Адеш!
Если смотреть с точки зрения натхов, то цель настоящей духовной практики - состояние Парама Сатта, которое не является исключительно бхокта и бхогья, джнята и джнея, правритти и нивритти. Согласно доктрине Горакшанатха, высшее наслаждение запредельно, но, в тоже время, оно присутствует и во всех объектах мира, актуальны не познающие или объекты познания, а само познание. Для такого Высшего бытия сущностной разницы между путями правритти и нивритти нет.
Что касается социальных статусов, то многие натхи были королями, прежде чем стали йогинами. Примеры: Бхартрихаринатх, Чоурангинатх, Гопичанданатх, Джаланджарнатх был правителем Хастинапура, потом стал слугой Хади, своего ученика Гопичанда. Королем так же был и Дхарманатх. Вимла Маи (Бхавани) - основательница Аи пантха, была дочерью короля в Бенгалии.
В общем-то все их истории интересны и многому учат, конечно человек должен быть социально адекватным прежде, чем он станет завершенным в садхане йогом. В кастовой системе есть своя польза и натхи, конечно, ничего против кастовой системы не имеют, просто она рассматривается как содержащая в себе нечто более глубокое и мистическое. Авадхута не отрицает каст, но он внутренне вне их. Такие йогины как Кришна, Рама, Парашурама, смело могут рассматриваться как натхи, они сущности Сантошнатха.
Тапас, конечно, играет большую роль, я имею ввиду не его гипертрофированные формы, а как составную часть ниямы. Кстати, нивритти - это не всегда крайние формы отрицания мира, допустим, каулический путь тоже считается нивритти-маргой. Все хорошо, главное, чтобы этим доктринам учили настоящие реализованные Гуру.