Одна шиваитская традиция это еще не весь индуизм.
Согласен. Я поэтому и написал -
предупреждаю - это взгляд конкретной шиваитской сампрадайи!! И я не претендую на единственно истинную точку зрения.
Вы уверены что правильно поняли, что имел ввиду Ваш Гуруджи?
Да, так как он неоднократно повторял и комментировал это высказывание, объясняя что и почему.
Очень интересно! Поподробнее расскажите пожалуйста почему у индуизма такие преимущества для достижения мокши?
Понятие Кармы очень расплывчато и в разных традициях такое слово имеет в себе много значений. А с учетом того что индуизм стал известен в Европе и США через призму западных оккультных обществ, то сам термин Карма обычно понимается европейцами не с точки зрения традиции, а как то иначе.
Индуизм тоже понятие расплывчатое, это по сути скопление разных вер, которые делятся на предельно традиционные, полу-традиционные, ну и конечно мелкие многочисленные секты. Есть гибридные его формы, например на Бали, Камбоджии, Фиджи. Новодел на западе, типа нео-тантры, йога-фитнеса или переделанной на манер западной физкультуры, нью-эйдж, это конечно отдельная тема.
Хочу предупредить сразу: все изложенное ниже есть опыт Шайва-Джнани и частично Шакта-Джнани. Если Вам ближе Бхакти, то советую просто познакомиться с другим – противоположным – взглядом на Мир.Я оперирую индуистским пониманием слова Карма. Изначально – в Ведах – оно означало «ритуальные действия, совершенные во время жертвоприношения сомы и соответственно награждаемые». Позднее, с эпохи Пуран, значение немного изменилось и появился Закон Кармы – «
Что посеешь – то и пожнешь». И я считаю – это мое личное мнение, не претендующее на единственно верное – что использование понятия Кармы в других школах – тем более в европейских – искажает значение этого понятия. Но с этим уже слишком поздно бороться и единственное что нам остается – самим использовать слова в
правильном значении.
Если внимательно изучать религии, то виден один очень интересный момент - все религии [за исключением каббалистического иудаизма] говорят лишь о
ПОД-Законных действиях. Буддизм - и дзен и чань - повторить путь Будды и раствориться в нирване. Пост-семитские - христианство и ислам - строгое подчинение Богу и
ВЕЧНЫЙ Рай как награда. Язычество – дао, синто, кельты, – следуй путями, указанные богами и попадешь в Вальхаллу (или ее аналог). Нью-эйдж – начиная с Рерихов и Блаватской и вплоть до сегодняшних
гуру – служи и верь.
И только
Индуизм - а точнее, шайва-шактийские школы – говорит не только о Законе как о Карме, но и как о Дхарме
*. Если собрать и внимательно изучить описания действий пуранических риши, то большинство их поступков выходят за рамки предписываемые Законом Кармы. Яркий пример – Дурвасас.
У суфиеф [к сожаленнию не помню эти термины на санскрите] есть понятия
Шариат,
Тарикят и
Хагигят.
**- Шариат соответствует Карме и действиям строго в ее пределах, без возможности выхода за Грань Закона. Т.е., человек как таковой способен на очень и очень мало.
- Тарикят соответствует действиям за пределами Закона Кармы, с возможностью ее – Кармы – изменениями. Т.е., человек способен встать на один уровень с богами.
- Хагигят соответствует действиям Творца и Того, Кто Является Причиной Творца. Т.е., сумевший выйти на этот уровень способен стать причиной Шивы.
Т.е. человек, который начинает постигать Принципы Закона, начинающий понимать не только Букву, но и Дух Закона, начинает выходить из-под Принципов Кармы и переходит в Принципы Дхармы. Кармик действует по принципам «Должен» и «Обязан»; Дхарми же действует по принципам «Хочу», «Могу», «Надо». Так, когда наказывают провинившегося ребенка, родители действуют на более высоких ступенях Закона, чем тот, на котором находится ребенок. Но они все равно не выходят за рамки Закона. То же самое и в практиках. Когда практик поднимается в своем развитии на следующую ступень, его действия могут показаться окружающим – стоящим на более низких ступенях – непонятными и нарушающими привычные Законы. Но он все равно не выходит за рамки Закона, просто переходя от
Буквы к
Духу. Разница в том, что Кармик в 99% задает вопрос «Почему?» и практически некогда не задает вопрос «Как?». Дхарми – наоборот – задает только вопрос «Как?», т.к., вопрос «Почему?» ему просто не интересен. Хотя он и более чем другие способен на него ответить.
Следующая ступень –
Хагигят – практически не поддается (насколько мне известно) описанию, хотя находясь на уровне Дхарми ее можно
приблизительно понимать. Возможно, кто-то и сможет ее описать понятными словами
*Возможно, есть иное определение следующей за Карми ступуни, но я употребляю именно это – Дхарми – т.к. его употреблял мой Гуру.
**Существует несколько школ суфи и различные школы вкладывают в эти понятия –
Шариат,
Тарикят и
Хагигят – немного разные значения. Та школа, с представителями которой я контактировал, вкладывала именно этот смысл.
P.s.
Я некоторое время не буду в нете - переезд, смена провайдера и т.д. Если Вам еще интересно продолжение темы, пишите, но Вам придется немного - примерно до конца мая - подождать с моими ответами.