Карма подразделяется на три категории: санчинта (та, что была совершена ранее и ждет своего плода "карма-пхала" в будущем), прарабдха карма (та карма, которая была совершена и ее плоды реализуются сейчас) и криямана карма (та карма, которая формируется в настоящем моменте и она отразится в нашем будущем). Допустим, я совершил негативный поступок, как прарабдха он дает результаты сейчас, но очиститься от негативных последствий я могу только при определенных состояниях. А именно, если я спокойно перенесу ее, но если я в тот же самый момент одновременно делаю негативный поступок, то вся эта канитель не заканчивается. Т.е. я пошел к кому-то и причинил вред, мне как прарабха это возвращается в том виде, что мне кто-то вред причиняет сейчас. Но карма не будет исчерпана, если в ответ на причиненный мне вред сейчас я начинаю мстить и причинять его сейчас. Чем больше я контролирую себя и действую не так как раньше, тем больше шансов исчерпать старую карму. У Патанджали в 2 (33-34) сутрах используется термин प्रतिपक्षभावनम् (pratipakṣabhāvanam) как средство преодоления несовершенств. Это переводится как "работа над противоположностями" тех негативных поступков, которые были совершены. Однако выскажу еще кое-какие мысли на основе постоянных наблюдений за своим опытом и другими людьми. Вполне очевидно, что негативное устраняется тапасьей (совершением того, что в той или иной степени неприятно). Конечно, есть масса переводов слова "тапас", обычно переводят как "аскеза", могут как "боль", есть и вообще противоположные, например "жар страсти" (связанный с сотворением). В данном контексте тапас – скорее, аскеза. Но что такое, например, удовольствие? Удовольствие – это когда вы, совершая то или иное действие, породили санскару, и дальше вы ей следуете машинально. Человек, например, попробовал курить, ему не понравилось, потом он привык и ему это нравится, это перешло в фазу автоматизма. И чем больше это длится по времени, этот автоматизм, тем человек больше получает удовольствия. Если вдруг в его "программе жизни" происходят сбои, нет сигарет нигде, например, то он это расценивает как страдание. Этот пример можно на все распространить: например, человек "на автомате" врет, человек сильно привык к развлечениям, у него это "на автомате". Если лжец попадет в общество, где ложь не допускается в большей степени, чем к этому он привык, он будет чувствовать опасность и дискомфорт. Если привык бестолково проводить время и попадет в среду, где надо задействовать интеллект, то для него это будет тяжело. Если привык к красивым местам, попади он в условия тяжелые для физического комфорта – то же самое. Но если задаться вопросом, а что легче делать, например, привыкшему курить: покурить или не покурить? В чем ему надо больше прикладывать усилия? Ответ очевиден, т.е. в потакании сложившимся санскарам нет ничего, кроме удовольствия, там даже и усилий фактически нет. А вот делание противоположного потребует усилий во много раз больше, хотя большинство не до конца это понимает. И усилий настолько больше, в зависимости от того, насколько санскары "автоматизма-удовольствий" окрепли. Как правило, люди в лучшем случае делают недостаточные, но усилия в противоположном, но у них и нет никаких результатов этой практики. Но еще чаще они не делают ничего вообще, чтобы что-то реально изменить. Они могут индульгировать, выдумывая массу оправданий себе – самообманов (сопровождаемых, конечно же, и попыткой обмануть остальных). Типа, ну Иисус же пострадал за наши грехи, Бог же всемилостив, я нуждаюсь в жалости и сострадании (чтобы их автоматизм не рушили, а подпитывали т.е. сострадающие). Массу находят оправданий для культивирования невежества и деградации. Ну а как же, зачем мне включать понимание практик и того, что лежит в их основе, если нам в религиозной корпорации, как и всем, могут выдать готовый продукт? Каждому корпорация разжевала и в рот положила. Т.е. многие успокаивают себя, чтобы не развиваться, и тем, что деградация стала массовой и нормой. "Я же нормальный? Я же как все?" Да, нормальный для кого? Для тех, кто культивирует стадность, бессознательность, ты нормальный, но не более того. Все эти "нормальные" – глубоко несчастные люди, просто никто же не видит, что у них в душе. Большинство не видит твоих проблем души, да и вообще любых, потому что им нет дела. Казалось бы, очень много развитых стран, где количество самоубийств превышает то, что в странах третьего мира. С чего бы это? Просто у каждого свои страдания. Но я это говорю к тому, что этот мир материи очень инертный, потому "быть как все" – это не движение в сферу духа. Быть как все – это девиз идиота. Неважно, какая садхана в истинной традиции, будь это натхи, агхорики, тантрики и прочие, вы везде в их истинных ориентирах увидите некое сопротивление. Но это не сопротивление панка, гопника, фрика, который получает мирское удовольствие и ничего больше. Это борьба со своими слабостями, автоматизмом, "протоптанными дорожками", всем, что усыпляет человека в этом полном фальши мире. Мудрый человек понимает, что он должен быть начеку всегда, даже когда все кажется "вполне нормально", сегодняшняя "не ловушка" может стать ловушкой завтрашней. Мудрый человек не бежит от трудностей, надеясь на "любовь Бога" (или людей), он постоянно учится их преодолевать. Если решил одну задачу, и даже если появились хорошие результаты, не думай, что "пора пить шампанское", рассматривай это как получение условий, чтобы найти и решить задачи посложнее.