День добрый "morning light". Верно, здоровье - понятие более широкое, потому что с точки зрения многих йога-шастр, болезнью считается даже неадекватное видение мира. Оно уже порождает болезни на уровне тела, когда внутренний мир в разногласии с внешним, то возникают причины для различных проблем и болезней. Поэтому настоящая йога предназначена для того, чтобы поменять человека как на уровне тела, так и на уровне сознания, причем существуют тексты, которые перечисляют различные последовательности тех или иных йог; одни ставят на первое место матра-йогу, потом уже хатха и лайя, у других же на первом месте лайя-йога, потом мантра, и только после хатха и раджа. То, что сначала должна идти хатха - это не всегда так. Одним словом, работа с медитативными практиками или с телом должна присутствовать изначально, так или иначе. Вообще, многое зависит и от того, какие качества у самого человека, главное, чтобы практика ему помогала стать во всех отношениях более чистым и совершенным. Цель йоги в том, чтобы освободиться от многих несовершенств на уровне тела, ума и души, слово «освободиться» на самом деле не является чем-то отрицательным, можно сказать иначе – «обрести совершенства» или «раскрыть, реализовать те совершенства, которые в нас уже есть». Как только мы избавляемся от обременительных ограничивающих нас состояний, то сразу же обретаем то, что является более совершенным. Но совершенства тоже могут стать препятствием, и чтобы не увязнуть в погоне за различными ограниченными совершенствами, для этого нужен более высокий ориентир. Вот это для многих людей очень сложная вещь, у них нет надежных ориентиров, поэтому, достигнув каких-то небольших результатов в йоге, они влезают в различные иллюзии, думая, что для них теперь не будет никаких испытаний на прочность. Но жизнь все равно их будет испытывать, даже если они будут бегать от гуру к гуру, из школы в школу, и критиковать всех, кого только можно. Конечно, в этом мире иллюзорно почти все, но за эти проблемы не стоит цепляться. Зачем в них увязать? Если вы здесь никому не нужны, то настолько ли вам кто-то нужен? Настоящий Гуру раскроется тем, кто готов оставить хлам, кто понял, что здесь нет смысла искать чего-то существенного. А если вам дороги еще какие-то обременительные отношения с людьми, то может получиться так, что никакой Гуру просто не возьмет вас в ученики, потому что это никому будет не нужно - ни ему, ни вам. Такие отношения могут быть похожи на отношению "лебедь, рак и щука". Конечно, можно в любом случае найти в Индии гуру, даже настоящего, отрешенного и совершенного, посвятиться у него, как это сейчас многие и делают, но стоять на одном месте и числиться у него только номинально. Такое явление очень распространено.
Мне вот лично такой подход не нравится. Я считаю, что шактипат от Гуру - это не всегда хорошая вещь, намного лучше, когда Гуру немного подталкивает ученика к развитию, и ученик сам в этом прилагает как можно больше усилий. Вот тогда то, что вы обретете, даст вам ответы на все главные вопросы. Это не про Вас конкретно, а вообще для всех, кто хочет на самом деле развиваться. Гуру дают шанс, гуру открывают пути, они корректируют. Те, кто показывают фокусы с целью поработить человека - это не гуру, а интриганы; но, к сожалению, люди в погоне за контрастными состояниями готовы сразу поверить всем, кто способен очаровать, и такое сознание культивируется многими невежественными людьми. Они любят антураж, любят дешевые фокусы (сиддхи). Все это - показатели незрелости. Конечно, настоящий Гуру может немного продемонстрировать свою силу, чтобы показать, что она вообще реальна, и что есть к чему стремиться. Но это только для того, чтобы открыть горизонт и ориентир для ученика. Однако, не один реальный Гуру не станет специально к себе затягивать кого-либо, питая в потенциальном ученике иллюзии на тему того, что достаточно просто наличия святого Сиддха-гуру. Именно те, кто не хотят сами развиваться, и пытаются ссылаться на то, что им не достает Мокша-гуру. Они всегда всем говорят о том, что готовы поклоняться любому истинному Гуру, если такой им когда-нибудь встретится, но они, на самом деле, таких учителей не ищут. Потому что для их истинных устремлении он просто не нужен.
Поэтому, что я могу тут советовать? В нашей традиции самый истинный Гуру - Горакшанатх, он не просто Абстрактное Божество со многими головами, руками и ногами, он - форма йогина и совершенного Богочеловека. Ну также как в христианстве есть Иисус Христос, он - богочеловек, тоже сиддха. Не обязательно, конечно, сразу начать ему поклоняться, но можно больше узнавать о Горакшанатхе: о том, кто он, чему он учил и к чему вообще надо стремиться йогину. С Горакшанатхом связаны все практические знания по йоге, он - воплощение этих знании. Поэтому, оказывать уважение в адрес основателя йоги - означает принимать знания от него. Даже, к примеру, в обычной жизни если вы и встретите полезного вам человека и начнете к нему неуважительно или пренебрежительно относиться, то вряд ли можно рассчитывать на то, что он с вами будет откровенен, и будет делиться чем-то очень ценным. Вы, конечно, можете поговорить ни о чем, о жизненном быте, например, но вряд ли о чем-то сокровенном и о том, что выше. Эти отношения везде одинаковые, независимо от того, верите вы во что-либо или нет, просто так мир устроен и так везде. Все имеют право на свободную волю и даже великие Гуру и адепты, они тоже свободные люди, как и все, они могут с кем-то быть откровенными, а с кем-то - нет. Так везде. Не случайно ведь многим сложно читать тексты сиддхов, они написаны на "тайном языке", в описании каких-то практик сложно иногда разобрать то, о чем идет речь. Да и было бы наивно полагать, что настоящую практику можно припрятать для «любимых учеников», просто есть такая категория учеников, у которых развиты способности постижения, способности видеть глубокий смысл, знать то, как правильно применить. Конечно, это зависит от того, насколько в целом человек совершенен.