Адеш!
Мне Гуру показывал собственно разработанный стиль на основе движений из индийских танцев, суть его в том, что сначала повторяется мантра «шивохам», а потом, в состоянии осознавания себя как Шивы, выполняются движения. Каждое движение - это мудра и принцип, через который создается и разрушается его собственная реальность. Пока я не стал разучивать эти движения, просто разобрался в самом принципе, Гуру его называет криятмака-самадхи. В принципе, ничего нового, подобное есть в Кашмирском Шиваизме, когда все изменения нужно рассматривать как природу Шакти, находящуюся в тончайшей, вечной реальности своего Атмана. Логика тут проста и сложна, мир трансформации позволяет раскрыться и выявиться высшей природе Атмана, при этом именно так и получается, что участие в жизненных процессах, погружение в них (самавеша) ведет к тому, что вы достигаете самадхи. Причем это самадхи может вызвать те же самые состояния, которые достигают йогины, сидя в пещерах, когда приостанавливают дыхание. Конечно звучит абсурдно и непонятно, каким образом такое состояние можно достичь, например, находясь в социальной деятельности? Но мой Гуру утверждает, что можно, что все многочисленные пуджи и подготовительные йогические практики именно к этому состоянию и ведут. Все практики в Натха-сампрадае, при их качественной реализации, ведут к такому уровню, что все ваши действия, даже такие, которые, казалось бы, никак не связаны с садханой, превращаются в садхану. Тут большую роль играет и мировоззренческий уровень, который при правильной йогической и тантрической подготовке становится достаточным для того, чтобы всю сферу социальной деятельности рассматривать как непрерывную духовную практику. Для этого нужно переосмыслить очень многие йогические понятия, о которых, как нам кажется, мы имеем исчерпывающие представления, такие как асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, самадхи. Многие люди, в увлеченности какой-либо деятельностью, могли заметить, что у них на время замирает дыхание, при состоянии сильного вдохновения, при предельном внимании и осознанности, при расширенных состояниях сознания, которые иногда могут случаться в ситуациях, где, казалось бы, их быть не может. Такие состояния были практически у всех, но в большинстве случаев, они, как правило, очень фрагментарные, после них ум опять приходит в противоположное состояние. Задача практики Криятмака-самадхи - научиться мир воспринимать как разные виды шакти и для этого нужна подготовка, конечно, такого рода практикам нужно учить лично. В зависимости от общего духовно-мировоззренческого и психо-физического уровня человека, достичь способности к такой практике ученик может от сорока дней специальной подготовки. Этому может научить только тот, кто сам овладел ею, и никакие распространения, вроде духовного маркетинга, тут не работают. Я не против маркетинга, но йога может быть разного уровня и мы должны понимать и различать разные системы обучения, для разной категории людей. Суть практики заключается в том, чтобы сделать все дневные активности способными раскрыть состояние сушупти. Т.е., нужно углубить ту йогическую практику, которую, большинство людей занимающихся йогой, редко связывают с повседневной жизнью, и повседневную жизнь научиться направлять на то, чтобы она способствовала усилению состояний, получаемых во время практики йоги. В результате такого подхода, появляется нечто, что охватывают сферу тонкого и физического плана. Подобные практики есть в Кашмирском Шиваизме и, как мне кажется, я их понимаю, так как общался на эту тему с Марком Дичковски, Камалакаром Мишрой, но, все-таки, Гуруджи Аведьянатх и Махешнатх, мне помогли эту практику сделать реально применимой. Она относится, если соотносить с КШ, к анупае. В ней поводом для практики может стать все, но в тоже время эта упая часто описывается в текстах КШ как практика без метода. Линия Пратьябхиджни ориентирована на самораспознавание своей вечной природы Шивы, посредством всех объектов мира, как энергий Шивы. При этом большую роль играет шактипат или ануграха-шакти, которая нисходит посредством Гуру, интересно то, что в этом Пратьябхиджня один в один имеет сходство с подходом Натхов. Собственно, если бы в Индии ситуация с Кашмирским Шиваизмом обстояла бы так же на уровне ритуалов, было бы все «отстроено» как и у натхов, то я, возможно, и выбрал бы Кашмирский Шиваизм. Но, так как натхи, проявлены масштабней, я выбрал Натха-сампрадаю, хотя, сами практики КШ, на мой взгляд, имеют к нашей линии прямое отношение. Я думаю их можно реально применять. Некоторые труды КШ, такие как Махартха Манджари, изданы при содействии горакхпурского храма и прокомментированы, многие натховские Гуру ряд известных тантрических текстов относят к ордену натхов. В традиции есть разные практикующие садху, большая часть безграмотные, они не знают санскрит, считают, что тантрические практики сложные, но, несмотря на это, среди них много достаточно духовных людей. Они, в основном, ориентированы на серьезный тапас. Есть и такие, кто практикует тантрические методы на подобии тех, что описаны в текстах КШ, просто таких учителей не много. Многие мои Гуру, такие как Виласнатх, Махешнатх, Шантинатх и др., понимают доктрину каулов и трики, считают, что их методы имеют отношение к натхам.