Адеш, Крипанатх!
Да, так оно было. Сначала на месте храма Горакшанатху был храм Кали. Место, где выполнял садхану Горакшанатх, выглядело скромно. Потом появилось дхуни, так как многие натхи в этом месте стали совершать свои садханы. Далее образовалось место для захоронений (самадхи). Относительно дхуни, согласно поверьям натхов, оно давно там находится, еще с трета-юги. С самим храмом связано много историй, которые, согласно легендам, относятся к временному периоду до нашей эры, реально выяснить когда храм появился и в каком он был виде раньше, очень сложно.
Относительно пуджи. Она древняя, смысл ее в том, чтобы почитать Гуру, считается что Шива непроявлен, и воспринять Шива-таттву можно только через почитание Гуру. В нашей традиции почитают Гуру в первую очередь, это самое главное, что вы проецируете от себя на Гуру, такое осознание в несколько раз больше разовьется и у вас. Правильнее даже было бы сказать самоосознание, потому что Шива, Гуру и ученик (чела) - одно целое. Горакшанатх является брахмандой и он во всем: в Гуру, в вас самих; но теория - это одно, а настоящая реализация - это другое. Самая простая пуджа - это практика йоги, когда Кундалини поднимается к сахасрара-чакре, и вы видите Гуру в форме брахманды, я это состояние реализовал еще до Индии и поэтому мне легко было сразу все понять, чему меня учили в Индии. Ритуальные практики и йога полностью связаны между собой, и поэтому ритуал - это та же йога, только во вне. Когда вы, к примеру, почитаете Гуру Горакшанатха, то вы чувствуете силу, идущую от пуджи, в этот момент надо дать возможность этой силе проникнуть в чакры и активизировать их энергии, таким образом пуджа пробуждает чакры и Кундалини.
То же самое, когда все происходит наоборот, с помощью подъема Кундалини у вас меняется восприятие всего внешнего мира, и он для вас становится наполненным духовной чистотой и внешние ритуалы обретают более глубокий смысл. Внешние правила и обряды становятся не просто действиями, они священны. Внешнее действие и внутреннее состояние взаимосвязаны, поэтому человек, который не понимает внешних обрядов, их правил и священного смысла или понимает в очень оскверненном виде, не является йогом. Так же как и тот, кто делает внешние ритуалы и не понимает священности йогических практик работы с энергиями внутри своего тела, не может считаться тантриком, достигшим хотя бы самой начальной реализации в садхане. Т.е. и внешняя практика и внутренняя для истинного садхака являются взаимозависимыми. К сожалению, людей, которые пришли к пониманию этого посредством настоящего тантрического и йогического опыта, очень мало. Большинство понимают йогу на уровне грубых состояний тела, а ритуальные тантрические действия на уровне просто действий, при этом не важно каких: дакшиначарских или каулических практик. Любая практика должна делать человека внутренне и внешне более чистым, только тогда она может считаться правильной и результативной. И, конечно же, без Гуру и правильного отношения к Гуру просто так понять все тонкости очень сложно. Поэтому в нашей традиции взаимосвязь с Гуру-таттвой играет самую важную роль, и, разумеется, если вы хотите практиковать йогу не временно, не как оздоравливающие тело упражнения, то очень важно это понять, и чем быстрее такое понимание придет, тем лучше.
Что касается самой пуджи, о которой мы говорим, она построена по принципу работы с сушумной, Кундалини, чакрами и энергией бхахманды (вселенной). Для того, что бы понять как все работает, нужно ознакомиться с целым рядом ритуальных действий, которые применяются в тантре и так же понять, как работают методы тантрической йоги натхов. Пуджа натхов является внутренней, в ней мантры читаются про себя, а не вслух. В этой пудже взгляд всегда должен быть направлен на мурти Гуру Горакшанатха или на входную дверь храма в котором находится пуджари. В этих местах находятся божества, которые связаны с разными вселенскими энергиями. Все они способствуют тому, что бы пробудить внутренне, тогда пуджари сможет осознать себя тождественным Шиве или Гуру Горакшанатху. Самая простая пуджа - это нади-пуджа или шамбхави-пуджа, они делаются быстро, в течении нескольких секунд, эти пуджи совершаются как в храме так и вне храма. Если есть Гуру, то для совершения такого почитания этого достаточно, если его нет, то выполняется манаса-пуджа.
Пуджа, которая практикуется в Горакхпуре, которую вы видели, очень необычная, она только кажется простой, но все чувствуют от нее великую силу. Hа самом деле, в пудже очень много своих тонкостей. Остальные пуджи, которые есть у натхов, это элементы той же пуджи и ее основная внутренняя составляющая. Кстати, в Деви Патане и в Непале делаются все-таки другие пуджи, хотя частично и похожие, как я понял. То, что мы обсуждаем здесь, знают далеко немногие. Ее знают пуджари мандира, маханты и всё, о том как выполнять пуджу не знают даже другие садху-даршани. Вообще, пуджари - это не просто второе лицо после маханта, по сути, это тот, кто больше всех связан с Гуру Горакшанатхом, поэтому пуджари по всем правилам в храме так же считается Гуру, как и махант.
Все практики хатха-йоги, Кундалини и др. построены по внутреннему принципу практики пуджи. Например, асаны, согласно ССП асана - это состояние прeбывания в своей форме сиддха, поэтому сиддхасана - основная из всех асан, в пудже так же делается горакшасана. Почитание Горакшанатха приводит к пониманию сиддхасаны и внутреннего смысла других асан. Среди асан - 84 основные, они по смыслу связаны с чаураси-сиддхами (84 натха-йогинами, сиддха-пурушами). Есть так же много символов этих асан и в ведической традиции, и в тантрах.
По сути, в те времена, когда еще храм не имел нынешнего вида, йоги в этом месте совершали внутренние садханы, хому и разные йогические практики.