Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Кумбхаки и самадхи?  (Прочитано 12939 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #15 : Декабрь 05, 2008, 16:31:50 »

Адеш!
Ашвини-мудра и мула-бандха - это разные вещи, хотя они имеют общее влияние. Есть три точки, которые называются адхарами, и которые соответствуют областям, задействованным в мула-бандхе. Ашвини-мудра - это сокращение ануса, ваджроли-мудра - мышц мочевого пузыря, хотя, конечно, есть разные вариации техники ваджроли. Мула-бандха - это концентрация энергии и сознания в точке между анусом и гениталиями. Обе мудры: ашвини, ваджроли, а также мула-бандха способствуют тому, чтобы вы контролировали апану, но между перечисленными практиками есть все-таки различия, в ашвини вы концентрируетесь на гудадхаре, в ваджроли - на медхрадхаре, а в мула-бандхе - на муладхаре. Относительно всех 16 адхар более менее не абстрактное описание встречается только в ССП, где адхары увязываются с практикой мудр и определенными видами сосредоточения. В Хатха-йога прадипике есть интересное упоминание о 16 адхарах, которые должны перекрываться при выполнении джаландхара-бандхи, что, очевидно, соотнесено с шестнадцатью нади в вишуддха-чакре. Речь идет о переориентации ума и праны от внешнего к внутреннему, что ведет к целостности сознания, то есть его пустоте или интеграции. Адхары, как я сам лично считаю, предназначены для интеграции праны в теле, а также для приведения ума к спокойствию, что ведет к пратьяхаре.
   С мула-бандхой ситуация следующая: в ней не подразумевается сокращение промежности, как это многие понимают, в мула-бандхе происходит сосредоточение праны и ее трансформация в тот вид, который далее может быть направлен в сушумну. Сушумна - это некая сфера в тонком теле, которая удерживает всю энергетическую структуру, если вся структура в дисбалансе - сушумна "спит", если уравновешивается, то сушумна "пробуждается". Все просто, когда пробуждена сушумна, то все в теле приводится к равновесию, или, скажу иначе, это подобно смерти на уровне тела, так как все токи в теле при интеграции замирают. У кого-то это может длиться определенный период времени, у кого-то это состояние постепенно становится обычным. Все зависит от уровня практикующего. Но постарайтесь понять одну вещь - каждая мудра или бандха ведет к одному процессу, наглядный пример - даосские практики, во многих системах нет джаландхара-бандх, тем не менее, есть мула-банха, пусть она и называется иначе. Однако в этих системах существует так же подъем энергии, трансформация материальной силы в духовную и т.д. Некоторые бандхи происходят спонтанно, при достижении определенной чистоты. Просто бандха - это то место, где высвободилась энергия одного качества и превратилась в энергию другого.
  Мула-бандха, в отличии от двух мудр, в которых сокращается анус и мышцы мочевого пузыря, делается в центре, центр - это результат активности двух адхар: медхра и гуда. Тогда прана переносится в промежность и далее по сушумне поднимается вверх. Проходя через каждую чакру, прана высвобождает свой потенциал, вы начинаете видеть разные закономерности в этом мире и др.
     Каким образом йони-мудра связана с мула-бандхой, как собственно с уддияной и др.? Кундалини, которая находится в нашем теле (вьяшти-пинда), называется Кула-кундалини, а Кундалини, находящаяся в теле вселенной (самашти-пинда), называется Маха-кундалини. Это также как есть разница между существованием кула и непроявленностью акула, вместе они являются кулакула или самарасьей - состояние совершенного единства, которое для нас изначально естественно и обладает природой сахаджи. Именно поэтому для нас стремление пробудить Кундалини является естественным, так как мы хотим вернуться к своему настоящему состоянию.
     Кула - это семья, нечто такое, что является родственным друг другу. Семья состоит из людей, которые ее составляют. Все вместе они являют одну структуру, которая является средой, где все объекты упорядочены и эта структура называется "пинда". Кула-кундалини пробуждается в зависимости от состояния нашего тела. Все мудры внешне влияют на определенные  сферы тела, но внутренне они ведут к раскрытию одной внутренней лакшьи (цели). Для человека, который делает йогические практики слепо, не понятно, как например, ваджроли и мула-бандха могут быть связаны с шамбхави или кхечари. На самом деле, опытному практикующему достаточно хотя бы от одной из мудр получить истинный эффект, чтобы понять каков механизм во всех остальных. Это одна система и внешние различия существуют только для тех, кому не ясно само понятие мудры. В каждом тексте по йоге, где описаны различные мудры, нет ни одной случайной мудры. Например, там где-то описана уддияна, которая проводит праны вверх, но, по-сути, это прохождение может являться и практикой сосредоточения на пяти элементах. Так как Кундалини, восходя, растворяет эти элементы. Все эти практики, на самом деле, имеют  между собой определенные связи. Разные гуру, зная эти связи, выстраивают систему из своих последовательностей мудр, добавляя какие-то нюансы, которые есть в их школе. Поэтому одни предпочитают делать в йони-мудре мула-бандху, другие - пранаяму, третьи - медитировать на нада.
   Что можно сказать по поводу интеграции нескольких мудр и бандх: это примерно также, как вы приезжаете в незнакомую страну и сразу идете изучать все, что вам встречается на пути. Неизвестно чем путешествие может закончиться, хотя, в этом, конечно, тоже есть своя прелесть. Другой путь - вы берете в тур-агентстве карту, просматриваете все и решаете посетить четыре наиболее интересных места, а завтра еще четыре и т.д. В практике мудр такой подготовкой могут быть шат-кармы, асаны, пранаямы (без мудр) - все, что очищает нади. Вы можете практиковать мудры, которые способны помочь очищению, но только в тех случаях, если вы знаете какая мудра для чего нужна и способны чувствовать, когда вам ее нужно делать, а когда - нет.
      В традиционных школах в Индии всегда был такой подход: ученик жил неподалеку от гуру, и тот мог корректировать его садхану. Ученик в Индии иначе относится к гуру, чем на Западе и особенно в России. Поэтому, чтобы искренне учиться и искренне давать знания, нужно определенное уважение и доверие, без него никто, никогда, никого и ничему настоящему не станет учить.
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2008, 17:17:23 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #16 : Декабрь 05, 2008, 22:59:23 »

Спасибо! Очень интерестно о соотношениии бандх и адхар...

Мне вот любопытно, для пробуждеия кундалини в натха-сампрадае и извеестных Bам
тантрических традициях, используется только муладхара или другие чакры тоже,
как альтернативные пути?
« Последнее редактирование: Декабрь 05, 2008, 23:59:52 от Suraj »
Записан

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #17 : Декабрь 05, 2008, 23:38:57 »

   Адеш !
Гуруджи! Большое спасибо за полный ответ.Вот еще хотелось спросить.Понятно,скажем,что мула-бандха и ашвини мудра-разные вещи,то есть,- я хотела узнать,-то,что выстраивает Шивананда в практике этих мудр(одновременное выполнение этих мудр,плюс порядок-Маха-мудра,маха-бандха,маха-ведха),насколько приемлима эта практика?
  И еще,у Сарасвати мула-бандха для женщин дается конкретно-сокращение основания шейки матки.
В этом отношении он более дотошный нежели Шивананда.
Спасибо заранее.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #18 : Декабрь 06, 2008, 21:53:36 »

Мне вот любопытно, для пробуждеия кундалини в натха-сампрадае и извеестных Bам
тантрических традициях, используется только муладхара или другие чакры тоже,
как альтернативные пути?

      Альтернативные варианты есть, и их действительно немало. Кто-то утверждает, что Кундалини движется из муладхара-чакры, кто-то, что из манипуры, анахаты или вишуддхи. В Шри Видье их четыре: нисходящая (урдхва-кундалини), восходящая (адхо) и средняя (мадхьяма-кундалини), четвертая та, которая соединяет с Маха-кундалини, как макрокосмической силой, она называется Парама-кундалини. Вообще, Кундалини - это свернутая кольцом сила, и ей может считаться каждый лепесток чакры, коих 49. Но есть точка зрения, что Кундалини - это сила, которая присутствует во всех процессах, в теле, в семи дхату, шротах, грантхах, дошах и т.д.

     В Индии, сколько я не встречал бы разных йогинов и тантриков, все дают свои объяснения Кундалини и как (чем) ее пробуждать. Есть системы, которые стали очень брахманизированными, например, Шри Видья, там все очень последовательно, чакра за чакрой. У Натхов используются в основном методы пранаямы, созерцательные, есть ритуалы, но они упрощенные, я бы их назвал «урезанными» тантрическими обрядами. 

      Мое мнение может кем-то оспариваться, в любом случае, однако я им поделюсь, так как верю в свой личный опыт, в то, что видел и чему учился в Индии. Оно таково: в Индии всегда были разные духовные культы, взять например ведизм, в нем не было места поклонению Ганеше,  если он и упоминался, то под именем Агни или Индры, многое в нынешний ведизм пришло из пуран и тантр. Более того, арии были кочевниками, у них не было храмов и идолов как сейчас, следовательно, яджны совершались по упрощенной схеме. Но сейчас вы можете встретить весьма смешанные ритуалы, а кто-то даже проводит арати в конце, составленные на хинди, а не на санскрите. Все это называется ведизмом, который на протяжении веков претерпевал разные преобразования. То же самое с любой традицией, тантрическими сампрадаями, натхами и др. На данный момент лично я вижу крайне ограниченными методы той или иной сампрадаи, имеющих вид какой-то системы практик, у натхов, например, при желании можно найти фактически все. С тантрой ситуация была примерно как и с ведизмом, если почитать тексты Матсьендранатха, там можно найти описание чакр, оно просто «гуляет», а не фиксировано. Почему? Скорее всего, тексты писались просто: тот или иной Учитель описывал свой опыт, который получал практикуя свою садхану. Он чувствовал лотос в сердце в определенный момент, об этом и написал. Так как многие духовные практики в Индии всегда были связаны с мантрами, которые объяснялись как проявленный Шабда-брахмана, то появилось множество форм сакрализации звуков, разных матрик и их строений. Тантре вообще свойственно все объяснять с позиции микро- и макрокосма, поэтому Кундалини, как силу звуковой вибрации, надо было разместить в теле таким «макаром», чтобы данная система идеально отображала в теле макрокосм. Этим занимались именно «брахманские» тантрические линии: Кашмирский шиваизм, Кубджика, Шри Видья. Многое из того, что было ранее и граничило с сахаджей, вамачарой, капаликизмом, они окультурили, создав свои систематические описания чакр, где и что в них должно быть. Появились примерные стандартные описания чакр, но даже сейчас они иногда разнятся. Это так же, как в отношении к натхам, нам сложно говорить, что они из себя представляли до 6-7 вв.н.э. Есть версия, что Матсьендранатх, Горакшанатх были капаликами, буддистами и др. (никто не знает), потом, когда буддизм мигрировал в Непал, Тибет и др. страны, эти гуру перестроили суть многих тантрических практик натхов, упростив виды тантрической йоги. Это имело немало преимуществ, ведь мусульмане, последователи бхакти, видя многие тантрические обряды, приходили в ужас и заявляли, что все подобные вещи являются асуризмом. Когда йога натхов претерпела изменения, упразднив многие тантрические ритуальные тонкости, внутреннюю суть тантрической йоги могли понять не все, и традиция могла просто исчезнуть. Так, значение многих йогических методов, берущих корни в тантре и др. традициях, понимала только определенная группа сиддха-йогинов. Традиция должна была выживать, и чтобы она выжила, натхи привнесли в садхану простую карма-канду (ряд ритуалов), которая ориентируется на бхакти. Ведь бхакти была популярна, и все кто привержен этому пути, доносят его до большинства людей, легко могут выжить в социуме. Так, натхи в ряд бхактийских обрядов «завернули» свою йогу. Вы не встретите в ранних текстах натхов обильной физкультуры, это определение к натхам, как я предполагаю, приставили англичане из-за непонимания теоретической базы натхов (пинда-брахманда-вада). На данный момент натхизм - это скопление самых разных методик, которые по-своему связаны с разными традициями, но натхизм не заключается только в каком-то определенном наборе пранаям или мудр. Традиция, как я это вижу, слишком разнообразное и трансцендентное понятие.

     Что касается тантры – то же самое. Если натхизм внешне оброс бхакти или наборами асан, разных мудр, пранаям, то тантризм оброс четкими системами ритуалов и описанием чакр, которые изначально были описаны весьма хаотично. Натхи, которые были просветленными существами и обладали гибкой системой поведения, вероятнее всего, на протяжении веков, сохраняя свою базовую систему мистического мировоззрения, внешне себя перестраивали в соответствии с местом и временем. Я даже могу поверить, что Матсьендранатх мог быть, к примеру, буддистом, а когда он "исчез" в Индии - капаликом, когда пришли мусульмане, он мог стать сахаджием и повлиять на культ баулов. Горакшанатх и другие йогины не цеплялись за форму, что позволяло видеть глубинную суть форм и принципа формы как такового. Вымершие культы, такие как каламукхи, капалики, кашмирские шайвиты, расешвары, просто имели в чем-то по своему консервативный подход, поэтому просветленные сиддхи, идущие в ногу со временем, "завернули" знание и свои радикальные практики в понятно выстроенные, красивые, последовательные, тантрические ритуалы и т.п. Я думаю, что такая ситуация с современной Шри Видьей, которая имеет большие матхи, которые возглавляют патриархи Джагад-гуру Шанкарачарьи. У них явно нет гибкой трактовки того, что такое чакры, потому что даже если они сами и знают многое, они не смогут это объяснить так, чтобы данное знание поняли все. Дело даже не в уровне этих гуру, а в уровне простых людей, которым подавай четко отстроенную систему, а не опыт «анубхава».

      Вопрос, на самом деле, непростой, хотя и хороший. Тантра или йога, когда стали переходить на популистский, проповеднический уровень, стали обретать все больше и больше систематичности. Тем более в плане йоги, при переходе на уровень стабильной коммерции, войн конкурентов в сфере йоги, это стало очень ярко выраженным явлением. Я помню, как-то ко мне пришел один человек и сказал: «Я пришел за системой, и если это настоящая традиционная йога, то для меня это означает именно то, что она лучшая из всего того, что я знаю и что я видел везде. За нее я плачу реальные бабки, и мне не жалко платить даже очень большие деньги, только бы она была лучшей». Тогда я спросил, что в его понимание есть лучшее, ведь если он о чем-то лучшем уже говорит, это означает именно то, что он себе это уже представляет каким-то образом. Человек пришел учиться не тому, что есть, а тому, что он представляет. Почему? Потому что он платит деньги. В чем заключается ситуация, в том, что традиционная йога в своем истинном виде никогда не ориентировалась на заработок денег и на порожденную ими конкуренцию. Я ему предложил сначала высказаться самому, а потом помолчать минут тридцать и внимательно послушать, что же скажу я. Вроде бы мы пришли к пониманию и даже разобрали ряд практических методов. Так вот, в йоге сейчас многие строят последовательности, при этом обладая очень поверхностным знанием традиции и основ, которые могут быть в той или иной системе. Я сам не против систематики, хотя за то, чтобы те, кто строит системы, понимали, что же они делают и на основе чего строят систему. С чакрами то же самое, в Индии есть много объяснений чакральных систем, все они имеют более ранние древние основы, я видел в Индии людей, которые их хорошо понимают. Эта категория позволяет себе внешнюю хаотичность в практиках для обретения качественного упорядочивания своего энергетического состояния. Но это действительно уровень. Для простых людей и в самом деле лучше давать систему, тем более, если речь идет о массовом обучении. По мере обретения опыта они приходят к гибкости. Я недавно общался с одним шри-видьеским патриархом, он мне сказал, что они обучают не быстро, но последовательно. Как я вижу, быстрое развитие возможно при личном обучении у Гуру, при условии, что ученик ВИДИТ в Гуру незыблемый авторитет и готов сделать все, как ему сказал Гуру, какими бы нелепыми ученику не казались какие-то вещи. Такая система обучения существует, и как раз в ней чаще встречается не определенная последовательность, а ориентация на психофизическое состояние ученика. Я думаю, что любой подход имеет право на свое существование.
« Последнее редактирование: Декабрь 06, 2008, 22:45:50 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #19 : Декабрь 06, 2008, 22:23:15 »

Адеш!

Вот еще хотелось спросить.Понятно,скажем,что мула-бандха и ашвини мудра-разные вещи,то есть,- я хотела узнать,-то,что выстраивает Шивананда в практике этих мудр(одновременное выполнение этих мудр,плюс порядок-Маха-мудра,маха-бандха,маха-ведха),насколько приемлима эта практика?
  И еще,у Сарасвати мула-бандха для женщин дается конкретно-сокращение основания шейки матки.
В этом отношении он более дотошный нежели Шивананда.
Спасибо заранее.


   Махамудра, махабандха, махаведха - это очень правильное сочетание, первая активирует праны всего тела и влияет на позвоночник (сушумну), вторая направляет прану в сушумну, а третья продвигает прану по сушумне. Техники достаточно эффективные. Но их все таки лучше сочетать с другими практиками, асанами, пранаямами. В классических текстах рекомендуется для обретения сиддх эти практики выполнять каждые три часа, однако надо учесть, что тексты написаны для подготовленных адептов йоги. При такой садхане наступает быстрая психофизическая трансформация, и эту скорость надо "переварить". Однако простой человек то же может испытывать периодически прояснения ума, практикуя мудры, созерцательные техники, но эти техники надо делать в периоды сандхьи, которые определяют будущие события: утром и вечером, особенно утреннее время наиболее важно для работы с праной; вечернее время более связанно со скрытыми аспектами мистических опытов, и вечер - это все таки распространение силы дня. Поэтому утро - самое важное время для йогической садханы. В утреннем времени присутствует самая главная система самоуправления.
   На счет сокращение основания шейки матки, все логично, матка - это орган у женщины, который связан с большим энергетическим потенциалом; сокращение шейки матки дает более качественный контроль апаны, чем ашвини-мудра. Матка связана с месячными циклами, с формированием плода и т.д., т.е. по сути, рождением новой микровселенной, однако йогини поднимает эту энергию на иной уровень, тем самым она создает макровселенную. Вы знаете, на самом-то деле при рождении ребенка женщина может терять много сил, и этому очень много причин: одна из которых заключается в неспособности контролировать апану. Но я не вижу смысл объяснять это подробно на форуме, ибо объяснять придется очень много, а еще сложнее говорить, когда ты не видишь тех, кто это читает. Вот вы уже имели возможность видеть ряд людей, которых мы тут забанили, и что самое интересное, именно они (чтобы там не говорили другим) от меня все знания и берут, а потом, переставив слова в написанном, составляют свои статьи в журналах. И это чистая правда, так оно и есть. Так ведь сложная информация ими порой неверно понимается, что каким-то вещам мне выгодней во всех отношениях учить, видя человека лично, что-то можно и тут освящать. У нас здесь время уже позднее, поэтому постараюсь на остальные вопросы ответить завтра. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #20 : Декабрь 06, 2008, 22:58:27 »

Адеш, Гуруджи!
Правильно ли я понимаю Вашу мысль на счет "завернутости" эзотерического знания во внешне кажущиеся упрощенными формы практик, что у Горакшанатха не было концепций, а была ориентация на опыт, который позволял ему находится в разных традициях, поэтому у Горакшанатха и подобных ему порой весьма противоречивые "биографии"?
« Последнее редактирование: Декабрь 06, 2008, 23:13:25 от Виранатха »
Записан

Anuttara

  • *
  • Сообщений: 388
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #21 : Декабрь 07, 2008, 01:39:13 »

         Адеш,Гуруджи !
 Благодарна за ответ !
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #22 : Декабрь 08, 2008, 15:10:31 »

Адеш!

Правильно ли я понимаю Вашу мысль на счет "завернутости" эзотерического знания во внешне кажущиеся упрощенными формы практик, что у Горакшанатха не было концепций, а была ориентация на опыт, который позволял ему находится в разных традициях, поэтому у Горакшанатха и подобных ему порой весьма противоречивые "биографии"?

Да, именно так. В Индии любая традиция претерпевала изменения и это на самом деле к лучшему, за исключением тех случаев, когда традиции вымирали. Привнесение нового в древних традициях всегда происходит в виде адаптации нового под то, что уже в них есть, что собственно обогащает и делает Сампрадаю наиболее мощной. Согласно традиции Натхов, Горакшанатх - бессмертное совершенное существо, он, в отличии от многих йогинов никогда не был захоронен в самадхи. Он вне времени, хотя в нем заключено все время. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #23 : Декабрь 08, 2008, 23:49:10 »

Адеш!
Спасибо, за короткий и исчерпывающий ответ Гуруджи. А как вот быть с самадхи Гоги или Бабы Мастанатха, они же вроде бы по одной из версий, как инкарнации Горакшанатха?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Кумбхаки и самадхи?
« Ответ #24 : Декабрь 09, 2008, 16:16:57 »

Адеш!

   Действительно, самадхи Гоги и даже его коня, есть неподалеку от Горакх-тилы, бывал я там. Но так ведь давно пора привыкнуть к натховскому воззрению, что Горакшанатх - это Параматма и нет ничего в мире, где не присутствовала бы сверхдуша. В традиции принято на первое место ставить своего Гуру, потом традицию, а потом все остальное и не удивительно, что Гогу, Мастанатха и других, видят таковыми, да и кого угодно. Это нормальные вещи и вполне объяснимые. Более того, Горакшанатх, судя по его личным текстам, нигде не давал конкретно техники по поклонению ему, но его все в традиции почитают как Шиву. Неудивительно, Гуру - это Шива для конкретного ученика, если эту идею кто-то находит удобной для своего духовного прогресса, то он ее принимает. Вот так в Индии и сложилось, что Горакшанатха видят как Аватара Шивы, а кто-то еще Бабу Мастанатха, как инкарнацию Горакшанатха. Но в реальной жизни, в Индии, среди натхов йогинов не все считают Мастанатха инкарнацией Горакши, ситуация в традиции не такая и однозначная.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.