Ишварананданатха писал(а):
"Во втором разделе Деви-Махатмьи речь идет о борьбе Дурги с Махишасурой, буйволообразным демоном, который даже внешним обликом больше напоминает христианского дьявола, он символ пороков уже другой части, это пороков витальных, пороков, связанных с инстинктивной, низшей природой человека. Не только человека, но вообще всех существ. Махишасура также как буйвол, он символизирует тупость, идет напролом, выставив вперед свои рога, пыхтит, так и Махишасура здесь — символ необузданной гордыни и который готов растоптать, разнести все на своем пути, все, что мешает ему удовлетворять свои инстинкты и желания. Поэтому в человеке этот план уже спускается ниже, это план тела эмоций, сукшма-шариры с центром в анахата-чакре или в Вишну-грантхи. Это уровень витальных энергий, или жизненных энергий, пранических энергий, уровень тонких материй, тонких энергий праны, которые дают жизненную силу всем, но это не план души, это не план грубой материи, но и не план души, не план сознания, а именно витальных, тонких энергий, с которыми чаще всего работают экстрасенсы, или кто-то ощущает их в теле эмоций.
По гунам, или качествам Пракрити, или материальной природы, этому плану соответствует план раджаса, или план страсти, план активности и деятельности. Если в первом разделе Деви-Махатмьи Деви, или Богиня выступала в Своей такой высшей форме космической, как бы стояла за кадром, не видна была, только к Ее Силе обращался Создатель Брахма, то здесь уже речь идет о Ее воплощениях, известных как амша-рупа, то есть частичное проявление, и вот сейчас рассмотрим сам эпизод и с чего начинается, о чем говорится в этом разделе Деви-Махатмьи.
Во времена древние Махишасура - повелитель демонов, асура, и Индра, повелитель богов, воевали друг с другом в течение целой сотни лет, божественных лет. Армия небожителей, божеств была побеждена воинственными асурами. Победив всех девов, божеств, Махишасура стал повелителем небес. Изгнанные с небес боги, предводительствуемые Брахмой-Создателем, отправились в места, где пребывали Вишну и Шива, и боги поведали им в деталях все, что случилось о том, что учинил по отношению к ним злостный Махишасура.
И вот как бы боги рассказывают дальше:
"Он, Махишасура, узурпировал себе функции Сурьи - Бога Солнца, Индры, Агни, Вайю, Чандры, Ямы, Варуны и прочих богов. Изгнанные с небес злокозненным, злодушным, злонравным Махишасурой, сонмы богов скитаются теперь в более низших мирах, как обычные смертные. Да будет ваша воля на то, чтобы вы придумали что-нибудь, чтобы восстановить мировой закон".
Космос так устроен, как макрокосм, глобально, так и микрокосм, отдельно взятое тело любого существа, в диалектическом единстве противоположностей. В человеке и в космосе силы хаоса и силы порядка находятся в относительном балансе. Они иногда с попеременным успехом перетягивают чаши весов, но абсолютного зла нет нигде, даже в аду. В этом смысле как бы не существует абсолютно изолированного от Бога ничего. В человеке асурические, демоничные энергии, то есть энергии, которые тянут человека удовлетворять грубые инстинкты - это тяга к разрушению, к хаосу, к злу, насилию, нарушения законов гармонии - они представлены каналом Пингала в тонком теле или каналом таких буйных энергий, энергии страсти. И этот канал Пингала, он как бы и есть путь, или место, где проявляются асурические энергии в человеке. Канал Ида - противоположный, левый канал - это канал дэвовских или ангельских, божественных энергий в человеке. Есть срединный канал - канал Сушумна, осевой канал, в котором сознание превосходит собой эту постоянную нестабильную борьбу дэвов и асуров. И во эта борьба, которую описывает Деви-Махатмья и другие мифо-поэтические сказания индуизма, она описывает не только процессы, которые идут в глобальном космосе - вечная борьба жизни и смерти, добра и зла, всех пар противоположностей, но и в человеке это происходит, как мусульмане называют - внутренний джихад, внутренняя священная война. Или подчиняться голосу совести, голосу души и через нее - законам Бога, Его воле, или подчиняться голосу своей скотской природы, низшей, голосу своих инстинктов, с эгоцентризмом смотреть на что-то. Постоянно идет борьба, выбирание в человеке: или чувство мира или гармонии, или наоборот опускаться во зло. И вот этот закон мировой, который поддерживает эти энергии - асурические и девовские - в стабильности и равновесии называется Рита-дхарма, Мировой Закон, Закон Космического Равновесия. И асуры нужны для мира и дэвы нужны, поэтому семь низших чакр, ниже муладхары - это выходы в миры асуров, в миры низшие, нижние астральные или адские миры. Через каждую из эмоций негативных, таких как похоть, гнев, зависть, гордыня, склонность к убийству и насилию - вот это все энергии возбуждают низшие чакры и через них дают питание демонам. Светлые более эмоции: открытость, дружелюбие, терпимость, покой, сострадание, знание, радость - вот эти качества, они связаны с более высокими чакрами. Нарушение баланса между дэвовскими и асурическими энергиями приводит к тому, что мир входит в нездоровое такое соотношение, перекос резкий. Бог не отрицает право на существование ни за богами, ни за демонами. И те и те созданы как бы, как две пары противоположностей. И те нужны, и те нужны. Асуры нужны для мировой гармонии не меньше, чем девы, но в определенных рамках. То есть Бог создал демонов, как один из видов существ для того чтобы, во-первых, демоны выполняли функции наказания грешников в адских мирах, во-вторых, демоны искушали праведников в других мирах, чтобы испытывать степень серьезности их веры, преданности, любви к Богу, зрелости и души, разума. То есть, демоны имеют и определенные положительные функции, они как бы выполняют «черную» работу такую, в определенных рамках, но они становятся опасными и вредными для других существ, когда выходят за рамки своих нижнеастральных, или адских миров и через посредство грешников и злонравных людей врываются как бы в миры богов, в райские миры или миры людей, то есть когда берут на себя больше. И вот здесь символически, языком мифа, вот в форме битвы Махишасуры и Индры показано, что асуры вырвались из ада и вторглись в сферы богов, нарушили баланс, то есть, привнесли свои хаотичные энергии деструктивности, разложения в миры, посягнули на не свое имущество. И теперь как бы дэвы, они не просят уничтожить совсем асуров, они просят просто восстановить мировой порядок и закон равновесия, чтобы асуры снова убрались в Паталу, в низшие миры, падшее место и не мешали богам, дэвам, ангелам выполнять свою функцию. То есть то, что в индуизме называется словом «дева» — «сияющие, боги», это то, что в иудейской, христианской, мусульманской религии называется ангелами, а асуры, наоборот, соответствуют христианским бесам, демонам, хотя они есть разные, то есть не в се асуры отвратительны на внешний вид и как-то совсем уж злы. Буддисты их называют «ревнивыми богами» или боги завистливые.
Ну, то есть, это как бы те же боги, те же ангелы, те же девы, только в другом своем измерении, склонные ко злу, насилию, разрушению, то есть отвечающие везде за разрушение. Так и в мире: когда светит солнце и дает достаточно тепла и света, мы говорим, что бог Сурья - божество Солнца находится в своем дэвовском или ангельском аспекте, когда Солнце иссушает, порождает засуху, испепеляет, дает солнечные ожоги или действует явно как разрушающее начало, то мы говорим: «Все, в Сурье стал преобладать асурический аспект». Поэтому каждое божество как бы имеет две половины, две тенденции: девовскую и асурическую, и поэтому между ними нет жесткой границы, силы их примерно равны, вопрос в том на что они направлены.
Пойдем дальше. Выслушав эти слова девов, Вишну разгневался и также и Шива. Их лики помрачнели от гнева и тогда великое сияние, великая энергия света изошла от лика Вишну-Вседержителя, исполненного интенсивного гнева, и от лика Брахмы, от лика Шивы. Глядя на Них также тела прочих богов испустили теджас. «Теджас» - это труднопереводимое на русский язык слово. «Теджас» означает буквально и «жар» и «сияние» и «свет» одновременно. Это некое излучение, которое обладает одновременно светимостью, как свет, одновременно жаром, как огонь и одновременно силой, энергией. То есть все боги здесь в состоянии гнева испустили сат-теджас, то есть энергию. И далее описывается, что эта энергия сконцентрировалась, уплотнилась и стала принимать очертания гигантской женщины. Так вот все боги, соединив свою силу воедино породили форму Богини, которую назвали Дургой, то есть трудноодолимой, непобедимой, труднодосягаемой. Так возникла форма воинственной Богини, Богини-Воительницы, вот та форма Дурги, которая в праздник Наваратри.
И дальше описывается, что от излучения, которое дал Шива - у Дурги образовалось лицо, от излучения Ямы, бога смерти, у Нее образовались волосы, и также аналогично все остальные члены или части тела образовались от теджаса прочих божеств. Далее, рассказывает сюжет, как боги наделяют Ее всеми видами оружия, всеми атрибутами. Кто из них какие украшения подарил, какие виды вооружения, у Нее восемь рук и в каждой из них Она держит какие-то атрибуты.
И потом, так одарив Ее, боги воскликнули: «Да победишь Ты»! И Богиня издала угрожающий клич, отхлебнула хмельного напитка из чаши, расхохоталась ужасающим смехом, от которого сотряслись миры и тогда демон Махишасура, повелитель демонов услышал это и отправил посланцев своих, одного за другим, посмотреть, что это такое, откуда это издается этот возглас, и тут демоны увидели гигантскую Богиню, Которая своими руками затмила, заполнила все пространство и они доложили Махишасуре. Тогда Махишасура посылает своих асуров сразиться с Ней, окружить Ее и уничтожить. Но в поединке Богиня уничтожает этих посланцев Махишасуры. И так вторая глава Деви-Махатмьи целиком этот процесс описывает, она так и называется: «Убиение воинства Махишасуры». То есть, Она исстребила всех собственно подчиненных Махишасуре демонов, всех, кто бросились к Ней сражаться.
В третьей главе Махишасуре ничего не остается, как самому отправиться на битву с Ней, и вот здесь описывается очень интересным языком, что "...разъяренный Махишасура, сокрушая все на своем пути, ринулся на Богиню, от пыхтения его морды вырываются вихри, которые сносят на пути горы, рогами он извергает твердь небес, когда он бьет хвостом по морю, возникает шторм, когда он бьет копытами, когда несется по земле в образе гигантского буйвола, то начинается землетрясение, сокрушаются горы, образуются трещины. Но действительно, когда в мире происходит извержение вулканов или любые такие сильные, что называется, капризы природы: штормы, цунами, землетрясения, то мы говорим, что преобладают асурические энергии. И вот действительно, Деви-Махатмья мифо-поэтическим языком тоже описывает процессы, которые мы можем лицезреть в космосе, везде, где хаос и деструктивность. Также революции, войны - это все не только люди учиняют, но любое кровопролитие, любое свержение властей, любое разрушение, преобразование - это жертвоприношение, при этом высвобождается энергия и кто-то ей питается. И питаются ею, действительно, гигантские, великие демоны - асуры. Поэтому любимцами асуров всегда являются в мире кто - уголовники, какие-нибудь убийцы, грабители, насильники, ну все, кто как раз проводит эти энергии и, давая как бы выход своим негативным демоничным энергиям они посылают и жертву, энергию питания обитателям адских сфер - асурам, демонам.
Поэтому, когда в мире становится слишком много злонравных людей, которые нарушают законы природы, законы Бога и закон равновесия в себе хаотичных и созидательных энергий, они вольно-невольно служат демонам не только своим инстинктам, но и демонам.
И вот , в поединке с Махишасурой, Богиня убивает его. Отпив вино, Она отсекает буйволу Махишасуре голову мечом, но тогда Махишасура сбрасывает с себя буйволиное обличие и предстает в своем подлинном асурическом обличии. Он изображается на образах-иконах, где изображается Дурга Махишасура-мардини (Убийца Махишасуры), как буйвол с отрубленной головой, из которого высовывается такой разъяренный демон с темным телом со скрежещущими от злобы зубами, и Дурга поражает его либо копьем, либо гигантским трезубцем.
На этом заканчивается третья глава Деви-Махатмьи и вторая глава второго раздела. И в четвертой главе боги воспевают Богине гимн хваления, гимн благодарения за то, что Она для них сделала. Этот гимн называется «Шакрадидевистути», то есть гимн, воспетый Богине Шакрой, то есть Индрой, и другими обитателями небес".
Продолжение следует