Адеш!
Лично я считаю, что многое зависит от преподавателя и ученика. Природой предусмотрено, что человеческому позвоночнику свойственно поворачиваться, но смотря какому и как. Можно повернуться без рычага. В Индии йога натхов никогда не была физкультурой, меня, к примеру, сложно упрекнуть в том, что я учу экстремальным асанам, у нас задачи другие, носят больше психо-энергетический характер, поэтому споры и войны пусть ведут те, кто преподавали и преподают экстрим. Шаткармы, вьяямы, асаны, пранаямы (кумбхаки) у натхов существуют, для того чтобы очистить тело-храм, для раскрытия Кундалини-шакти. Сами асаны – не самоцель, кроме сиддхасаны и падмасаны, в которых нужно научиться ровно и комфортно сидеть, уравновесив токи праны в теле. Цель хатха-йоги у натхов – привести прану и сознание к полной интеграции. Как вы к этому придете, неважно, кто-то может обходиться вообще без тренировочных асан и будет в большей степени хатха-йогином чем тот, кто парится над тем, какой подготовительный подход правильный, а какой нет, не направляясь к самой цели хатха-йоги. Я всегда говорил и говорю о том, что идеологическая часть йоги важна, кто-то понимал, а кто-то были и остаются "великими мастерами и практиками". Поэтому для меня ситуации со спорами на тему правильной подготовки – неудивительны, у кого-то пройдут еще годы битв за их многочисленные истины и открытия – флаг им в руки. Что касается меня, я как учил традиционному подходу йоги натхов по всем правилам, несмотря на то, согласны со мной или нет, так и буду учить. Многие, например, были против того, чтобы мной использовались термины «Гуру», «бхакти» и даже индивидуальность в обучении, с соответствующими требованиями к ученикам. Но я считаю, что йога – это духовный путь в первую очередь, и важна чистота в этикете между Учителем йоги и учеником, это правильно. Без таких отношений нет доверия, а без доверия никто и никогда вам не раскроет все ключи практик. У натхов полностью другой подход, но не в асанах, а в системе обучения, поэтому проблем в виде споров, какие асаны лучше, а какие хуже, быть не может. Настоящий Гуру никогда не пожелает плохого своему ученику, настоящему ученику. Во всех остальных случаях травмы неизбежны, хоть какие устанавливай правила. Я видел случаи, когда люди получали травмы от того, от чего просто невозможно травмироваться, и наоборот, есть те, кто делали сложные асаны, и все было нормально.
Что касается текстов – они важны, когда есть Гуру, который может их адекватно разъяснить. Есть тексты, где вообще все асаны критикуются, например, "Сиддха-сиддханта-паддхати", который более чем авторитетен, другие и вовсе предписывают одну, пару или тройку асан, третьи говорят, что нужно выполнять 15 асан, иные – 28 (Рудра-ямала), 32 асаны, 84 асаны..... Из этого всего можно нагородить самые разные противоречивые теории на тему того, что делать, а что нет. Можно вывести теорию не только о том, что скрутки и прогибы опасны, но и наклоны, только потому, что какие-то тексты рекомендует делать только сиддхасану или падмасану. Все, что я могу посоветовать, найти себе реализованного Гуру в традиционной линии и полноценно изучать у него йогу, на уровне доктрины и ее практики. Или, систему экзаменов в обучении преподавателей йоги можно сделать с более конкретными требованиями. Знание физиологии, истории йоги, фундаментальной доктрины, умение общаться с разной категорией людей, практическое прохождение карма-йоги, практическое прохождение ретритов с последующей экзаменацией от мастера. Сейчас йогу преподают все кому не лень, её может преподать бывший гимнаст "с хромающей" ямой-ниямой и духовной стороной йоги. Если с этим кто-то не согласен – нечего жаловаться, вам был дан шанс идти верным путем, но вы выбрали то, к чему пришли. Кто же тогда виноват?