Адеш!
Конечно, если сказать совсем прямо, то йога от Кришнамачарьи - нетрадиционная. Во-первых это линия Панчаратры, в которой при настоящем посвящении дается брахманический шнур. Винийога - это то, что входит в пуджу, в себя она включает имя Риши мантры, имя Деваты мантры, метрический размер мантры, биджу, шакти, килаку, но не набор физкультурных движений. Вдобавок ко всему, Сурья-намаскар, которой учит П.Джойс, это просто его изобретение: странно что некоторые из русских, получив от него право преподавать, утверждают, что они единственные в СНГ, кто представляет традицию Аштанга-виньясы. Традиции там никакой нет, потому что набор физических упражнений не является традицией. Сурья-намаскар вообще древняя брахманическая садхана, где просто рецитировали двенадцать мантр, посвященных Сурье, естественно, раньше никаких там движений не было в виде выпадов, прогибов и т.п. Это была просто мантра-садхана, она и по сей день в настоящих духовных линиях таковой остается. Если же взять виньясы П.Джойса, там нет даже этих мантр. Да и причем там Аштанга, если П.Джойс учит только одной анге - асане+удджайи: это с традиционной точки зрения не только нельзя назвать аштанга-йогой, но даже и хатха-йогой.
Хатха-йога состоит из следующих элементов: шат-карма, асана (некоторое их количество), пранаяма (такие как бхастрика, шитали, ситкари, сурьябхеда и т.д.), бандха (психофизические замки, перенаправляющие прану и ум в сушумну), мудра (жесты-положения тела, объединяющие прану и сознание на разных уровнях), наданусандхана (способ направления ума на звуковую вибрацию, с целью его растворения). Вот это основные элементы традиционной хатха-йоги Натхов, чего во многих, ныне придуманных школах, нет. Ну и еще, если, к примеру, взять на рассмотрение аштанга-йогу, то в яму и нияму входит масса важных элементов практики, например, ишвара-пуджана, составная часть ишвара пранидханы, джапа, хома и т.д. В связи с этим ученика должны учить правильно выбирать мухурту (время для практики той или иной пуджи или мантры). Т.е. нужно, чтобы Гуру обучал джьотишу. Всего этого нет ни у П.Джойса, ни у многих других Учителей разных современных школ, а следовательно, все они нетрадиционные, потому что не учат традиционным практикам, которые НУЖНО ДЕЛАТЬ.
С упомянутой линией Свами Шивананды ситуация примерно та же самая, хотя немного получше, чем с П.Джойсом, там, по крайней мере, обучают своей веданте, которой в принципе и должны учить, вместо хатха-йоги, особенно в ее гипертрофированных формах. Плюс, там передают дикшу. В веданте вся практика должна быть сосредоточена на брахма и атма-джняне, для их реализации существует шравана (слушание священных текстов из уст Гуру), манана (обдумывание) и нидидхьясана (медитация). На первом месте джняна, а никак не хатха-йога.
Знаете, мой Гуруджи верно сказал, когда к нему пришел один последователь Свами Рамдева: «Я знаю одно наверняка, практика йоги должна вести к обретению сиддх. Просто завязаться в узел - не показатель духовного совершенства человека и физического кстати тоже, многие из таких людей больные «с ног до головы». Они не понимают, что такое садхана, она их не интересует на самом деле, главные предписания к садханам они полностью игнорируют, так что традиционного в этом ничего нет».
Мне нравится как на тему фитнес-йоги сказал Ракеш Пандей: как оказалось лет 50 назад сами индусы не хотели, чтобы из их детей кто-то начал интересоваться йогой, потому что они прекрасно понимали, что йога - это именно садхана, а значит, человек не будет заниматься бизнесом. Нежелательно, если йогой заинтересуется сын, он ведь должен обеспечивать семью, в том числе и родителей. Такой факт является хорошим показателем того, что такое традиционная йога на самом деле. Сейчас, если вы зная хинди, поживете в индийском социуме, далекого от тех индусов, которые ориентированы на западных людей, то увидите, что под йогой они также продолжают видеть далеко не то, к чему привыкли многие западные обыватели. Конечно, в таком индуистском видении есть свои крайности, так же как и тантру они видят в основном как разные формы магических техник, ее редко кто соотносит с чем-то светлым и духовным. Но нельзя сказать, что они не правы, в тантре действительно много магизма.
Похожим образом дело обстоит с аюрведой, в Индии полно коммерческих центров, сотрудничающих с западными странами, сейчас и в России полно деятелей, причисляющих себя к традиционным спецам в аюрведе. Тем не менее, они не учат традиционной аюрведе, потому что в ней значительная часть, например, посвящена тому как лечить болезни, вызванные влиянием духов или сглазом. В традиционной аюрведе есть немалые разделы по этой области, где рекомендуют тарпану делать, специальные пуджи и т.д. Но разве этому кто-то учит в попсовых центрах? Нет. То же самое в области джьотиша, натья-видьи и др., есть аспекты, которым должен учить Гуру, там есть свои линии передачи. Одним словом, если вы в Индии встречаете большие, развитые центры, где учат йоге или аюрведе, это не показатель того, что они по-настоящему традиционные и обучают всему тому, чему должны учить согласно своим традициям. Во многих настоящих школах вообще в ученики могут не принять сразу, в лучшем случае, могут сказать, что ты -ученик, но учить начнут потом, когда ты докажешь, что нормальный человек и не доставишь проблем. Это же логично, любой человек в здравом уме мыслил бы точно так же.