Адеш!
Веданта признает важнейшей целью - достижение освобождения как видеха-мукти (с оставлением тела), а натхи, наоборот. Конечно, обе традиции признают, что существует дживан-мукти и видеха-мукти, но у них разные взгляды на такие состояния освобождения. Веданта считает, что выше пути джняны нет ничего, джняны в смысле познания Брахмана (брахмаджняна). Веданта признает карма-канду, упасана-канду, но она их считает стадией подготовки к джняне, также веданта относится и к хатха-йоге. Большая часть ведантических Гуру понимают натховскую кайя-садхану в своем ключе, который сильно отличается от нашего видения. Ряд основных ведантических линий отрицают мир, считая его иллюзией, что отличает их от натхов, шакт и тантриков. В целом, веданта опирается на Веды, упанишады, Бхагават-гиту и Веданта-сутру, составленную Вьясой, который систематизировал все ведические знания. Вообще, говорить о веданте можно много, так как она одна из самых крупных традиций в Индии, ну, и еще, она разветвляется на разные течения, чьи воззрения разнятся, начиная от радикального отрицания мира и заканчивая вполне тантрическим взглядом. Я уже в каком-то постинге писал о дашанами, десяти орденах, основанных Шанкарачарьей, что он поделил их, семь из них второстепенные - это братства «акхара», а три - наиболее значимые. Вот, как раз Свами Шивананда из ордена Сарасвати относится к последним трем. Они строгие приверженцы джняны и, конечно, хатха-йога там, по идее - наносной элемент. Да, так и есть, по сути, то, что сделал Свами Шивананда - это его новая линия, он был медиком до принятия санньясы и может быть по этому сделал акцент на йога терапии. Но, знаете, эти многочисленные приписывания хатха-йоги Шивананде для меня лично весьма спорны, мои посещения храма Шивананды, предназначенного для хинду, показали иное. Так вот, если какие-то йогические или близкие к ним практики на самом деле и есть, то они в каком-то виде могут быть скорее у нага-баба, связанных с семью акхара. Так как наги до Шанкарачарьи были связаны с нашей линией, а именно с пантхами Горакшанатха, такими как Равал, почитающих Даттатрею, Наганатха. Многие обряды у нага-баба схожи с нашими, например, шамбхави-пуджа. Но сейчас прошло столько времени, многое поменялось, в Индии до нашествия мусульман индусы вообще не особо старались вести статистику и хронологические летописи. Поэтому многие сампрадаи мы можем просмотреть только в нашей эре, например, многие западные ученые просто игнорируют множество данных, заявляя о датах явления Горакшанатха, о том, что сампрадая относится к 12 веку. Но эти данные, на самом деле, высосаны из пальца, натянуты на настоящую историю. Наги - это древняя линия, как и натхи, которые существовали задолго до нашей эры. С приходом Шанкары многие натховские практики перекочевали в его ордена семи акхара. Вот на эту категорию садху, веданта, в своем основном виде, повлияла меньше, но к ним относились в линии Шанкары, как к людям второго сорта. Туда принимали шудр, вайшью, кшатриев или перебежчиков из других духовных линий. А вот основу у них составляли санньясины, принятые из брахманских готр, те, которые носят данду. Я точно всех деталей не могу сказать, но, вероятнее всего, у них, как и у нас, садху поделены на две категории, у нас это аугхары и даршани (канпхата), а у них - наги и дандины. Носители данды - это люди с крайним отрицанием мира, у них масса правил, которые нужно соблюдать, по идее, им не до того, чтобы учить других ныне модной йога-чикитсе, аюрведе и т.д. Какая может быть аюрведа, если дандадхарины должны питаться только бхикшей из пяти домов и при этом все смешивать так, чтобы не было никакого вкуса. У них и так образ жизни крайне аскетичный, поэтому они, если и делают какие-то садханы, то с минимальными действиями, это исключительно медитативные практики.
Основная ведантическая практика строится на шраване, манане, нидидхьясане. На четырех средствах спасения, согласно ведантическому учению:
1) вивека или нитья-анитья-васту вивека (различение того, что вечно, а что -нет),
2) вайрагья.
3) шат-сампат (шесть добродетелей) таких как: отрешенность (упарати), терпение (титикша), практика сосредоточения (самадхана), равное отношение ко всему (шама), терпение (титикша), вера (шраддха).
4) мумукшитва (стремление к мокше).
Что касается Аллама Прадхудева, наши Гуру говорят, что он был натхом, но знаете, не стоит удивляться, что у лингаятов может быть противоположное мнение, тоже самое с Джнянешваром или сиддхами, которые числятся у буддистов ваджраяны, такими как Нагарджуна, Хади, Луихпа, Вирупакша и др., включая даже самих Матсьендранатха и Горакшанатха.