Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Тапас  (Прочитано 19685 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Тапас
« : Май 06, 2008, 11:31:29 »

Адеш Гуруджи!
Расскажите пожалуйста в чём суть понятия "тапас"? Нашел тему в которой Вы говорите что это направленность на духовное, но тогда непонятно чем тапас от садханы вообще отличается?
Спасибо.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Тапас
« Ответ #1 : Май 06, 2008, 13:44:12 »

Адеш!
Меня тоже интересует этот вопрос, особенно в свете Учения Натхов.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Тапас
« Ответ #2 : Май 10, 2008, 15:39:15 »

Адеш!
Тапас переводится с санскрита как жар. Я объясню значение тапаса с позиции натхов, ибо есть разное понимание тапаса в других традициях. У натхов тапас в первую очередь ассоциируется с практиками тела. Это работа с телом на уровне различных очистительных техник: сукшма-вьяямы, асаны, пранаямы (восемь задержек дыхания), также работа с пространством тела вселенной. Есть в теле человека три тока: солнечная энергия, отвечающая за активность тела, лунная – отвечающая за работу сознания, и огненная – уравновешивающая две предыдущие. Огонь – это сила Кундалини, ее нужно пробудить методом, который натхи называют ульта-садхана (обратное средство, т.е. действующее наоборот). В йоге тела – это попытка контролировать свои рефлексы на уровне тела, речи и ума. Если вас, например, тянет на необдуманные поступки, вы себе говорите: «Стоп». Если вас тянет наброситься на еду и обильно её поглощать или на секс – то же самое, вы учитесь себя приостанавливать, преодолевая инстинкты тела. Это и есть тапас тела, который очищает, сжигая низшие тенденции тела и ума. Но есть и более широкое понятие тапаса, когда вы учитесь такой ульта-садханой контролировать себя даже на мировоззренческом уровне, отсекая все крайности и сжигая духовные нечистоты (малы) в огне непрерывной духовной практики. Духовная практика, какой бы она ни была, в любой традиции всегда является определенным усилием, даже когда, например, тантры предписывают пить алкоголь или заниматься сексом, хотя это и называют приянга-йогой. Тем не менее, даже такой практикой как садханой может заниматься только определенная категория йогинов, которые достигли полного отречения, и которым такие инстинкты как секс, мясоедение, принятие алкоголя, одурманивающих веществ, – полностью неинтересны. Тогда, в каких-то случаях, они могут для равновесия, в целях практики использовать и такие (нечистые) способы, что для настоящего йогина, по сути, будет являться тапасом, в отличие от простого человека, который лишь потакает неконтролируемым инстинктам.
   К тапасу стремятся те, кто в какой-то степени осознают свою высшую чистую природу, но не достаточно качественно, видя, что в них все-таки больше грехов. В таком случае они стремятся преодолеть свои стремления к излишествам, обрубая все, что с ними как-либо может быть связано, сжигая их в огне подвижничества. Тапас может быть различным в зависимости от того, на каких уровнях вы осознаете свои слабости. В большинстве случаев к этой категории относятся простые люди и многочисленные любители эзотерики, практикующие йогу исключительно как фитнес, не способные трезво увидеть себя и свои уровень. Поэтому для полноценной практики тапаса им нужно найти Гуру, который достиг полной чистоты, пройдя многие виды тапаса, или хотя бы выше на несколько порядков того уровня, которым обладаете вы. Гуру, который предан своему Учителю и истинной традиции, сам следует её доктрине. Он может правильно определить, какого уровня тапас вам необходим для развития, к чему вы готовы на данном этапе пути, а к чему нет. Это если коротко.
« Последнее редактирование: Май 13, 2008, 04:20:57 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Амарнатх

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 13
Re: Тапас
« Ответ #3 : Май 12, 2008, 00:35:41 »

Адеш Гуруджи! Спасибо за толковое объяснение.
Записан

shivananda

  • *
  • Сообщений: 174
Re: Тапас
« Ответ #4 : Май 12, 2008, 14:49:11 »

 Адеш!
Привожу так же определение тапаса из словаря
Цитировать
тапас. "Жар, огонь". 1) Очистительные духовные дисциплины, строгий аскетизм, покаяние и жертвопри-ношение. Если садхана — это простой, но устойчивый аскетизм, то тапас — это аскетизм суровый, трансформирующий психику, умерщвление плоти в его крайних проявлениях. Тапасом являются особо продолжительные садханы, например медитация под деревом на одном месте на протяжении 12 лет, пожизненный обет молчания или стояние на одной ноге в течение предписанного числа лет. Писания обычно предостерегают от крайнего аскетизма, который может причинить вред телу. 2) На более глубо-ком уровне тапас — это интенсивное внутреннее состояние "огня" кундалини, который стимулирует сильную ментальную боль и отделяет индивидуум от общества. Когда это случается, жизнь больше не идет как обычно. Связь с садгуру, Садашивой, вводит преданного в тапас и выводит из него. Огонь тапаса сжигает шлаки саньчита-карм. Он поддерживает жар, тревогу, подавленность и страстное уст-ремление, пока не приходит конечное и тотальное подчинение, прапатти. Можно смягчить это жаркое состояние регулярной практикой садханы, предписанной гуру. Огонь самотрансформации может стиму-лироваться практикой тапаса или приходить незваным. Можно "делать" тапас, но истинный тапас — это состояние бытия и сознания, состояние милости, позитивных перемен, трансформации и очищения своей природы.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Тапас
« Ответ #5 : Май 22, 2008, 23:38:24 »

Адеш!
  Тоже верно, тапас может быть разным в зависимости от конкретного садхака, т.к. каждому для качественного очищения требуются свои усилия. Очищение нади и пробуждение Кундалини – основная цель тапаса для йогина. Все великие йогины в нашей линии получали милость Шивы Горакшанатха, благодаря тому или иному тапасу, многие становились потом бессмертными сиддхами, основателями авторитетных йогических линий. В любой настоящей духовной традиции всегда существуют свои формы тапаса, даже если они так и не называются, но по своей сути именно им и являются. Огонь, устремленность в том или ином виде необходим всем, кто желает получить какие-либо результаты, и для этого нужно прилагать усилия. Чем большие результаты мы хотим получить, тем большие усилия нужно приложить к достижению цели. Этот закон одинаков для всех. Даже все великие, но смертные Боги превращались в бессмертных Натха-йоги после совершения тапаса, и, как следствие, получали милость Горакшанатха. 
  Конечно, в истории много примеров, когда тапас практиковали и демоны, с целью подчинения себе Богов и обретения власти над миром, преследуя низшие цели, но они все приходили к падению. Поэтому тапас должен совершаться с благословением на него от авторитетного Гуру и с искренней бхакти, тогда он будет правильным и приведет к высшей цели.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Нанди

  • *
  • Сообщений: 126
Re:Тапас
« Ответ #6 : Май 13, 2013, 23:07:08 »

Адеш!

Кстати, насчёт Тапаса, в некоторых текстах указывается, что например, в некой Садхане надо стоять на одной ноге несколько дней и читать определённую мантру. Скажите, возможен ли такой Тапас? Разрешается ли в это время пить, есть или спать? Можно ли вести счёт мантры, и если можно, как в таком случае следует располагать руки, Малу и т.д.?
Заранее большое спасибо!

С уважением, Нанди.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Тапас
« Ответ #7 : Май 14, 2013, 16:43:16 »

Кстати, насчёт Тапаса, в некоторых текстах указывается, что например, в некой Садхане надо стоять на одной ноге несколько дней и читать определённую мантру. Скажите, возможен ли такой Тапас? Разрешается ли в это время пить, есть или спать? Можно ли вести счёт мантры, и если можно, как в таком случае следует располагать руки, Малу и т.д.?

Возможен и такой, и много других форм тапаса; суть тапасьи заключается в том, чтобы выпросить такими ограничениями что-то от тех или иных Деват. Это примерно так же, как, скажем, Гуру испытывает ученика временем, аналогично при тапасе для каких-то Деват, тапас – это когда вы делаете что-то очень долго. Кто-то стоит на одной ноге, кто-то в реке по пояс и читает джапу, кто-то разводит огни вокруг тела и поднимает Кундалини в макушку, замедляются все функции тела, и только макушка остается теплой. Кто-то простирание делает с мантрой вокруг святого места, кто-то мауну практикует. Насчет не спать стоя, некоторые такое делают, но это очень сложные формы тапасьи, нужен Гуру-тапасви, который через это сам прошел и может передать садханы такого плана.
Насчет малы – кто-то ее использует, но не всегда, те, кто не спят в положении стоя, не используют обычно, там вряд ли количество актуально.
Вообще, тапасья – это понятие растяжимое, много есть ее значений.  
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Нанди

  • *
  • Сообщений: 126
Re:Тапас
« Ответ #8 : Май 15, 2013, 00:42:09 »

Спасибо большое за развёрнутый ответ!

Возможен и такой, и много других форм тапаса, суть тапасьи заключается в том, чтобы выпросить такими ограничениями, что-то от тех или иных Деват.

А я где-то слышал, что в основе Тапасьи лежит закон кармы, ведь иногда, как в случае , к примеру, с Вишвамитрой, его замыслы мешали Девам и они всячески старались помешать его Тапасье...

С уважением, Нанди.
Записан

Surajnath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 615
    • Ищущeму
Re:Тапас
« Ответ #9 : Май 15, 2013, 00:49:29 »

Хотел бы добавить... исследуя различные теории кармы и освобождения... натолкнулся на интерестную доктрину джайнов. Освободиться можно только прекратив создавать карму, но до этого нужно сжчь огнём тапаса накопленную негативную карму. Таким образом через добровольное страдание сжигается всё накопленное...
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Тапас
« Ответ #10 : Май 16, 2013, 17:54:49 »

Спасибо большое за развёрнутый ответ!

Возможен и такой, и много других форм тапаса, суть тапасьи заключается в том, чтобы выпросить такими ограничениями, что-то от тех или иных Деват.

А я где-то слышал, что в основе Тапасьи лежит закон кармы, ведь иногда, как в случае , к примеру, с Вишвамитрой, его замыслы мешали Девам и они всячески старались помешать его Тапасье...

Присоединяюсь к тому, что верно заметил Сураджнатх джи. Причем карма может чиститься как своя, так, например, и родственников, учеников и др., вспомнить хотя бы историю с Бхагиратхой (Ганганатхом), который своей тапасьей умилостивил и Шиву, и Вишну, тем самым сняв негативную карму с сыновей царя Сагара.

Но Боги могут еще и проверять (экзаменовать) садхаку на уровень его чистоты, так как в мире есть закон (Дхарма), который не позволяет в мире воцариться хаосу, иначе любой асур мог бы подчинить абсолютно все какой-либо практикой. Но не все зависит только от практики, а еще и от реальной мудрости и чистоты. Поэтому Деваты могут экзаменовать садхаку, прежде чем дадут ему доступ к возможностям, которых нет у других, нужны ли (готов ли) они данной дживе или нет. Если нет, то ему дают альтернативы попроще, а в некоторых случаях могут и жестоко наказать.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Нанди

  • *
  • Сообщений: 126
Re:Тапас
« Ответ #11 : Май 22, 2013, 22:40:07 »

Но Боги могут еще и проверять (экзаменовать) садхаку на уровень его чистоты, так как в мире есть закон (Дхарма), который не позволяет в мире воцариться хаосу, иначе любой асур мог бы подчинить абсолютно все какой-либо практикой.

Спасибо за ответ! А как насчёт Трипурасуры? Девы ведь пытались ему помешать, но у них ничего не вышло и он всё же призвал Брахму...

С уважением, Нанди.
Записан

Amitanath

  • *
  • Сообщений: 52
Re:Тапас
« Ответ #12 : Июнь 24, 2013, 18:29:50 »

Адеш!

В словаре натхов в определении тапаса есть фраза "Очистительные духовные дисциплины, такие как аскетизм, покаяние и жертвоприношение."
Гуру Матсьендранатх джи, пожалуйста, объясните, что значит покаяние как тапас.

Спасибо!  :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re:Тапас
« Ответ #13 : Июнь 24, 2013, 22:23:10 »

Адеш!
Олеся, спасибо за вопрос. Я думаю, это перевод с английского, а на английский переводили с хинди (кто точно, не знаю). Видимо, переводчик примерно перевел "тапас", так же как дхьяну переводят как "медитация", многие термины перевести исчерпывающе с санскрита не так-то просто. Безусловно, в тапасе может быть и элемент покаяния, так как оно подразумевает осознание своих грехов, то, что называют в Индии "папа", и тапас способен очищать от грехов, причем иногда не только личных, но и других людей, через свой тапас, как это в истории с Бхагиратхой. Стандартный перевод слова "тапас" – это "жар, пылать, гореть", что может пониматься в символическом ключе как "быть активным подвижником", "гореть устремлением к достижению цели", "стремление освободиться от оков невежества и греха" и т.д.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

dyoka

  • *
  • Сообщений: 268
Re:Тапас
« Ответ #14 : Июнь 25, 2013, 14:56:44 »

Адеш! Джай гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж!
Благодарю ,гуруджи Вас за Ваше милосердие!
Хочу спросить почему шакти бывает настолько беспощадной когда по-неопытности совершается ошибка, и как можно смягчить "удар",и наиболее быстро восстановиться. И существует- ли принцип "полного восстановления",если  человек продолжает практику.
Джай Шивагоракшанатх!
Записан