Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Сарвангасана и Ширшасана  (Прочитано 9059 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

AirLion

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 120
Сарвангасана и Ширшасана
« : Июль 08, 2008, 12:54:44 »

Добрый день всем!

http://podduev.narod.ru/asana/shirsha.html

Удивлен нижеследующим текстом. Особенно про Сарвангасану. Всегда думал, что королевскими,если можно так сказать, считались падмасана с сиддхасаной. А тут такое...
Буду рад выслушать комментарии уважаемого гуруджи.

============================================================
В древних йогических текстах Ширшасану называют королем всех асан (Сарвангасану – королевой). Это одно из наиболее важных йогических упражнений, если не самое важное.

Ширшасана и Сарвангасана – две центральные позы Хатха-йоги, ян-иньская пара (первая возбуждает – мужское начало, вторая успокаивает – женское начало). Эти асаны дополняют друг друга, и для гармоничного воздействия на организм рекомендуется выполнять их в паре.

Это упражнение имеет несколько вариаций, которые иногда рассматриваются как цикл Ширшасаны.

Упражнение следует выполнять на коврике или шерстяном одеяле, сложенном вдвое или вчетверо. Места должно быть достаточно для кувырка через голову при потере равновесия в стойке. Для профилактики травм необходимо соблюдать симметрию при ее выполнении.

Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6508
    • Традиция натхов
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #1 : Июль 09, 2008, 13:18:24 »

Горакшанатхджи ко Адеш!

   Великие критики, пришел ваш час, я как часто тут отвечаю для вас опять, все снова и снова: «это большая тема» :41:.  Кругом шумит тишина. Ну, а если без шуток, что для меня бывает поверьте сложно, то попробуем поговорить серьезно :016:.

Во-первых, есть многочисленные определения практик йоги и самой йоги в сутрах Патанджали. Там с асанами-пранаямами все весьма просто. Это я о внешней простоте, в данном случае. Есть определение йоги и практик йоги по Матсьендранатху и Горакшанатху, это уже другая история. Так вот, классическая йога натхов - это йога «солнца-луны». Я забегу сразу наперед в более прикладную, а не сущностную часть, нигде в основных текстах натхов ширшасаны нет, но випарита-карани внимание уделяется и довольно часто. Но основная суть даже не в той випарита-карани, которая в виде перевернутого тела, а в том определении йоги натхов, которую называют «ульта-садхана»(садхана наоборот или обратная). Этот термин очень известный у натхов, потому что он дает понимание всех практик вообще. А именно, если все обобщать, главных практик получится две: Каулическая - Матсьендранатха и йогическая - Горакши, обе ведут к нивритти(возврату). В каулической ульта-садхане вы имеете дело с теми аспектами нашей жизни, которые(наоборот) в отношении привычной всем ортодоксальной религии, сюда можно отнести 5М, агхору и т.п. В йогической - тоже самое, ульта-садхана в том, что Вы делаете непривычные для обычного тела вещи, одной из таких вещей и является перевернутая випарита-карани. Как вам моя мысль? Ну, вы не подумайте что она абсолютна, это если крайне обобщить, йога и каулизм - понятия растяжимые, оба направления работают как с внешними лакшьями (объектами, на которых направлено сознание, так и с внутренними). Например, внешние вы переживаете как динамическую реальность в пустоте вашего сознания, а внутреннюю лакшью - как пробужденную Кула-кундалини, которая тоже становится (динамично-многообразной) при пробуждении. То есть, есть две практики: энергии шакти и пустоты-сознания. С шакти мы разобрались и понимаем, что она бывает внешней и внутренней, с «пустотой-сознанием» тоже самое. Неслучайно Матсьендранатх( Мачендра, Мачанда, Минапа, Луипа, Локанатх, Авалокитешвара) был еще и буддистом, который известен доктриной о пустотности явлений мира. Горакша учил о пустотности тела «шунья-рупа», потому его называют «шунья-путра» (сын пустоты). Как бы там ни было, оба Гуру учили о том, что вся вселенная и все тела есть разные состояния энергии и сознания, рупа-арупа. Бессмертие, высшее совершенство достигается тогда, когда между этими полярностями реализуется равновесие. Т.е. луна становится солнцем, а солнце - луной, форма становится пустотой, а пустота - трансцендентной формой, двайта-адвайта бибарджита (вне двойственности и недвойственности). Это и есть «переворачивание луны и солнца». Ну, я не буду дальше развивать эту тему, так как она, действительно, для настоящих йогов, кто выбрал этот путь, утвердился в нем. Вернемся к более прикладным моментам. Есть множество перевернутых поз, ширшасана, халасана, випарита-карани, в текстах чаще встречается випарита-карани, да, и, вообще, в классических текстах асан немного, максимум доходит до 32 асан в Гхеранда-самхите, в Рудра-ямале 28 асан. Перевернутая, по сути, одна и она описана как мудра, это неслучайно, мудра переводится как "оттиск" или "отражение" ("пратибимба"). В луне отражается солнце и наоборот. Мудра - это слияние двух начал, которое приносит радость, «Муд»-радость, «Ра»-дающая. Випарита-карани интегрирует солнце и луну. Что при этом происходит? Первое, что вы сразу для себя заметите, это замедление дыхания. Когда вы стоите, то дыхание более хаотическое, вы можете его привести в спокойствие, если начнете дышать животом, мы им дышим, когда, например, качественно засыпаем. Тогда викальпы (мыслеконструкции) нас не одолевают, потому что они являются напряжением. В сушупти (глубоком сне) они растворяются. Солнце - это область нижних центров, мани-пура (ман-ум, пура-обитель), как только вы расслабите живот и начнете им естественно дышать, то ваши мысли успокоятся, прекратятся потери праны.  Когда человек находится в эмоциональном и ментальном дисбалансе, напряжении, то он сразу напрягает мышцы живота. Эмоциональное напряжение дает нагрузку на организм, это так же вредно сказывается на нервных клетках. Особенно этому подвержены люди, которые сильно увязают в социальной деятельности, у них взвинченный ум, происходит утрата самоконтроля. Йогины под лунным нектаром подразумевают именно ум, который разрушается хаотической силой солнца или миром феноменальных явлений, за которые (поедаемый солнцем ум) цепляется. Есть два выхода из такой ситуации: первый - работать с умом, второй  - с праной. Есть неплохой текст Горакшанатха, который называется Аманаска-йога (безмысленная йога), вот там, как раз, и описана тарака-йога (работа с праной) и аманаска-йога (практика остановки ума). Но, по сути, это один метод, прана и ум взаимозависимы.  Когда вы делаете перевернутую випарита-карани, то происходит прилив крови к головному мозгу и это дает неплохую (релаксацию для ума), а область живота так же расслабляется. Наступает состояние качественной психофизической релаксации, поэтому йоги говорят о том, что эта практика омолаживает, продляет жизнь. Это, конечно, не кайя-кальпа садхана, где, вообще, полностью обновляется все тело-душа, но, тем не менее, эффект от випарита-карани тоже большой и, конечно, он может быть наилучшим, если вы действительно учитесь этой практике у настоящего Гуру йогина.
    Определения ширшасане и сарвангасане как (король и королева), думаю, придумали позднее. Но я даже и их могу вам объяснить, откуда могло взяться  такое сравнение. В ширшасане прямое положение тела, а в сарвангасане, халасане, випарита-карани  изогнутое, при этом все они перевернутые. По идее, эффект (обратности) и прилива энергии к голове должен быть в них во всех. В Ширшасане, вы должны больше ориентироваться на равновесие, чем в саламба сарвангасане( «са»-с опорой «аламба»). Мужчина - это архетип равновесия, а женщина  -трансформации; мужчина - это единство, женщина-многообразие, мужчина-иччха(воля), женщина-«крийя»(спонтанное движение).
    Отсюда, Сарва-Анга (всечастная, асана). То, что эти асаны взаимодополняемые, подобно царице и царю, тоже не удивительно, даже весьма красивое и исчерпывающее приведено сравнение. Знаете, когда «вожди» выбирали себе жену, это был очень для многих деликатный процесс, особенно для людей, которые входили в ближайший круг вождя. Они боялись, что женщина может не так повлиять на политика большой величины. Это  - человек, у которого должна быть трезвая голова, и все его ближайшее окружение должно было именно этому и способствовать. Такое явление встречается везде в мире, у китайских и японских императоров, фараонов, королей, женщина должна быть «окультурена», быть женой короля и при этом быть глупой, с дикими манерами, считалось недопустимым. Она должна была нормально смотреться в обществе. Вы знаете, это очень интересная тема, заслуживающая отдельного внимания, тем более, нет ни одной сферы в этом мире, которая не была бы связана с широким понятием йоги. Это тема коммуникации, связанная с шакта-тантризмом, подобно тому, как мудрый человек выстраивает свою линию действий с миром таким образам, чтобы мир его мог развивать духовно и он мог приносить духовность в окружающий мир, также обстоит и с практиками различных асан.
    Заметьте, асаны делятся на те, которые с прямым позвоночником ( сиддхасана, падмасана, ширшасана) и асаны с согнутым, закрытым, раскрытым, свернутым и т.д. положениями. Асаны с прямым позвоночником уравновешивают прану и направляют ее в центр, в сушумну, они приводят к состоянию равновесия ума и праны. Остальные асаны  - подготавливающие. Можно сказать так, что асаны подготовительные и сущностные. В сущностных асанах, вы направлены на состояние всех основных асан, к медитации, а остальные асаны должны поддерживать это главное состояние. Собственно, они готовят ум и тело к полной трансформации, это некая алхимия, преображающая ум, тело и прану. Эти практики, ни в коем случае, нельзя недооценивать. Тоже самое и в пранаяме, все виды кумбхак ведут к кевали. В жизни тоже самое, все в ней ведет к осознанию себя, Атмана. Одним словом, центр и периферия есть во всем и всегда. Что является более важным, сложно говорить, все важно. Это тоже самое, если попытаться сравнивать, что важнее - почитать Шиву или Шакти?
        Кстати, не мешало бы еще кое-что сказать. Сам я и многие мои ученики умеют делать достаточно хорошо и легко ширшасану. Но я рекомендую к ней приступать не сразу, а начинать с випарита-карани, потом переходить к сарвангасане. Нужно сначала укрепить разные группы мышц, особенно рук,  потому что при слабых мышцах можно травмировать позвоночник, что многие йоги уже и успели заработать, например, если сместится второй шейный позвонок, то ухудшится зрение. Нельзя также становится на то место, которое известно как родничок, у детей оно даже бывает мягким, туда не должно быть давления и опоры, это опасно. Нужно научиться балансировать с опорой на локти, поэтому руки должны быть укреплены другими разными асанами.  У меня в первом комплексе асан идет випарита-карани, а остальные перевернутые идут уже потом, в других сетах асан. Цель всех асан - развить прану и зафиксировать ее в сушумне, если прана устойчива, то устойчива асана и устойчиво состояние безмыслия (уровень раджа-йоги).
« Последнее редактирование: Июль 09, 2008, 14:48:03 от Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1239
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #2 : Июль 09, 2008, 13:33:08 »

Адеш, Гуруджи!
Браво. Тема и впрямь большая получилась. Но хотелось бы побольше узнать про Ваше отношение, к подготовительным и основным асанам. Я так понял тема "анг" у Натхов, с уровнями связана постольку поскольку. Соответственно, поводов для "опускания" подготовительных асан и возвышения "медитативных" меньше. Я не беру на рассмотрение йогу, как подготовительную физкультуру для веданты и видеха-мукти, хотелось бы послушать о натхах.
Записан

AirLion

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 120
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #3 : Июль 09, 2008, 13:37:08 »

адеш! гуруджи!
даже не ожидал столь глобального ответ:) спасибо!

Записан

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 613
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #4 : Июль 09, 2008, 13:58:24 »

Адеш, Гуру джи!
Спасибо большое, очень познавательно, не  встречал подобной информации.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6508
    • Традиция натхов
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #5 : Июль 09, 2008, 16:47:51 »

Адеш!
Смысл такой, что, у натхов, не второстепенная только одна таттва - Алакх Ниранджан. Все остальное  - это различные проявления шакти, по Матсьендранатху, каула-йогини, которые сотворяют брахманду( вселенную) и сами ей являются. Они составляют кхечари-чакру. Так вот, в не тантрических учениях, материя не соотносится с шакти как проявлением и разными аспектами Бога. Согласно ряду учений, практики, такие как: ритуалы, асаны или пранаямы, при достижении через них познания Брахмана, надо отбросить. У тантриков и натхов, ничего отбрасывать не надо, все «анги» йога садханы не являются низшими или высшими, а так же «упанги». Одним словом, трансцендентное мы осознаем всегда, только иногда больше, иногда меньше, так же как мир формы. Работая с формой и все более тотально ее осознавая, мы, тем самым, и перенаправляем в более углубленное восприятие пустоты. Таким образом, научившись сидеть в сиддхасане и беря нужные состояния, мы можем их переносить в практику других асан или пранаям. Т.е., в асане усиливается релаксационный фон. Одним словом, в задачу йоги натхов не входит улет куда-то в пустоту навсегда и бесповоротно. Поэтому понятие ступени, низшее-высшее, для натха являются лишним категоризмом, который придумали люди, старающиеся йогу адаптировать под простого человека. Именно по этой причине они бессознательно и сформировали стереотип, что, вот, асаны-это для нас, а, вот, самадхи- только в следующих жизнях. При этом, как не странно, эта возникшая на незнании концепция, всеравно ничего не решает, люди делают асаны регулярно и много лет, и постоянно через них что-то для себя новое в состояниях открывают. Они бессознательно что-то славливают, но, что именно не знают, а если они будут знать сиддха-сиддханту, то найдут объяснение очень многим вещам. Что их желание не отказываться от практик хатха-йоги не потому, что уровень у них низкий, а по причинам более высоким. Я считаю, что теории ряда «комнатных тантриков-философов» о том, что хатха-йога  - для пашу, давно пришла пара опровергнуть. Хатха-йога  - для вир, она и появилась в среде каула-шактизма Матсьендранатха. У натхов, рекомендуется не отбрасывать объект мира, направив внимание на Атман, а созерцать Атман в объектах мира, понимая что все части  - одна кула. Да, в любой садхане натхов, какую ни возьми,  инструменты садханы почитаются как проявление Шакти Абсолюта. Нади-джанеу, тришула, бхайрава-данда, рудракша и др. С асанами  такая же ситуация, второстепенные асаны усиливают медитативные, медитативные усиливают второстепенные. С пранаямой тоже самое, возьми любую из них, бхрамари может успокаивать нервную систему, а может вести к наданусандхане, сурья-бхедана может согреть тело, а может и Кундалини пробудить и т.д. Все зависит от того какие ты знаешь ключи в этих техниках. Ну, и выполнение сложных асан можно сделать так, что наступит пратьяхара и спокойствие, а можно так, что будет взвинчен ум или даже травму заработаешь. Одно  тоже можно делать по- разному. Я как-то был судьей на йога-соревновании в Калькуте, так вот, там два индуса оба сделали випарита-шалабхасану, но один чуть кони не двинул, а второй с такой радость ее сделал, что все были поражены, что такое вообще бывает. Делали одно и тоже, но, по сути, очень разное. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 534
    • Nathi.ru
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #6 : Июль 10, 2008, 00:55:37 »

Адеш, Гуруджи!

Просто мега-замечательные ответы, спасибо Вам большое!
Одним словом, трансцендентное мы осознаем всегда, только иногда больше, иногда меньше, так же как мир формы. Работая с формой и все более тотально ее осознавая, мы, тем самым, и перенаправляем в более углубленное восприятие пустоты. Таким образом, научившись сидеть в сиддхасане и беря нужные состояния, мы можем их переносить в практику других асан или пранаям.
Скажите, а можно ведь переносить эти состояния (из сиддхасаны) не только в асаны и пранаямы, но и во всю остальную жизнь? И таким образом работая также и с многообразными формами этого мира, с социумом?
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6508
    • Традиция натхов
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #7 : Июль 10, 2008, 18:50:33 »

Адеш!
Именно так, Лакшминатх джи. Первое что необходимо, это очистить организм и нади. Приведение в равновесие праны, одновременно приводит и к равновесию сознания, умиротворению и спокойствию. Это самое главное. Когда ум спокоен, вы способны видеть вещи правильным образом, когда вы обладаете правильным видением, вы обретаете знание, наличие знания - сила, способность влиять. В основе этой цепочки лежит чистое состояние праны, ума и нади. Многие тексты натхов говорят о том, что техники хатха-йоги являются тайными, на самом деле это так, только для обывателей они кажутся простыми и бесполезными. Однако оценить пользу этих практик может лишь тот, кто им учился у настоящего Гуру, причем качественно со всеми тонкостями.
    Многие считают, что воздействие на внешний мир происходит посредством магии, а так как йога влияет на индивидума, а затем на мир, то она связана с магией. Однако не так много людей знают как это происходит, поэтому для многих это пустые слова. Есть немало людей, которые пытаются воздействовать на внешнюю среду, какими-то деревнско-магическими рецептами. Все это часто очень слабо работает и больше напоминает клоунаду, впрочем, вы знаете как я отношусь к таким вещам. В каждой культуре существуют различные магические системы и если бы они были самыми могущественными, такими, как о них пишут в книгах, в мире происходило бы много забавных вещей, которых, к счастью или сожалению, не происходит. Например, любой деревенский абхичарин в Индии мог бы подчинить себе весь мир. Этого не происходит потому что все культуры по-своему ограничены, покрайней мере в том виде, который явлен большинству людей, включая даже тех, кто посвящен в данных традициях. Во всех этих учениях были изобретены свои концепции о строении тонкой анатомии человека и космоса, между этими традициями, конечно, есть какие-то подобия и точки пересечения, но все они сами по себе разные. Иногда все эти системы действуют, иногда нет. Не действуют они по той причине, что есть законы и уровни сознания, которые на несколько порядков выше того, чем занимаются стандартные маги. И если, все-таки, для кого-то из них неожиданно открывается нечто большее, чем то к чему они привыкли, то происходит чудо и их магические ритуалы срабатывают. Такое возможно только тогда, когда у человека открывается над-мирское сознание. Вот именно этим и занимается йога, без йоги религия и магия являются пустым занятием. Фундаментальными состояниями и практиками йоги являются те, что связаны с состоянием равновесия жизненной энергии и ума. Это основная суть практики. Йога учит быть пустым, учит воспринимать, благодаря этой способности и появляются остальные сиддхи. 
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Алламанатх

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 613
  • allama.ru
    • Сайт Йоги Алламанатха
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #8 : Июль 11, 2008, 00:07:02 »

Адеш, Гуру джи.
Спасибо, Вам.
Остается только радоваться, что у нас есть шанс.
Записан

Lakshminath

  • Даршани
  • ***
  • Сообщений: 534
    • Nathi.ru
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #9 : Июль 11, 2008, 00:21:19 »

Радоваться и практиковать :19:

Спасибо большое за ответ, Гуру.
Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!
Записан

लोटा बाबा

  • Аугхар
  • **
  • Сообщений: 1239
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #10 : Июль 11, 2008, 10:32:35 »

Адеш, Гуруджи!
Правильно ли я понял про освоение? Сначало випарита, потом сарванга, халасана, сиршасана.
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6508
    • Традиция натхов
Re: Сарвангасана и Ширшасана
« Ответ #11 : Июль 11, 2008, 10:46:56 »

Адеш!
Да, но не стоит забывать, еще про компенсирующие асаны, после перевернутых, нужны асаны на распределение праны по телу, матсьасана, уштрасана и т.п.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.