Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Скрутки в асанах?  (Прочитано 7734 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Скрутки в асанах?
« : Май 23, 2008, 11:08:43 »

Адеш, Гуруджи и участники форума.
Прочитал недавно на сайте Нео-йоги, что в классических текстах нет асан, где описаны скрутки позвоночника, а как быть с артха-матсьендрасаной, она, напрмер, упоминается в текстах. Один мой друг был не так давно на семинаре Анатолия Пахомова, тот говорит, что скрутки нельзя делать, но для меня этот вопрос остается вопросом. Я знаю, что даже остеопаты используют при вправлении позвонков скручивание, тогда мне неясно почему же в асанах их делать опасно? Буду рад если кто-нибудь поделится разумными соображениями на эту тему. Мне лично сложно отказаться от скруток, как-то привык уже, может быть есть какой-то особый подход к скруткам, во избежание деформации позвоночника? Ну и конечно хотелось бы узнать мнение Гуруджи на этот счет, я так понимаю, хатха-йога вышла именно из линии натхов.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #1 : Май 23, 2008, 13:31:46 »

Адеш!
Я тоже думаю, что вопрос актуальный, так как если бы наш позвоночник в обычной жизни гнулся только вперед и назад, то не было бы о чем спрашивать. :05: Думаю, что данное направление возникло как противовес к гипертрофированному подходу в асанах (сверхскручивания ). Но вот вопрос, не является ли это другой крайностью (упрощение), что тоже может быть вредно для позвоночника, лишая естественной для него (позвоночника) активности. Можно было бы действительно попробовать принять эту идею как есть, но как заметил Виранатха, существуют такие положения как Ардха Матсьендрасана. Чем мне нравится подход Натхов, так это гибкостью мышления и равноудаленостью от крайностей, возможностью непредвзято анализировать ситуацию, рассматривая ее с разных сторон. Может у Гуру джи есть свое мнение на этот счет?
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #2 : Май 23, 2008, 15:28:49 »

Адеш!
Это, на мой взгляд, вопросы для современных конкурирующих школ, но не для йогинов садху в Индии. Мне кажется, что будут еще и еще изобретаться теории на тему, что полезно в фитнесе, а что нет, тело смертно по-любому и причины для болезней, в этом крайне двойственном мире, всегда найдутся, какие бы не принимали меры предосторожности. Лично я видел многих, кто в СНГ пытается преподавать йога-чикитсу (йога-терапию), они сами болеют несмотря на все ухищрения.  Почему так? Теории, теории, споры, споры, бесконечно, они были и будут. Я считаю, что проще надо смотреть на вещи и не фанатеть от всевозможных открытий. Сделал человек такие выводы - похвально, ознакомьтесь с другой точкой зрения и версиями, продолжая следовать своей интуиции. Жесткие правила всегда относительны. Что русскому счастье - для немца смерть и наоборот.
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #3 : Май 23, 2008, 15:47:58 »

Адеш!
Трудно не согласиться. Для человека практикующего это вопрос проверки на практике, для бизнеса-хорошая идейная база на пару лет (или месяцев :05:).
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #4 : Май 24, 2008, 18:00:45 »

Адеш!

Лично я считаю, что многое зависит от преподавателя и ученика. Природой предусмотрено, что человеческому позвоночнику свойственно поворачиваться, но смотря какому и как. Можно повернуться без рычага. В Индии йога натхов никогда не была физкультурой, меня, к примеру, сложно упрекнуть в том, что я учу экстремальным асанам, у нас задачи другие, носят больше психо-энергетический характер, поэтому споры и войны пусть ведут те, кто преподавали и преподают экстрим. Шаткармы, вьяямы, асаны, пранаямы (кумбхаки) у натхов существуют, для того чтобы очистить тело-храм, для раскрытия Кундалини-шакти. Сами асаны – не самоцель, кроме сиддхасаны и падмасаны, в которых нужно научиться ровно и комфортно сидеть, уравновесив токи праны в теле. Цель хатха-йоги у натхов – привести прану и сознание к полной интеграции. Как вы к этому придете, неважно, кто-то может обходиться вообще без тренировочных асан и будет в большей степени хатха-йогином чем тот, кто парится над тем, какой подготовительный подход правильный, а какой нет, не направляясь к самой цели хатха-йоги. Я всегда говорил и говорю о том, что идеологическая часть йоги важна, кто-то понимал, а кто-то были и остаются "великими мастерами и практиками".  Поэтому для меня ситуации со спорами на тему правильной подготовки – неудивительны, у кого-то пройдут еще годы битв за их многочисленные истины и открытия – флаг им в руки. Что касается меня, я как учил традиционному подходу йоги натхов по всем правилам, несмотря на то, согласны со мной или нет, так и буду учить. Многие, например, были против того, чтобы мной использовались термины «Гуру», «бхакти» и даже индивидуальность в обучении, с соответствующими требованиями к ученикам. Но я считаю, что йога – это духовный путь в первую очередь, и важна чистота в этикете между Учителем йоги и учеником, это правильно. Без таких отношений нет доверия, а без доверия никто и никогда вам не раскроет все ключи практик. У натхов полностью другой подход, но не в асанах, а в системе обучения, поэтому проблем в виде споров, какие асаны лучше, а какие хуже, быть не может. Настоящий Гуру никогда не пожелает плохого своему ученику, настоящему ученику. Во всех остальных случаях травмы неизбежны, хоть какие устанавливай правила. Я видел случаи, когда люди получали травмы от того, от чего просто невозможно травмироваться, и наоборот, есть те, кто делали сложные асаны, и все было нормально.
  Что касается текстов – они важны, когда есть Гуру, который может их адекватно разъяснить. Есть тексты, где вообще все асаны критикуются, например, "Сиддха-сиддханта-паддхати", который более чем авторитетен, другие и вовсе предписывают одну, пару или тройку асан, третьи говорят, что нужно выполнять 15 асан, иные – 28 (Рудра-ямала), 32 асаны, 84 асаны..... Из этого всего можно нагородить самые разные противоречивые теории на тему того, что делать, а что нет. Можно вывести теорию не только о том, что скрутки и прогибы опасны, но и наклоны, только потому, что какие-то тексты рекомендует делать только сиддхасану или падмасану. Все, что я могу посоветовать, найти себе реализованного Гуру в традиционной линии и полноценно изучать у него йогу, на уровне доктрины и ее практики. Или, систему экзаменов в обучении преподавателей йоги можно сделать с более конкретными требованиями. Знание физиологии, истории йоги, фундаментальной доктрины, умение общаться с разной категорией людей, практическое прохождение карма-йоги, практическое прохождение ретритов с последующей экзаменацией от мастера. Сейчас йогу преподают все кому не лень, её может преподать бывший гимнаст "с хромающей" ямой-ниямой и духовной стороной йоги. Если с этим кто-то не согласен – нечего жаловаться, вам был дан шанс идти верным путем, но вы выбрали то, к чему пришли. Кто же тогда виноват?
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виранатха

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 556
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #5 : Май 26, 2008, 21:21:29 »

Адеш, Гуруджи!
Спасибо за ответ. Как всегда есть над чем задуматься.
Записан

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #6 : Июнь 02, 2008, 02:43:04 »

Адеш, Гуруджи Матсьендранатха!
Кажется парадоксальным, что в Натха-сампрадае, идущей от Горакшанатха - основателя Хатха-йоги, для кайа-садханы вполне достаточно немногих относительно несложных асан. А какова же с позиций учения натхов роль сложных и разнообразных асан, если не принимать в расчет физкультурный аспект?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #7 : Июнь 02, 2008, 12:51:40 »

Адеш Вивекнатх!
В текстах говорится о том, что асан 84 лака. Но, знаете, там же есть описание, к примеру, сурьякаши, она описана как 10,000 крор солнц, но из этого не следует, что с каждым из солнц стоит отдельно работать. Или есть разделы, где говорится о множестве тысяч методов Лайя-йоги, но реально используют только несколько, а главной считается одна наданусандхана. С асанами – то же самое. Всё, что собой представляет настоящая традиционная хатха-йога, это, в первую очередь, сиддхасана, кевали-кумбхака, мудры, бандхи. В основном это практикуют садху, потому что они ведут более отрешенный образ жизни, и все время посвящают садхане. Но так как простые люди, погруженные в социальную активность, ведут более кармический образ жизни, то им нужно делать больше очистительных практик, шат-карм, вьяям, асан и т.д. Такие практики более простые для обычных людей, чем то, что должны практиковать садху. Многие болезни имеют причину в тонком плане, а потом проявляются на уровне тела, садху могут себе позволить больше работать со своим сознанием и уделять внимание медитации, поэтому им нет нужды практиковать много техник, влияющих на тело. Но и социальный человек может периодически участвовать в ретритах, на время отдаляясь от суеты мира. Потом, при определенном опыте, он может научиться практиковать крийятмака-самадхи в повседневной жизни. Крийятмака-самадхи – это когда при сосредоточении на внешней активности вы получаете те же результаты, что и при созерцательных практиках йоги. Хотя для этого нужна определенная подготовка, но постепенно на этот уровень может выйти и человек, который, например, занимается бизнесом и социальной активностью.
  Тексты говорят о том, что, сколько существует воплощенных существ, столько и асан, но самой совершенной асаной является положение сиддха. Есть асаны различных форм мира, в Индии даже горы, камни, земля, считаются живыми существами и, конечно же, риши, боги и т.д. Сознание живого существа перевоплощается из одной формы в другую, приближаясь к состоянию Шивы, в нашей традиции сиддхи превосходят даже Богов. Поэтому достижение уровня сиддха считается наивысшим, и, следовательно, сиддхасана (положение сиддха) является наилучшей. Примерно так же как джива перевоплощается из одних форм существования в другие, переходя в более высокие в эволюционном плане формы, так же и асаны, есть множество тех, которые подготавливают к сиддхасане. Так же и с пранаямами, все их разновидности нужны для очищения тела и нади, чтобы достичь одной кевали-кумбхаки. Ну и стоит упомянуть о том, что асану можно рассматривать и как положение на уровне тела, и также в целом как психофизическое состояние.
« Последнее редактирование: Июнь 02, 2008, 13:04:04 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Viveknath

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 473
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #8 : Июнь 02, 2008, 13:53:35 »

Адеш, Гуруджи!
Большое спасибо за Ваш ответ!
Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 637
  • allamanath.com
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #9 : Июнь 02, 2008, 20:46:07 »

Адеш, Гуру джи!
То есть тем, кто не видят в сиддхасане глубины, стоит попробовать пообщаться с Традиционным Гуру на тему йоги, попрактиковать регулярно пранаямы, пуджи, джапу, медитацию а затем снова попробовать практиковать сиддхасану?  :04: :05:
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #10 : Июнь 04, 2008, 02:31:33 »

Адеш!
Тем, кто не видит в сиддхасане глубины, стоит практиковать более простые элементы из вьяям и асан. Ведь не каждый еще может сделать сиддхасану так, чтобы в ней сидеть свободно и медитировать. Асана – это в первую очередь устойчивая позиция, устойчивая – значит такое состояние тела, когда все части его ощущаются как одно целое, что на самом деле происходит и при определенном опыте в пранаяме. Я имею в виду пранаямы не просто как множество кумбхак, а как состояния уравновешенности в теле пранических токов. Тогда тело становится как оцепеневшее, и вы можете в таком состоянии сидеть долго. Конечно, этому может научить Гуру, только лично обучая ученика. Ведь на самом деле истинный Гуру, корректируя ученика в мелочах, даже через простую практику работы с телом может привести к медитации, и наоборот, через медитацию дать возможность понять, что такое правильная асана. Так оно и происходит в нормальных традиционных школах. Так и я подхожу к определенной категории учеников, которые к йоге относятся как к садхане. Для остальных все то, что, к примеру, я говорю, может быть просто темным лесом, поэтому многое зависит от способности чувствовать, слышать и понимать. С теми Гуру, которые живут постоянно в Индии, то же самое: ко многим просто невозможно попасть, потому что это разные миры, большая часть интересующихся йогой находят то, что соответствует их нынешнему уровню. Сейчас в Индии Гуру в основном поделились на тех, кто учит садхане, и тех, кто учит вьяямам для временных снятий блоков в теле. Это – очень разные подходы.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #11 : Июнь 04, 2008, 09:44:06 »

Адеш!
Я никогда не видел занятий Пахомова, но некоторые мои ученики на них были. В принципе, он высказывает разумные идеи, насколько мне известно, он совсем не против скруток в асанах. Если я не ошибаюсь, речь шла о том, что на массовых занятиях проконтролировать, кто делает правильно и безопасно, сложнее, чем на индивидуальных занятиях.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1226
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #12 : Июнь 05, 2008, 00:06:20 »

Адеш!
Ну что, человек ищет, находит, предлагает свои соображения обосновывая их, это уже что-то. Может стоит к чему-то, из того что он говорит, хотябы прислушаться?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 7037
    • Традиция натхов
Re: Скрутки в асанах?
« Ответ #13 : Июнь 06, 2008, 23:18:38 »

Адеш!
Учитывая то, что все самые различные асаны, пранаямы, йога-крийи получили свое распространение из линии натхов, вполне очевидно, что ныне многочисленные и пусть даже по-своему уникальные современные стили йоги являются следствием. Йогины нашей линии не заостряют внимание на какой-то конкретной технике хатха-йоги или подходе, копаясь в их самых различных противоречиях, которые просто неизбежны. Они не видят существенного смысла в выяснении того, что из них более, а что менее правильно: все по-своему правильны и все страдают своими ограниченными качествами. Но мы не отрицаем любых поисков и рациональных открытий в области йогической практики, наоборот, люди, которые их открыли, достойны уважения. Это – проделанная работа, возможно, кто-то в процессе своих открытий пришел к ним в ходе проб и ошибок, можно сказать, что человек пожертвовал своим временем, силами и даже здоровьем, чтобы открыть что-то разумное. Так почему же мы должны относиться легкомысленно к опыту таких людей, они достойны большого респекта. Позвоночник вообще – это то, что связано с каналом сушумна, от гибкости позвоночника зависит то, насколько человек молод или стар. Но самое главное, он связан с каналом, по которому восходит Кундалини, поэтому корректная практика работы с позвоночником, безусловно, очень важна, и если Анатолий сделал такое исследование в этой области, то такого человека нужно поддержать в его деятельности. Да, пожалуй, ко всем, кто провел исследование в области безопасного выполнения техник хатха-йоги, не только позвоночника, но и дыхательной системы, сосудистой и т.д., – как минимум стоит прислушаться. Мы же не являемся сектой, помешанной на каких-либо крайних идеологиях в виде борьбы с ведьмами и современными научными открытиями. Все разумное нужно применять и учитывать. Вот, пожалуйста, я пользуюсь интернетом, многие могут читать и общаться, а так пришлось бы ко мне ездить в Корею или Индию. Хотя многие «по-дружески» настроенные ко мне люди говорят о том, что настоящие Гуру в сети не пишут, но я им прощаю сии прегрешения. Пусть они мне покажут традиционные священные тексты, запрещающие различным Гуру писать в Сети.  :05: :05: :05: Когда найдут, я с полным смирением перестану это делать. Сейчас в Горакшанатх-мандире, например, барабан во время пуджи работает на электричестве, но пуджа – очень даже неплохая.
   Конечно, Традиция пытается максимально сохранить ту основу всех йогических практик, которые вам известны на данный момент, лично я думаю, что ей и нужно больше уделять внимания, тому, как работает энергетическая структура человека. Я думаю, если садхану изучать интегрально, в виде вихары и диначары (правильного распорядка в течение дня, правильных действий), в виде шат-карм, наданусандханы, асаны, практик прана-ниродхи, мантр, пуджи и т.д., – то естественным образом приходит понимание того, чего нужно избегать, и что является крайностью для вас, а что – нет. В свое время я об этом говорил, но почему-то очень немногие оценили мои соображения на тему подхода в йогической садхане, вот они теперь и спорят о том, о чем можно было бы споров избежать. Достаточно ведь сделать совсем немного правильных усилий, чтобы не делать лишнего. Хотя признаюсь, на данный момент, переосмыслив свой нынешний путь в Натха-сампрадайе и находясь уже в ней, я осознал ряд фактов. Один из них – в том, что до Индии я практиковал весьма жесткий тапас, на который многие из ныне практикующих йогу товарищей вряд ли осмелятся, хотя кто знает. Я днями, например, делал пранаяму и ряд мудр из «Хатха-йога прадипики», видимо Горакшанатх проявил милость и принял мои аскезы. Но при этом я себе весьма сильно подорвал здоровье. Если бы у меня был тогда нормальный Гуру, я, может быть, смог бы тогда достичь и большего, без нежелательных последствий. Негативный опыт – тоже опыт, может, кому-то он в будущем поможет найти большее, хотелось бы в это верить. Так что мой совет для тех, кого йога серьезно интересует, – прислушиваться к тем, кто в определенных областях прошел больше, чем мы, по крайней мере, можно много ненужного избежать. Это ведь просто разумно.

« Последнее редактирование: Июнь 06, 2008, 23:33:59 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.