Гуруджи ко Адеш!
От многих натхов я слышал, что стандартное почитание разных Деват ведет к перерождению на их локах, у натхов же нет цели попасть на Вайкунтху, Голоку-Вриндаван и т.п. Цель натхов – в реализации вечного Атмана, который вне времени и вне пространства. Это то, что вы услышите от большинства натховских Гуру и садху в Индии.
Для меня лично кришнаизм в той подаче, в какой я его видел за пределами Индии, кажется достаточно странным. Они критикуют йогу, хотя вся Гита только ей и посвящена, они используют тантры, хотя говорят что тантра – это зло. Когда-то я и сам принадлежал к ним, но на все мои вопросы об их традиции ответы всегда были такие, что им не стоит удивляться, почему я выбрал натхизм и тантру. Например, я спрашивал их про остальные вайшнавские сампрадаи, у вайшнавских махараджей, про историю их традиции, ответы были в духе: "Повторяй 16 кругов Маха-мантры и перестань задавать вопросы". Хотя, возможно, в вайшнавизме, на эзотерическом уровне, есть много ценного, но они этому не учат, а более-менее глубокие вещи они критикуют, относя это к "мистикам-имперсоналистам", "сахаджиям-имитаторам" и т.д. А мне лично именно сахаджия кажется более глубокой и эффективной. Хотя среди кришнаитов я видел и ряд интересных людей, независимо от того, что они формально находятся в данной сампрадае. Я пришел к выводу, что не всегда дело только в сампрадаях, а больше в персоналиях.