Адеш!
Верно сказано, контролировать сновидения можно только через то, что над ними, а именно, сушупти. Практики есть, например, йога нидра, в общем-то это также возможно через лайя-йогу, тарака-йогу, раджа-йогу. Но нужно начинать с простого, с ямы, ниямы, тех предписаний, которые в них есть, и, исходя из них, практиковать выше перечисленные методы. Обычно большинство людей, занимающихся йогой, их игнорируют, недооценивают, поэтому от хатха-йоги, лайя-йоги и др. они получают далеко не йогических эффект.
Однако, вернусь к самим практикам, которые здесь упомянуты. То, что описано в Виджняна-бхайраве, это методы для тех, кто практикует Кундалини-йогу. В ВБТ есть масса техник, это ещё не все. Дело в том, что вот эти самые состояния связаны с пранами: джагарат-прана, свапна-апана, сушупти-самана, турья-удана, турьятита-вьяна. Ко всему прочему, эти все праны связаны с вьомами, о которых говорится во многих текстах Горакшанатха. Их ещё называют акашами. Из всех этих вайю, самые основные две - прана и апана, так же как и из всех периферийных нади важнейшие - ида и пингала. Вот от них и зависит состояние сна и бодрствования. Как только вы интегрируете прану и апану, вы автоматически осознаете сушупти и, когда вы получите этот опыт и начнете дальше с ним работать, вы сможете управлять сном и многими другими вещами. Однако, все это легко говорить, сушупти фактически означает савикальпа-самадхи, за ним идет нирвикальпа или турья и мокша (пурна-самарасья), есть еще более высокое состояние за панчаками, о котором Горакшанатх упоминал во многих текстах. Нужно понимать, что пробужденная Кундалини означает состояние самадхи. Многие путают просто разные телесные ощущения, покалывания, вибрации, распирания, с настоящим пробуждением Кундалини в сушумне. Хотя они на уровне теории конечно правы, у нас есть все пять пран и все эти тонкие мерности сушупти и т.д. уже присутствуют здесь, просто мы их чувствуем чаще всего весьма фрагментарно. Поначалу очень сложно осознавать и удерживать эти состояния. Говоря об удержании, я не имею ввиду какие-то виды самоограничения, нет, это “сахаджа” (естественное состояние). Скорее, наоборот, все растраты праны, санкальпы, викальпы для нашей истинной природы - состояния весьма эфемерные. Мы просто привыкли за них цепляться, увязать, мусолить, но после осознания пробужденного спокойного состояния, мы больше не зависаем долго в них.
Нужно не просто оставить что-либо, а куда-то прийти, нужна более высокая альтернатива, поэтому все практики йоги, направлены на более высокие состояния ананды. Проходя брахма-грантхи, вы достигаете ананды, вишну-грантхи - парамананды и рудра-грантхи - кайвальянанды. В классических текстах натха-йогов, описаны эти стадии как арамбха-авастха - при пересечении брахма-грантхи, гхата-авастха - вишну-грантхи, рудра-грантхи – паричая, и проходя рудра-грантхи, вы достигаете турьи или нирвикальпа-самадхи. Когда вы очищаете тело, каналы, то ваше восприятие подходит к сушупти и вы воспринимаете состояние трансцендентного света, их всего пять. Первое это видение пракрити-пинды или вьяшти-пинды в виде плотного света, эта сфера называется тапо-мандала. Потом из сушупти вы переходите к турье, воспринимаете теджа-мандалу, это маха-сакара пинда, она описана в ССП в виде восьми Шива-мурти. На этом этапе вы видите махабхуты, великие космические первоэлементы, а так же получаете опыт пяти акаш и, далее, переходите в джьоти-мандалу. Джьоти-мандала это уровень адья-пинды и вы её видите, переходя из турьи в турьятиту (уровень мокши). Следующие два уровня описаны в таких текстах как Акулавира-тантра, Сиддха-сиддханта-паддхати, это уровень ещё двух мандал: парамджьотимандала и апарампараджьоти мандала. Этих уровней достигли такие бессмертные сиддхи как Матсьендранатх и Горакшанатх. Об этих уровнях сложно что-либо сказать, они обретаются и понимаются только через непосредственный опыт. Тексты натхов и многие авторитетные Гуру нашей линии определяют это бессмертное тело Шивы как находящееся за пределами двойственного и недвойственного состояния, эти знания никогда подробно нигде не описывались и практики держались в секрете. А ученики, перед тем как их получить, проходили множество предварительных испытаний и экзаменов.
То, что описано в 31 стихе - это как раз одна из техник, позволяющая воспринять эти пространства над мурдхантой, когда ты практикуешь нада-йогу, звук в виде анусвары, соотносимой с бинду, переносится в пространство над головой - двадашанта. В разных техниках по-разному трактуют двадашанту, одни говорят о расстоянии в двенадцать пальцев над макушкой головы, куда входит родхини, наданта (завершение звукового покоя), самана (равновесие), унмани (полное поглощение ума) и т.д., другие говорят о контроле праны на расстоянии двенадцати пальцев от кончика носа. Все это разные техники, одни работают с праной, другие - с сознанием или с надой, но, так или иначе, они по любому взаимосвязаны.
Техника, описанная в 52-дхаране стих 75, рекомендует отслеживать промежуток, переход между сном и бодрствованием, для восприятия третьего состояния. Для простого человека сразу её регулярно практиковать может быть и не очень просто. В Виджняна-бхайрава тантре описано немало подобных техник на осознание других промежуточных состояний, например, созерцание момента между переходом вдоха и выдоха, между переходом одной викальпы (мысле-конструкции) в другую. У натхов так же есть техники работы с шамбхави-мудрой, когда с полуприкрытыми глазами ты созерцаешь соединение проникновения света в темноту. Это точка, где соединяется темнота и свет. Так же есть много техник работы со светом сознания и его отражением в форме. Все подобные техники позволяют открыть это серединное состояние, в котором вы сможете пребывать в предельной осознанности, после чего, практически из всего можно делать техники. На этом уровне для вас уже видимых и конкретных техник как бы и нет, при этом они есть и их может быть сколько угодно, это сверх творческое пробужденное состояние. В КШ это называется шамбхава-упаей, когда техник нет, но есть некое духовное намерение. Потому что путь понятен, а формальные техники, при буквальном их понимании или, скажу по другому, не понимании, являются по сути великими ограничителями для необусловленного состояния вашей истинной воли, тождественной воле Шивы. Натхи её называют “Адеш”.
Шакта-упая в КШ, это ничто иное, как Кундалини или лайя-йога у натхов, даже, если вы и сможете достичь этого состояния, это не означает, что для вас методы хатха-йоги или мантра-йоги станут низшими. Просто они так же перейдут на другой уровень осознавания. У натхов это изначально учитывается и поэтому многие обряды, те, которые в большинстве традиций называют внешними, у натхов имеют изначально высшую сакрализацию. Такие казалось бы простые ритуалы предписаны для утреннего периода (во время пробуждения) и для вечернего (перед засыпанием), вот они и позволяют работать со снами. Но для начала нужно понять необходимость упорядочить свой образ жизни и выстроить садхану, многие пробуют и потом бросают, поэтому ни один Гуру в Индии, никогда предварительно не скажет о каких-то методах высокого уровня, если учеником игнорируются элементарные практики и предписания. Ануштхана (начало садханы) играет громаднейшую роль.