Джайя Шива Горакша!
Адеш!
Еще раз перечитал книгу Марка Синглтона, очень неоднозначные мысли вызвала, кое-что перекликается с тем, что вы давно писали тут на форуме. Неужели действительно индусы могли что-то взять из западных гимнастик? До какой степени это так?
Да, в общем-то, я первый, кто в России скинул ссылку на эту книгу, видимо, кто-то ее и решил перевести. Хотя мои взгляды на ситуацию, думаю, многим покажутся более радикальными, чем у Синглтона, во многом я с ним согласен, но не со всем, что он пишет.
Как известно, в Индии огромное количество религий под общим названием Индуизм, я считаю, что очень разумную идею высказал Рампури из Дашанами, что все, что пишут на Западе про индуизм, это их собственные представления. Им нужно как-то все разделять, подгонять и классифицировать, в то время как либерализм индийской мысли и духовной практики порой напоминает полный хаос. И чем больше в это погружаешься, тем больше понимаешь, что все классификации и правила очень и очень условны для реального положения дел.
Ну, например, есть немало тантрических текстов, которые не переведены, в которых отдельно, но иногда в контексте тех или иных тантрических садхан описана хатха-йога. Некоторые практики йоги, такие как Маллисон, например, пользуясь тем, что знают санскрит, просто подогнали те тексты, которые им нравятся, под идеи, которые им выгодны. Если ты вайшнав, то можно взять пару текстов Панчаратры и сказать, что именно оттуда пошла хатха-йога. Не упомянув при этом массу шиваитских и шактийских тантр, где хатха-йоги куда больше. Но их просто никто никогда не переводил, однако я-то читать могу и это хорошо знаю. Точно так же поступают многие ученые на Западе. Соответственно, выход тут только один: самому учить языки и верить только себе самому. Кстати, это совсем не выгораживание натхов, например, натхи многие Тантры, где описана хатха-йога, не используют, и эти все факты наталкивают на очень много размышлений и рушат вообще куда больше представлений, чем выдал Маллисон. Про Синглтона я уже писал на форуме, в книге много просто догадок без указания источников. Вообще, если говорить честно, мне надоели разговоры о том, что традиционное, а что нет. Кому как не мне известно, что почти все, кто как-то приделаны к Традициям на уровне посвящений, на самом деле не понимают, что из себя представляет их прикрепленность, да и вообще свои традиции и их место в индуизме. Споры о том, кто более традиционен, а кто менее, происходят между теми, кому на самом деле этот вопрос до фонаря, все эти споры – просто война за передел паств и денег. Мне ни с кем из них уже давно говорить просто не о чем. Честно говоря, новоразработанные практики, отдекорированные "традиционными" элементами, и те, кто явно не претендуют на традиционность, спорят ни о чем, потому что они все не могут в западных условиях практиковать то, что практиковали йоги хотя бы лет 500 назад. Почитайте все древние тексты – не поздние тексты, написанные в колониальной Западом Индии, а ранние шастры по йоге и тантре, где описана йога, и вы поймете, что глупо "традиционным" и полутрадиционным об этом спорить. Судя по контенту этих источников, йога вообще была делом очень личным, сейчас и в Индии уже многие от этого отошли. Это правда, от которой нам никуда не деться, все равно, чтобы понять все в чистом виде, это придется принять. Сейчас создан новый мир новой йоги, скажем так, и не только йоги, всех мигрировавших на Запад восточных систем, и также обратной волны, которая повлияла на Восток, по крайней мере, про Индию я могу говорить смело.