Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Что значит лайя-йога? (архив)  (Прочитано 4821 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Lalita

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 137
    • Традиция натхов
Что значит лайя-йога? (архив)
« : Ноябрь 16, 2006, 10:56:18 »

 
mech i magia писал(а):
 
Здравствуйте, уважаемый учитель и мудрец Матсьендранатха, прошу Вас просветить меня, неразумную душу, что же это за йога и с чем ее едят   
Мне просто очень интресно стало после прочтения этих шлок:

Цитировать
Лайя-йога

14. Лайя-йога – это полное растворение (лайя) субстанции ума (читты). Это достигается через санкеты (условия и состояния, в которых ум сосредотачивается). Адинатха преподал восемьдесят миллионов санкет различным ученикам.

Санкрити спросил:

Почтенный (Бхагаван), скажи мне! Кто такой Адинатха, и как Его распознать?"

Даттатрея:

15-17. Адинатха, Шива, Ишвара и т.д. – это также имена Махадэвы. Странствуя в горах Шрикантхи и совершая Свои лилы (дивные деяния) со Своей женой Гаури, Он из сострадания преподал по одной из санкет каждому из лидеров праматхов, Его ганов (слуг), в белоснежных горах (Гималаях) на пике Читракута, который был окружён банановым лесом.

18. Невозможно объяснить все из них (санкеты) подробно. Поэтому Я постараюсь изложить некоторых из них, которые могут практиковаться легко.

19. Первая санкета – шунья-медитация (пустота), которая может называться трансцендентальной медитацией. Это первая санкета, преподанная Адинатхой, и она может практиковаться везде, стоя или идя, во сне или во время приёма пищи.

20. Следующая санкета состоит в медитации целеустремлённого (матрена) обращённого внутрь (хьяпара) лицезрения (дришти) вершины носа (наса-гра). Третья состоит в сосредоточении ума в задней части головы, и этой практикой возможно преодолеть смерть.

21. Следующая санкета состоит в сосредоточении видения между двумя бровями. Санкеты медитации и сосредоточения ума на лбу или около бровей также превосходят остальные.

22. Сосредотачивать глаза и ум на большом пальце левой или правой ступни, лёжа на земле лицом вверх в позе трупа – это также хорошая санкета. Если йог практикует её в одиноком месте, держа своё тело в ненапряжённом положении, он обретёт сиддхи (успех).
 
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6471
    • Традиция натхов
Re: Что значит лайя-йога? (архив)
« Ответ #1 : Ноябрь 16, 2006, 10:58:16 »

Джайя Горакшанатх!
Сапрема намаскара «ММ»!
В текстах натхов обычно перечисляются 4 вида йоги, которые ведут к обретению самадхи. Эти йоги - мантра, хатха, лайя и Раджа-йога; мантра-йога ведёт к махабхава-самадхи, хатха-йога - к Махабодхи, Лайя-йога - к Махалайя-самадхи, Раджа-йога - к Кайвалья-мукти. В «Гхеранда-самхите» перечисляются много разновидностей йоги и самадхи, которое обретается в результате их практик. С одной стороны некоторые учителя считают, что упомянутые разновидности йоги являются последовательностями «крама», в зависимости от уровня адхикара (практикующего), тем не менее, не возможно эти практики поделить на высшие и низшие ибо любая из этих практик может привести к состоянию полной духовной реализации. Поэтому, натхи не расматривают хатха-йогу или лайя-йогу как низший этап практики, так как сказанно: «без хатхи - не может быть раджа-йоги, а без раджа-йоги - хатха-йоги». Каждая из йог содержит в себе в той или иной степени опыт и методы всех остальных видов йоги. Многие религиозные традиции, которые заимствовали методы йоги у натхов и сделали йога-садхану частью своей духовной практики, привнеся много дуалистическийх представлений в саму практику и мировоззрение йоги. Натхи же, никогда не считали и не считают, что какие-то методы являются низшими, просто результат той или иной практики зависит от самых различных факторов, правильно которые не может понять обыватель. Поэтому, очень важно, чтобы садхана строилась в соответствии с тем, как обучает истинный Гуру. Только в этом случае практики будут результативны.
Итак, Лайя-йога. Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысячь практик Лайя-йоги, основная из них - это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада - это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало)- развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванью узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» - завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы.
Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.
Ссылка с «санкетами», которую Вы упомянули, перечисляет сосредоточения на том, что Горакшанатх называет «шодаша-адхара» (16 опор для ума). Адхары - места в теле (пинда), где отражается (бимба или абхаса) сияние трансцендентного света сверхсознания (пракаша или парасамвит). Эти адхары так же используются для сосредоточения сознания, в практике йогических мудр и бандх, например упомянутое сосредоточение на большом пальце ноги, в «сиддха-сиддханта-паддхати» оно описанно как сосредоточение на падангуштадхаре и виденье Теджа-майи. Затем на вершине носа – «это четырнадцатая адхара (капата-адхара), на которой следует зафиксировать взгляд. По прошествии шести месяцев (садхака) узрит объём света (джьоти-пунджа)». (2. 23 ССП). Сосредоточение в межбровье, на месте бхрумадхьадхара. «Двенадцатая (бхрумадхьядхара) адхара - между бровей. Там следует сосредоточенно созерцать круг луны – (тогда садхака) чувствует (приятную) прохладу». (2.21 ССП).
 
Цитировать
Сосредоточение ума на лбу
 

есть - «пятнадцатая (лаладхара)- адхара лба. Посредством восприятия там объёма света (садхака) становится подвижником». (2.24 ССП). Под вниманием
 
Цитировать
на задней часте головы

, подразумевается «брахма-гуха», место, куда направлено «бинду», контроль бинду ведёт к бессмертию, поэтому и сказано, что йог может преодолеть смерть. Подробно всё это может разъяснить только Гуру и только НАСТОЯЩЕМУ ученику. Для просто интересующихся, я могу только теоретически осветить основные аспекты в общих чертах.

Вот такое определение Лайя-йоги и её процессов даётся в текстах:
«Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз - это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь - всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги". ("Йога-Таттва-Упанишада», 23, 24)

«Шива возвестил много истин - таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». ("Гхеранда Самхита", 7.22 , Гхеранда)

«Когда прана достигает недвижности - это рассвет лая-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». ( Йога-биджа 151, Горакшанатх)

«Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайа? Лайа не возвращает в мир чувств, Лайа оставляет объекты опыта». (12-13 Хатха-йога ратнавали Шриниваса).

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них - путь Нада". (Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика», 4.65)

«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньёй (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение - лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». (Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.99)

«Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум - владыка, владыка ума - прана, владыка праны - лая, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». (132-135 Горакша-вачана-санграха, Гороакшанатх.)

В завершающей стадии Лайя-йоги, йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. Горакшанатхом, в «сиддха-сиддханта-паддхати» сказано: Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро (Вьяшти-пинда) и макрокосм (Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём.

Спасибо за вопрос!
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.