Джайя Горакшанатх!
Сапрема намаскара «ММ»!
В текстах натхов обычно перечисляются 4 вида йоги, которые ведут к обретению самадхи. Эти йоги - мантра, хатха, лайя и Раджа-йога; мантра-йога ведёт к махабхава-самадхи, хатха-йога - к Махабодхи, Лайя-йога - к Махалайя-самадхи, Раджа-йога - к Кайвалья-мукти. В «Гхеранда-самхите» перечисляются много разновидностей йоги и самадхи, которое обретается в результате их практик. С одной стороны некоторые учителя считают, что упомянутые разновидности йоги являются последовательностями «крама», в зависимости от уровня адхикара (практикующего), тем не менее, не возможно эти практики поделить на высшие и низшие ибо любая из этих практик может привести к состоянию полной духовной реализации. Поэтому, натхи не расматривают хатха-йогу или лайя-йогу как низший этап практики, так как сказанно: «без хатхи - не может быть раджа-йоги, а без раджа-йоги - хатха-йоги». Каждая из йог содержит в себе в той или иной степени опыт и методы всех остальных видов йоги. Многие религиозные традиции, которые заимствовали методы йоги у натхов и сделали йога-садхану частью своей духовной практики, привнеся много дуалистическийх представлений в саму практику и мировоззрение йоги. Натхи же, никогда не считали и не считают, что какие-то методы являются низшими, просто результат той или иной практики зависит от самых различных факторов, правильно которые не может понять обыватель. Поэтому, очень важно, чтобы садхана строилась в соответствии с тем, как обучает истинный Гуру. Только в этом случае практики будут результативны.
Итак, Лайя-йога. Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысячь практик Лайя-йоги, основная из них - это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада - это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало)- развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванью узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» - завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы.
Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.
Ссылка с «санкетами», которую Вы упомянули, перечисляет сосредоточения на том, что Горакшанатх называет «шодаша-адхара» (16 опор для ума). Адхары - места в теле (пинда), где отражается (бимба или абхаса) сияние трансцендентного света сверхсознания (пракаша или парасамвит). Эти адхары так же используются для сосредоточения сознания, в практике йогических мудр и бандх, например упомянутое сосредоточение на большом пальце ноги, в «сиддха-сиддханта-паддхати» оно описанно как сосредоточение на падангуштадхаре и виденье Теджа-майи. Затем на вершине носа – «это четырнадцатая адхара (капата-адхара), на которой следует зафиксировать взгляд. По прошествии шести месяцев (садхака) узрит объём света (джьоти-пунджа)». (2. 23 ССП). Сосредоточение в межбровье, на месте бхрумадхьадхара. «Двенадцатая (бхрумадхьядхара) адхара - между бровей. Там следует сосредоточенно созерцать круг луны – (тогда садхака) чувствует (приятную) прохладу». (2.21 ССП).
Сосредоточение ума на лбу
есть - «пятнадцатая (лаладхара)- адхара лба. Посредством восприятия там объёма света (садхака) становится подвижником». (2.24 ССП). Под вниманием
на задней часте головы
, подразумевается «брахма-гуха», место, куда направлено «бинду», контроль бинду ведёт к бессмертию, поэтому и сказано, что йог может преодолеть смерть. Подробно всё это может разъяснить только Гуру и только НАСТОЯЩЕМУ ученику. Для просто интересующихся, я могу только теоретически осветить основные аспекты в общих чертах.
Вот такое определение Лайя-йоги и её процессов даётся в текстах:
«Лайя-йога восхваляется десять миллионов раз - это растворение сознания; идёшь ты, стоишь, спишь или ешь - всегда размышляй об Атмане (о том, кто воспринимает). Таков смысл Лайя-йоги". ("Йога-Таттва-Упанишада», 23, 24)
«Шива возвестил много истин - таких, как бессмертие растворения (Лайя-Амрита) и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко». ("Гхеранда Самхита", 7.22 , Гхеранда)
«Когда прана достигает недвижности - это рассвет лая-йоги. Посредством растворения (лайя) достигается счастье, высшее состояние блаженства собственной Сущности». ( Йога-биджа 151, Горакшанатх)
«Шри Адинатха объяснил один и четверть крора методов Лайи. Мы рассматриваем наданусандхану как наиболее эффективную из всех Лайа. Лайа-йога особенно превозносима. Но каковы характеристики Лайа? Лайа не возвращает в мир чувств, Лайа оставляет объекты опыта». (12-13 Хатха-йога ратнавали Шриниваса).
«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч путей Лайи. Главный из них - путь Нада". (Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика», 4.65)
«Звуки из Анахаты соединяются с Чайтаньёй (Чистое сознание), мысль поглощается (Паравайрагья) и прекращается, лишенная своих объектов. Это растворение - лайя, ведущее к высшему состоянию Вишну (Вишну Парампада)». (Сватмарама, "Хатха-Йога-Прадипика", 4.99)
«Благодаря недвижению ума достигается равновесие праны, благодаря этому бинду становится неподвижным. Благодаря неподвижности бинду обретается вечная саттва и бессмертие тела (пинда-стхайрья). Над органами чувств ум - владыка, владыка ума - прана, владыка праны - лая, эта лая заключена в наде. По устранении вдоха и выдоха, уничтожении стремления [ума] к объектам, йогин достигает растворения (лайя), свободного от движения и изменения. В спонтанно обретаемом состоянии лайи устраняются все санкальпы, порождающие всевозможную деятельность ума. Это состояние неописуемо». (132-135 Горакша-вачана-санграха, Гороакшанатх.)
В завершающей стадии Лайя-йоги, йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. Горакшанатхом, в «сиддха-сиддханта-паддхати» сказано: Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро (Вьяшти-пинда) и макрокосм (Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём.
Спасибо за вопрос!