Я думаю, вы абсолютно правы относительно рук при интенсивной практике пранаямы. С моей точки зрения, эти мудры заимствованы из тантры, и в самих текстах, посвященных в большей степени йоге, они фактически не упоминаются. Тексты, где акцент на йогические практики, переносят фокус на внутренние состояния, которые появляются при практике йоги, а кистевые мудры, если говорить именно об индийских источниках, в большей степени связаны с практикой ритуалов. Поэтому проще держать ладони при пранаяме так, как вам удобно.
Что касается джняна- и чин-мудры, в основном мне они встречались в книгах поздних авторов, очень похоже на недавние новаторства типа размещения 12 мантр почитания Сурьи в ряд полудинамических упражнений, которые ныне называют Сурья-намаскар. С джняна- и чин-мудрами, вероятнее всего, произошло что-то подобное. Большинство современных источников рекомендует одну мудру ладонью вверх, а другую вниз, а для чего они, видно из их названия - для обретения "знания" и для "размышления".
В общем-то это все, что пока можно сказать для ваших возможных поисков, выводов и решений что-либо делать или нет, ни больше, ни меньше.