Всем привет!
Как справедливо заметил Сурадж, значение термина "махамудра" в буддизме сильно зависит от контекста.
В циклах йога-тантр говорится о четырех "мудрах" как о "символах" четырех составляющих садханы. Махамудра - это аспект тела (тело ишта-дэвата), дхармамудра - аспект речи, или энергии (это мантра - в буддизме мантра-марга и тантра-марга практически слились, так что, как правило, любая джапа носит тантрический характер), самайямудра - аспект ума божества (символизируемый в садхане биджей, вокруг которой вращается мантра), и, наконец, кармамудра - это аспект деятельности, или активности ишта-дэвата, обычно проявляющийся в садхане как испускание света соответствующего цвета (четыре активности - это умиротворение, умножение, подчинение и уничтожение).
В высших тантрах также разное понимание махамудры. В школе ньингма махамудрой называется, как упомянул Сурадж, плод практики махайоги (в отличие от дзогчена - плода практики ануйоги). В сакья - в общем то же самое, за исключением того, что в сакья отсутсвует линия дзогчена. В кагью говорят о трех махамудрах: махамудре основы (изначальной природе, присущей всем существам), которая делает возможной мокшу, махамудре плода, то есть осущесивлении этого состояния, и махамудре пути, которая и представляет собой особую систему практик. Махамудра пути (обычно именно ее и имеют в виду, когда говорят о махамудре) подразделяется на сутра-махамудру, представляющую собой союз практик шаматхи и випашьяны и основывающуюся на Махаяна-уттара-тантра-шастре, тантра-махамудру, связанную с практикой ишта-дэвата и далее с практиками стадии завершения (в подшколах Дагпо-кагью она через Миларепу и Марпу восходит к Наропе, в Шангпа-кагью есть некоторые отличия), и сущностную махамудру, близкую к дзогчену (но не тождественную ему) и восходящую к Майтрипе.
А, еще касательно "объединения". Как справедливо заметил Сурадж, это зависит от конкретного тантрического цикла, но обычно говорят о единстве проявлений (нангва, не знаю, как на санскрите) и пустоты (шуньяты) на уровне нирманакаи, ясности (салва) и пустоты, а также блаженства (дева) и пустоты на уровне самбхогакаи, и, наконец, осознавания (ригпа) и пустоты на уровне дхармакаи.
Вот, если вкратце.