Адеш!
Культ Девяти Натхов - древний. О них упоминается в текстах традиции Кубджика, Шри Видьи и др. В нашей традиции Нава-натхи делятся на Шайва-мат и Вайшнава-мат. Шайва описывают Нава-натхов как сварупы Богов, таких как: Парвати, Ганеша, Вишну, Брахма, Шеша-нага и др., все они рассматриваются как проявления Шивы. По сути, почитая этих Натхов, ты почитаешь разные духовные энергии Горакшанатха.
Вайшнава-мат почитает Нава-натхов как Девять Нараян, о них упоминается в известном всем нам, благодаря последователям Шри Кришны, Шримад Бхагаватам. Там Девять натхов перечисляются как Кави-нараян, Хари-нараян, Антарикша-нараян и др. Это такие натхи как Чарпатнатх, Реваннатх, Гахининатх и т.д.
Одни получили свое распространение на юге Индии, другие - на севере. Натха-сампрадайи есть даже на Шри Ланке. Всего в постинге не расскажешь, приходите лучше на мою правачану, я как раз об этом и буду подробно рассказывать.
Что касается Чаураси-сиддхов, здесь много есть неоднозначных мнений и, помимо основных списков, есть масса вариаций. Число восемьдесят четыре многие в нашей линии соотносят с умножением 7 на 12 (дни недели с месяцами в году). Есть еще другая символика, последователи Горакхнатха сокрализируют тело, так, например, тело у каждого человека размером с его 84 пальца. В упанишадах Атман отождествляют с пальцем, в Кулананда-тантре Матсьендранатх рекомендует медитировать на свет в сердце размером в один палец. Конечно такого рода тексты простому человеку неясны, непонятно, кто такие йогини, что такое нада и бинду, что такое солнце и луна. Подробно смысл символики становится ясен, когда изучаешь многие традиционные понятия.