя, карья и т.д. Но и одно слово может иметь массу значений, а сейчас этот термин уже стал англоязычным и в словарях его переводят уже не как “действие”, а как “судьба”. C моей точки зрения, карма означает и действие, и судьбу, и движение (в виде трансмиграции в колесе сансары, например). Движение, переменчивость - это свойство Майи или Шакти, во всех её смыслах, как бандхана и как видья, ведущая к мокше. Однако Майя, в своем самом широком смысле, тождественна Шиве, а Шива изначально пустой, стабильный, неизменный, потому его и называют натх. В традиции натхов есть аугхары садху (те, кто не останавливаются, нестабильны) и есть даршани (те, кто пришли и окрепли на пути), преданность-это, в первую очередь, стабильность. Так вот, победа над кармой (действием или действиями)  в том, где уже нет действий и колебаний, в самадхи. Достигается это практикой йоги, если это - правильная садхана, то карма исчезает.
« Последнее редактирование: Март 30, 2008, 18:53:17 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #26 : Март 30, 2008, 18:36:05 »

Скажите,пожалуйста,что включают в себя традиционные методы,и как их нужно изучать с правильным отношением?
Правильное отношение- это система поведения, которая должна быть у ученика, способствующая его быстрому духовному развитию. Чем скорее он это поймет и примет как разумное, реализует на уровне поступков, речи и мыслей, тем быстрее он начнет прогрессировать в своей садхане. Устойчивость в духовном выборе.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Махамудра
« Ответ #27 : Март 31, 2008, 06:14:12 »

Адеш Гуруджи!
Вы писали:

   Что касается пран и состояний сознания, то они связаны с вьомами, чакрами, мудрами.

Почему с вьомами связаны праны и, вообще, что-то как-то запутано. Вы как-то писали, что в переводе "сиддха-сиддханта-паддхати" Лонавлы есть неточность и как раз в той части, где переведено о вьомах(акашах) и если не ошибаюсь о лакшьях, на которых нужно сосредотачивать ум. А как такое может быть, это все-таки весьма известный институт, Вы точно уверены, что там в переводе ошибка?
« Последнее редактирование: Март 31, 2008, 07:21:18 от Виранатха »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Махамудра
« Ответ #28 : Апрель 01, 2008, 18:19:28 »

Адеш!
   Я очень уважаю эту организацию за её огромный труд, переводы важных текстов. Но, что касается "Сиддха-сиддханта-паддхати"  и ряда других текстов нашей традиции, то в том, что я написал, относительно переводов, нет сомнения нисколько.  Если у Вас есть какие-либо сомнения, то можете прочитать трактовку акаш-вьом в книге бихарской школы, поскольку книги на хинди или санскрите, я так понял, читать для вас пока сложно. Сравните с тем, что говорю я, и Вы сами убедитесь в том, что они парамакашу перевели как темное пространство, как Вы думаете, откуда взята эта идея? Именно из классического санскритского текста ошибка исключена. А так же в тексте нет во внешней лакшье от кончика носа, пяти светящихся точек из пяти элементов, там их всего три. Хотя, конечно, в книге бихарской школы трактовка таттвакаши тоже весьма сомнительна, это преподнесено как работа с пятью махабхутами, хотя во всех натховких книгах, таттвакаша определяется как сущность Атмана или Читты.
   Знаете, текстов много, я на хинди встречал массу книг, где вьомы описаны в следующих цветах и последовательностях: белая вьома, красная, дымчатая, голубая, золотая. Очевидно, они их соотносят с Кундалини, восходящей по чакрам, и с последовательностью их соответствий пранам, сначала апана, потом самана, прана, удана и вьяна, (как всепронизывающая). Параллельно также существует соотношение этих пран с упа-пранами и даже с элементами маха-бхутами. Дело в том, что через прану Вы соединяете свое сознание с любой точкой вселенной. Вьомы с праной соотносит Гуруджи Махешнатх, но, например, Гуру Митхилешнатх, Аведьянатх и др. мне объясняли, что вьомы связаны с пятью элементами. Я, кстати, чувствую то же самое, по своему опыту в лайя-йоге. Думаю в книгах и трактовках вообще можно сильно запутаться, для многих такие вещи - темный лес, опыт вьом может получить на самом деле опытный практик. Важна практика, особенно в пранаяме. Опыт акаш также связан с работой над «солнцем и луной», т.е. при максимальном развитии праны, сознание обретает состояние пустотности и тогда йог видит все нижние таттвы как отражение «верха», это и есть опыт вьомы. Вьома сама по себе одна, но она все пронизывает, все пять элементов воспринимаются как формы пустоты. 
« Последнее редактирование: Апрель 01, 2008, 19:06:38 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.