Адеш!
Изначально эго божественно, оно является Шивой, и в дальнейшем Шива, проявляясь через Шакти, обретает в ней чувство своего «Я». Далее Он осознает себя как объект, объект как себя, равномерно себя в себе, и себя в объекте. Но Шакти проявлена как Шуддха-видья и как Маха-майя или Аварана-шакти, поэтому Шакти двояка. С одной стороны, она пытается сделать Шиву обусловленным существом, с другой стороны она же делает его трансцендентным, относительно своих же иллюзий, такова Её игра. Но, на самом деле, Шива тоже играет с ней в трансцендентную игру, он принимает ограниченный вид, будучи даже в таком виде свободным от чар Майи. Для большинства живых существ сложно воспринимать эти процессы таким образом, потому что они не видят «золотую середину» в этой игре, поэтому они осознают себя как полностью обусловленных живых существ. Их эго - это всего лишь отражение их истинной природы, поэтому, можно сказать, что у них есть две сущности - одна спит в духовном плане, и другая, которая бодрствует в иллюзорном мире Махамайи. Эта иллюзорная сущность зависит от кармических накоплений, порожденных незнанием истинного положения вещей. Мы неправильно понимаем своё истинное «Я» и его истинную волю, нам необходимо её распознать, и тогда наше ложное я будет просвелено. Оно просветлеет на уровне ума и тела. Существует разница в просветлевании - с одной точки зрения, просветление заключается в уме, ибо ум избавляется от ложного Я (от Я вообще), с точки зрения натхов - просветлевает так же и тело, ибо существует взаимосвязь между читтой и дехой. В таком состоянии вы становитесь махасиддхом или совершенным существом. Этот процесс должен происходить под руководством Гуру, который в совершенстве знает и сам путь и традицию, потому что наличие традиции говорит о проверенных на практике методах. Если ваше эго учится действовать в соответствии с наставлениями вашего Гуру и традиции, то постепенно вы сможете приобрести необходимые положительные качества вашего эго. Конечно, вы можете возразить, мол, положительные качества - это тоже ограничения, но, в связи с тем, что существуют разные виды иллюзий, и они, как я уже говорил, делятся на те, которые помогают избавится от иллюзий и те, которые в них ещё больше погружают, то мы должны пользоваться теми, которые помогают нам избавится от невежества и ограничений. Например, в вашем пальце есть заноза, она сидит так глубоко, что сама по себе не может выйти, если вы будете говорить, что в этом нет ничего страшного, мол, я совершенен, то она будет ещё глубже входить в плоть. Но есть другой вариант- вы берете другую занозу и ею вытаскиваете первую, после чего обе выбрасываете. Все зависит от того, внутри она вас или во вне. Гуру мне приводил такой пример - корабль, который стоит на воде использует воду как «адхару» опору для своего передвижения на другой берег, когда корабль стоит на воде - это благоприятно, но как только вода начнет протекать внутрь корабля, то тогда вашему пути грозит опасность. Тоже самое с иллюзорным эго, если оно берет над вами верх, если вы его ставите выше своего духовного развития, то такое эго потянет вас на дно. Мой Гуру мне говорил, что ты можешь поступать как угодно - я не даю тебе никаких врат, но если твои действия забирают чистоту твоей души, то ты должен отказаться от них, потому что это более разумно. Также он говорил, что никогда не нужно однозначно смотреть на людей и мир. Я своих учеников учу тому же. В каких-то ситуациях эго проявлять жизненно необходимо, нужно быть очень самостоятельным, а иногда даже дерзким. Вот приведу вам один пример, примерно полтора года назад мне написал на э-мейл один мой недоброжелатель (по-крайней мере, он себя таковым осознает). Он прикинулся другом, работа у него такая - известный инструктор йоги в Москве - материальный мир его научил лживости. Он мне сказал, что ни он, ни его центр ничего не имеют против того, что мне в Индии кто-то дал добро на развитие традиции, где я представлен в качестве Гуру, но при этом пояснил (с видом «великого проффесионала»), что в первое время я должен заниматься массовой деятельностью, а не думать только о своей садхане. Я дал это письмо почитать одному своему ученику, на что тот мне ответил, что возможно этот человек где-то прав. Но я объяснил, что такой человек не может быть прав, так как он преследует свои кармические цели, что время покажет истинную сущность этого «доброжелателя». Но тогда моему ученику в это было сложно поверить, убедился же он в этом потом, когда посмотрел на ситуацию в целом. Дело в том, что когда я уходил в ретриты, то этот самый инструктор всем своим подопечным преподносил, что я не Гуру, так как занят только собой; а когда я занимался правачаной, то он говорил, что я преследую мирские цели и плохой садхака, не занимаюсь своей садханой. Делал он это, естественно, втихую, так как его слова в его центре все привыкли воспринимать как истину, никому и в голову ни приходит, что это человек хоть и научился гнуться в асанах, но так и не избавился от низших мотиваций. Eго слова воспринимать - это все равно, что добровольно позволять себя обманывать. Такие персонажи и могут говорить иногда правильные вещи, но в целом все, что они делают - полно обмана, черной зависти и манипуляций. Если бы я следовал советам такого рода людей, то имел бы много проблем в жизни. Так я отказался сотрудничать с ним и его людьми, потому что мой жизненный опыт, наработки и интуиция подсказали, что там что-то нечисто, конечно же, они все мои действия всем преподносят как действия эгоиста. Но это не мои проблемы, моя задача - поступать правильно, и мои ближайшие ученики не дадут соврать, мои суждения и поступки, которые часто на первый взгляд могут показаться неправильными, всегда оказывались совершенными. Иногда нужно быть «неправильным» внешне, но правильным по сути. Если говорить начистоту, то я в своей жизни если и совершал какие-то ошибки, то только тогда когда шел на компромиссы с несовершенными людьми, например, из жалости. Но когда я перестал так поступать, то понял, что нужно поступать по своей неограниченной совести и, как ни странно, она меня не подводит. Наверняка и у вас было много подобного, подсказывающего о необходимости следования своей собственной воли. Эго необходимо, оно инструмент, все зависит от конкретных ситуаций. Можно привести такой пример, когда ты оказываешься в незнакомом городе, как ты ориентируешься на местности? Как правило, ты смотришь какие есть самые крупные в данном месте здания или достопримечательности, и потом уже - как относительно них располагается все остальное. Так меньше шансов заблудится. В жизни тоже самое, нужно понять что в ней главное и что второстепенное, насколько твое виденье ориентируется на главное. Гуруджи Аведьянатх как-то сказал одному моему ученику, который интересовался в основном физической стороной йоги, а Бога, Абсолют принимал за что-то не столь важное, как абстракции. Гуру сказал: «Если бы не Бог, то я уже давно бы умер». Так вот, необходимо знать что ты делаешь, для чего? Асаны и пранаямы это, конечно, все хорошо, но они не есть йога. Традиция натхов - для зрелых людей, которые думают о очень крупных вещах, уровень этих людей не позволяет слишком отвлекаться на что-то другое. Когда-нибудь человек начинает понимать, что рабство заключается в эго, оно как яд, который Шива должен выпить, превращая его в нектар. Работа с эго начинается в Яме и Нияме, и завершается когда обретаешь мокшу. Собственно, цель йоги и есть преодоление ложного его. Ограниченное эго порождено Майей и Пракрити, если мы поймем, что эго нераздельно с силой сознания Читта, а Читта с Чит-шакти, то постепенно эго перестанет для нас быть причиной духовного ограничения.