Горакшанатхджи ко Адеш!
Великие критики, пришел ваш час, я как часто тут отвечаю для вас опять, все снова и снова: «это большая тема»
. Кругом шумит тишина. Ну, а если без шуток, что для меня бывает поверьте сложно, то попробуем поговорить серьезно
.
Во-первых, есть многочисленные определения практик йоги и самой йоги в сутрах Патанджали. Там с асанами-пранаямами все весьма просто. Это я о внешней простоте, в данном случае. Есть определение йоги и практик йоги по Матсьендранатху и Горакшанатху, это уже другая история. Так вот, классическая йога натхов - это йога «солнца-луны». Я забегу сразу наперед в более прикладную, а не сущностную часть, нигде в основных текстах натхов ширшасаны нет, но випарита-карани внимание уделяется и довольно часто. Но основная суть даже не в той випарита-карани, которая в виде перевернутого тела, а в том определении йоги натхов, которую называют «ульта-садхана»(садхана наоборот или обратная). Этот термин очень известный у натхов, потому что он дает понимание всех практик вообще. А именно, если все обобщать, главных практик получится две: Каулическая - Матсьендранатха и йогическая - Горакши, обе ведут к нивритти(возврату). В каулической ульта-садхане вы имеете дело с теми аспектами нашей жизни, которые(наоборот) в отношении привычной всем ортодоксальной религии, сюда можно отнести 5М, агхору и т.п. В йогической - тоже самое, ульта-садхана в том, что Вы делаете непривычные для обычного тела вещи, одной из таких вещей и является перевернутая випарита-карани. Как вам моя мысль? Ну, вы не подумайте что она абсолютна, это если крайне обобщить, йога и каулизм - понятия растяжимые, оба направления работают как с внешними лакшьями (объектами, на которых направлено сознание, так и с внутренними). Например, внешние вы переживаете как динамическую реальность в пустоте вашего сознания, а внутреннюю лакшью - как пробужденную Кула-кундалини, которая тоже становится (динамично-многообразной) при пробуждении. То есть, есть две практики: энергии шакти и пустоты-сознания. С шакти мы разобрались и понимаем, что она бывает внешней и внутренней, с «пустотой-сознанием» тоже самое. Неслучайно Матсьендранатх( Мачендра, Мачанда, Минапа, Луипа, Локанатх, Авалокитешвара) был еще и буддистом, который известен доктриной о пустотности явлений мира. Горакша учил о пустотности тела «шунья-рупа», потому его называют «шунья-путра» (сын пустоты). Как бы там ни было, оба Гуру учили о том, что вся вселенная и все тела есть разные состояния энергии и сознания, рупа-арупа. Бессмертие, высшее совершенство достигается тогда, когда между этими полярностями реализуется равновесие. Т.е. луна становится солнцем, а солнце - луной, форма становится пустотой, а пустота - трансцендентной формой, двайта-адвайта бибарджита (вне двойственности и недвойственности). Это и есть «переворачивание луны и солнца». Ну, я не буду дальше развивать эту тему, так как она, действительно, для настоящих йогов, кто выбрал этот путь, утвердился в нем. Вернемся к более прикладным моментам. Есть множество перевернутых поз, ширшасана, халасана, випарита-карани, в текстах чаще встречается випарита-карани, да, и, вообще, в классических текстах асан немного, максимум доходит до 32 асан в Гхеранда-самхите, в Рудра-ямале 28 асан. Перевернутая, по сути, одна и она описана как мудра, это неслучайно, мудра переводится как "оттиск" или "отражение" ("пратибимба"). В луне отражается солнце и наоборот. Мудра - это слияние двух начал, которое приносит радость, «Муд»-радость, «Ра»-дающая. Випарита-карани интегрирует солнце и луну. Что при этом происходит? Первое, что вы сразу для себя заметите, это замедление дыхания. Когда вы стоите, то дыхание более хаотическое, вы можете его привести в спокойствие, если начнете дышать животом, мы им дышим, когда, например, качественно засыпаем. Тогда викальпы (мыслеконструкции) нас не одолевают, потому что они являются напряжением. В сушупти (глубоком сне) они растворяются. Солнце - это область нижних центров, мани-пура (ман-ум, пура-обитель), как только вы расслабите живот и начнете им естественно дышать, то ваши мысли успокоятся, прекратятся потери праны. Когда человек находится в эмоциональном и ментальном дисбалансе, напряжении, то он сразу напрягает мышцы живота. Эмоциональное напряжение дает нагрузку на организм, это так же вредно сказывается на нервных клетках. Особенно этому подвержены люди, которые сильно увязают в социальной деятельности, у них взвинченный ум, происходит утрата самоконтроля. Йогины под лунным нектаром подразумевают именно ум, который разрушается хаотической силой солнца или миром феноменальных явлений, за которые (поедаемый солнцем ум) цепляется. Есть два выхода из такой ситуации: первый - работать с умом, второй - с праной. Есть неплохой текст Горакшанатха, который называется Аманаска-йога (безмысленная йога), вот там, как раз, и описана тарака-йога (работа с праной) и аманаска-йога (практика остановки ума). Но, по сути, это один метод, прана и ум взаимозависимы. Когда вы делаете перевернутую випарита-карани, то происходит прилив крови к головному мозгу и это дает неплохую (релаксацию для ума), а область живота так же расслабляется. Наступает состояние качественной психофизической релаксации, поэтому йоги говорят о том, что эта практика омолаживает, продляет жизнь. Это, конечно, не кайя-кальпа садхана, где, вообще, полностью обновляется все тело-душа, но, тем не менее, эффект от випарита-карани тоже большой и, конечно, он может быть наилучшим, если вы действительно учитесь этой практике у настоящего Гуру йогина.
Определения ширшасане и сарвангасане как (король и королева), думаю, придумали позднее. Но я даже и их могу вам объяснить, откуда могло взяться такое сравнение. В ширшасане прямое положение тела, а в сарвангасане, халасане, випарита-карани изогнутое, при этом все они перевернутые. По идее, эффект (обратности) и прилива энергии к голове должен быть в них во всех. В Ширшасане, вы должны больше ориентироваться на равновесие, чем в саламба сарвангасане( «са»-с опорой «аламба»). Мужчина - это архетип равновесия, а женщина -трансформации; мужчина - это единство, женщина-многообразие, мужчина-иччха(воля), женщина-«крийя»(спонтанное движение).
Отсюда, Сарва-Анга (всечастная, асана). То, что эти асаны взаимодополняемые, подобно царице и царю, тоже не удивительно, даже весьма красивое и исчерпывающее приведено сравнение. Знаете, когда «вожди» выбирали себе жену, это был очень для многих деликатный процесс, особенно для людей, которые входили в ближайший круг вождя. Они боялись, что женщина может не так повлиять на политика большой величины. Это - человек, у которого должна быть трезвая голова, и все его ближайшее окружение должно было именно этому и способствовать. Такое явление встречается везде в мире, у китайских и японских императоров, фараонов, королей, женщина должна быть «окультурена», быть женой короля и при этом быть глупой, с дикими манерами, считалось недопустимым. Она должна была нормально смотреться в обществе. Вы знаете, это очень интересная тема, заслуживающая отдельного внимания, тем более, нет ни одной сферы в этом мире, которая не была бы связана с широким понятием йоги. Это тема коммуникации, связанная с шакта-тантризмом, подобно тому, как мудрый человек выстраивает свою линию действий с миром таким образам, чтобы мир его мог развивать духовно и он мог приносить духовность в окружающий мир, также обстоит и с практиками различных асан.
Заметьте, асаны делятся на те, которые с прямым позвоночником ( сиддхасана, падмасана, ширшасана) и асаны с согнутым, закрытым, раскрытым, свернутым и т.д. положениями. Асаны с прямым позвоночником уравновешивают прану и направляют ее в центр, в сушумну, они приводят к состоянию равновесия ума и праны. Остальные асаны - подготавливающие. Можно сказать так, что асаны подготовительные и сущностные. В сущностных асанах, вы направлены на состояние всех основных асан, к медитации, а остальные асаны должны поддерживать это главное состояние. Собственно, они готовят ум и тело к полной трансформации, это некая алхимия, преображающая ум, тело и прану. Эти практики, ни в коем случае, нельзя недооценивать. Тоже самое и в пранаяме, все виды кумбхак ведут к кевали. В жизни тоже самое, все в ней ведет к осознанию себя, Атмана. Одним словом, центр и периферия есть во всем и всегда. Что является более важным, сложно говорить, все важно. Это тоже самое, если попытаться сравнивать, что важнее - почитать Шиву или Шакти?
Кстати, не мешало бы еще кое-что сказать. Сам я и многие мои ученики умеют делать достаточно хорошо и легко ширшасану. Но я рекомендую к ней приступать не сразу, а начинать с випарита-карани, потом переходить к сарвангасане. Нужно сначала укрепить разные группы мышц, особенно рук, потому что при слабых мышцах можно травмировать позвоночник, что многие йоги уже и успели заработать, например, если сместится второй шейный позвонок, то ухудшится зрение. Нельзя также становится на то место, которое известно как родничок, у детей оно даже бывает мягким, туда не должно быть давления и опоры, это опасно. Нужно научиться балансировать с опорой на локти, поэтому руки должны быть укреплены другими разными асанами. У меня в первом комплексе асан идет випарита-карани, а остальные перевернутые идут уже потом, в других сетах асан. Цель всех асан - развить прану и зафиксировать ее в сушумне, если прана устойчива, то устойчива асана и устойчиво состояние безмыслия (уровень раджа-йоги).