Натха-Сампрадая

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Расширенный поиск  

Новости:

Темы с пометкой (архив), содержат копии сообщений, перенесенные со старого форума.

Автор Тема: Вопросы Гуру джи Матсьендранатху по традиции Шри Видья  (Прочитано 328771 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 427

Адеш, Гуру Джи!

Спасибо, у меня есть в планах перевести разные кавачи, стотры, Горакша-шатанаму и сахасранаму. Просто мне нужно время на все.

Что касается шаповимачана-мантр, они есть у каждого Божества, они играют роль снятия с садхаки порч. Есть еще мантроддхара-мантр - они в виде текста, представляют из себя сущность мантры и предназначены для ее проявления, у каждого Божества они свои. Мантра-садхана, вообще, - непростая вещь.

Если это возможно, не могли бы Вы более подробно рассказать об этих "видах" мантр (мантроддхара и шаповимачана)?
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 427

Адеш!

Раз речь зашла о кшама-прартханах, предлагаю послушать одну из них  :05:

спасибо огромное  suns
очень красиво)))
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов

Шри Гуруджи ко Адеш!

Спасибо, у меня есть в планах перевести разные кавачи, стотры, Горакша-шатанаму и сахасранаму. Просто мне нужно время на все.

Что касается шапавимачана-мантр, они есть у каждого Божества, они играют роль снятия с садхаки порч. Есть еще мантроддхара-мантр - они в виде текста, представляют из себя сущность мантры и предназначены для ее проявления, у каждого Божества они свои. Мантра-садхана, вообще, - непростая вещь.

Если это возможно, не могли бы Вы более подробно рассказать об этих "видах" мантр (мантроддхара и шапавимачана)?

Шапавимачана означает «снятие проклятий”, таких мантр может быть много, "шапа" - порча, "мочана" - снятие, счищение. Например, у Балы шапамочана-мантра: «Ом хрим шрим бале шивашапам вимочая пхат свага». У Кубджики: «Ом хрим кубджике джахнушапам вимочая свага». У Мритьюнджаи: «Ом джюм сах рудра шапам мочая мочая джюм ом»  и т.д. Обычно их читают перед джапой, потому что эти мантры устраняют возможные негативы. Есть подобные мантры, которые придают силу мантроддхара, есть еще разные уткиланы, мантрасандживини (это особый элемент для раскрытия мантра-сиддхи, придающий им «жизнь»). Таких элементов в тантризме много. 
« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2010, 15:04:32 от Yogi Matsyendranatha »
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

Очень интересно; только, конечно, все эти вещи должен передавать Учитель; "вольная резьба по дереву" имеет весьма сомнительную ценность (эффективность).

Все же спрошу о нескольких вещах:

Почему в первых двух приведенных Вами мантрах окончание "СВАГА" а не "СВАХА"?

Для всех мантр существуют свои шапамочана-мантры, уткилана-мантры, и мантра-сандживини? Насколько их использование (применение) повышает эффективность джапы основной мантры?
Как долго (или сколько раз) их следует читать (рецитировать) перед джапой основной мантры?
Их нужно начитывать какой-то период времени вообще - до того, как приступить к практике основной мантры? - или - их нужно рецитировать непосредственно перед джапой основной мантры? - или - и то, и другое?

Благодарю Вас за Ваши бесценные ответы, в т.ч., на Форуме!

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2010, 15:56:54 от Виктор »
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов

Гуруджи ко Адеш!

Ad Yogi Matsyendranatha

Сапрема намаскара!

Уважаемый Гуруджи!

В свое время в этой Теме Вы писали, когда (в какое время суток) рекомендуется (для тех, кому переданы эти практики) рецитация Хади-, Кади-, и Сади- Видиий Панчадаши (Шодаши) Мантры.
В своих рекомендациях Вы опирались на принцип взаимодополнения (энергий и состояний); так же, как классически рекомендуется рецитация того или иного вида Панчадаши (Шодаши) Видья Мантры - для различных категорий практикующих, (мирян, или же, для монашествующих).
Когда-то я усиленно "медитировал" над этим вопросом, и пытался "прочувствовать" означенны моменты. Пришел к следующим выводам. Если исходить не из принципов взаимодополнения, а из принципов соответствия, то, по моему ощущению, Хади-Видья - соотносится с Утром, Кади Видья - с Днем (Полуднем), Сади-Видья - с Вечером (Закатом, Сумерками, Ночью).
Скажите, пожалуйста, так ли это, (верно ли это соответствие), или же нет?

(Данный вопрос представляет для меня в настоящее время исключительно теоретический интерес, т.к. работаю лишь с мантрами, полученными от Гуру).

С глубоким уважением, Виктор.
« Последнее редактирование: Октябрь 06, 2010, 16:31:47 от Виктор »
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов

Почему в первых двух приведенных Вами мантрах окончание "СВАГА" а не "СВАХА"?

Все правильно, это особенности санскритской фонетики. "Ха"-придыхательный звук, слышится как "Га", если писать на русском, то, я полагаю, это приемлемо. Многие звуки санскрита имеют двойное звучание, например, Гаури звучит фактически как "Гоури".

Вопросов много, конечно, еще и в теме о Сварах, нужно написать большие посты. Еще я должен ответить в ЛС многим по поводу личных садхан в Наваратри. Если сегодня останется время, то отвечу, или же завтра.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 427

Адеш, Гуру Джи!

Шри Гуруджи ко Адеш!

Если это возможно, не могли бы Вы более подробно рассказать об этих "видах" мантр (мантроддхара и шапавимачана)?

Шапавимачана означает «снятие проклятий”, таких мантр может быть много, "шапа" - порча, "мочана" - снятие, счищение. Например, у Балы шапамочана-мантра: «Ом хрим шрим бале шивашапам вимочая пхат свага». У Кубджики: «Ом хрим кубджике джахнушапам вимочая свага». У Мритьюнджаи: «Ом джюм сах рудра шапам мочая мочая джюм ом»  и т.д. Обычно их читают перед джапой, потому что эти мантры устраняют возможные негативы.

Если не сложно, не могли бы Вы привести шапамочаны мантры для Ганеши и Горакшанатха? (если можно - на деванагари или латинице, кириллица даёт слишком приблизительный вариант произношения  :04:)

Цитировать
Есть подобные мантры, которые придают силу мантроддхара, есть еще разные уткиланы, мантрасандживини (это особый элемент для раскрытия мантра-сиддхи, придающий им «жизнь»). Таких элементов в тантризме много. 

Какие мантры лучше читать перед джапой Горакшанатху и джапой Ганеши для их (мантр) наиболее полного раскрытия?
Я читаю перед мантрой Горакшанатху, как Вы советовали в Адеше, Горакша-гаятри. Возможно, что-то нужно и перед джапой Ганеше читать?
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов

Адеш!

 ...на деванагари или латинице, кириллица даёт слишком приблизительный вариант произношения...

Ну почему же? Если находишься в курсе того, как звуки читаются в санскрите, то отличия от латиницы при произношении нет никакого; а удобочитаемость в случае кириллицы возрастает безмерно.

С уважением, Виктор.

P.S. Я не думаю, что обретение мокши сильно зависит от того, на каком языке адепт читал мантры; вот, у Натхов, например, Шабар мантры читаются на Бог знает чем, даже, бывает, на смеси из разных языков - и ничего, достигают (мокши).
((В то время, как для множества образованных брахманов, при всем их санскрите, и начитанности - это - вопрос спорный...))
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2010, 11:44:54 от Виктор »
Записан

Трилокинатх

  • Практикующий
  • *
  • Сообщений: 427

Адеш!

 ...на деванагари или латинице, кириллица даёт слишком приблизительный вариант произношения...

Ну почему же? Если находишься в курсе того, как звуки читаются в санскрите, то отличия от латиницы при произношении нет никакого; а удобочитаемость в случае кириллицы возрастает безмерно.

А причем тут латиница??  :07: Я писала о приблизительности передачи кириллицей, в которой несколько вариантов произношения передается одним приблизительным звуком. Получается тогда "Я самих Битлз не слышал, но мне Мойша напел".
Помимо этого, гласные произносятся и звучат иначе, чем в русском.
Лично я считаю, что чтение не латиницы, а деванагари помогает параллельно воспринимать и запоминать правильное написание слова на хинди или санскрите, таким образом пассивно расширяя словарный запас.
Думаю, что "удобство" приоритетно, когда читаешь развлекательный текст.

Цитировать
P.S. Я не думаю, что обретение мокши сильно зависит от того, на каком языке адепт читал мантры; вот, у Натхов, например, Шабар мантры читаются на Бог знает чем, даже, бывает, на смеси из разных языков - и ничего, достигают (мокши).
((В то время, как для множества образованных брахманов, при всем их санскрите, и начитанности - это - вопрос спорный...))

Достигают не потому, что "читают на Бог знает чем", а в силу достижения предельной внутренней чистоты и совершенной бхакти.
Тогда, действительно, форма уже не важна.
Иначе получатся разглагольствования о том, что и асаны не нужны, и  яма-нияма, "пАтАмуШта садху асаны практически не делают, а риши были гневными, а МахаГуру Матсйендранатх жил в дворце, полном женщин, и все они достигли мокши".
Только мы не садху, не риши и не МахаГуру, поэтому, ИМХО, имеет смысл максимально соблюдать внешнюю форму, соответствующую Традиции, пока не будет достигнут (и засвидетельствован Гуру Джи) тот уровень, на котором можно будет ориентироваться на формы, которым следуют садху.
Записан

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов

Адеш!

Ad lotus_flower

Достигают не потому, что "читают на Бог знает чем", а в силу достижения предельной внутренней чистоты и совершенной бхакти.

Надо же, а я об этом не догадывался!

Иначе получатся разглагольствования о том, что и асаны не нужны, и  яма-нияма, "пАтАмуШта садху асаны практически не делают, а риши были гневными, а МахаГуру Матсйендранатх жил в дворце, полном женщин, и все они достигли мокши".

Не передергивайте, уважаемая lotus_flower, не передергивайте - это некрасиво; я об этом не говорил, Вы сказали.

Просто, ко мне периодически обращаются неофиты с просьбами выслать им, если у меня есть, тексты основных натховских мантр в кириллице, ибо очень неудобно читать мантры (пуджи) при реальной практике (диначары, например), в транслитерации (а деванагари вообще почти никто не знает, так, чтобы "читать с листа"). Я им отказываю, по той причине, что уверен, что в моих "переводах" на кириллице есть множество ошибок.
Вообще, мне известно, что ряд практикуюших все же переводит основные мантры на кириллицу, и далее уже с ними работает - это, право, значительно удобнее.

Впрочем, я не глобализирую, это всего лишь мое частное, сугубо личное мнение, которое я никому не навязываю.

А Вам, уважаемая lotus_flower, никто не мешает поступать именно таким образом, какой представляется Вам оптимальным.

С уважением, Виктор.

P.S.
Только мы не садху, не риши и не МахаГуру, поэтому, ИМХО, имеет смысл максимально соблюдать внешнюю форму, соответствующую Традиции, пока не будет достигнут ... тот уровень...

Конечно, имеет смысл "максимально соблюдать внешнюю форму". Только ведь, само по себе, это не гарантирует "достижение (духовного) уровня..."
Нужно что-то еще...
Как Вы считаете?
« Последнее редактирование: Октябрь 07, 2010, 17:51:14 от Виктор »
Записан

Tirthanath

  • *
  • Сообщений: 22

Добрый день!
Признаться честно, интимность и 5 М , меня , джайна, настораживают.Сложно понять как интимность способствует освобождению от сансары. Мне хорошо понятно как мысли , слова  и поступки индивидуальной Дживы ( Атмы) пораждают Карму . Больших отличий в этом пороцессе от буддизма в джайнизме  ни так много. Но интимность - это на мой взгляд- чувства. Это  то что порождает кармические связи Джива с  сансарой  даже если расматривать Форму пораждающие эти чувства с точки зрения сексуального аскетизма. Я читал в что в тибетском тантризме присутствует  понимание что  Страсть привязывает к сансаре и при помощи этой же страсти можно от сансары освободиться. Однако как это работает мне понять очень сложно. Насколько уместно в Шри видьи проводить подобную аналогию с тибетским тантризмом.?  Увы, но даже 10 благих деяний также как  10 не благих деяний формируют кармические связи. Любой ритуал, действие ( карма) с точки зрения джайнов пораждает карму. С точки зрения джайнизма не важно кому вы посвящаете свою пуджу Трипура Сундари прося у нею освобождение или якшини , прося у нее благосостояние.Поэтому  почитание божеств в джайнизме не оказывают большой помощи в Мокше . Главное - ваш Ум ,как одна из причин Сансары и Нирваны. Я пока, возможно ошибочно, понимаю что в тантризме некие Дэва , обладают особой милостью, то есть через проявленную к ним  Дживой  свою  Бхакти ( процесс накопления благих деяний) трансформировать Бхога  Дживы не в поток кармы а наоборот. Однако не понимаю детали подобной трансформации. Как в  процессе  такой трансформации устраняются кармические бандха и карма дравья? Как тонко этот процесс влияет на Ум?
 Изначально мне казалось что Шри видья садханы  основываются на  дхьяна и самадхи .
Записан

Rohini

  • *
  • Сообщений: 242
    • Атмавиль: мастерская самоосознания

Признаться честно, интимность и 5 М , меня , джайна, настораживают.Сложно понять как интимность способствует освобождению от сансары. Мне хорошо понятно как мысли , слова  и поступки индивидуальной Дживы ( Атмы) пораждают Карму . Больших отличий в этом пороцессе от буддизма в джайнизме  ни так много. Но интимность - это на мой взгляд- чувства.
Можно провести аналогию. Чувства - тепло, а аскетизм и отрешенность - холод (или наоборот, кому как нравится, но в любом случае они противоположны). То, что привязывает нас к самсаре - это самскары. Семена кармы. Если семена заморозить, они не прорастут. И если семена прожарить на огне, они тоже не прорастут. Действия противоположные, а результат тот же. Если кому-то до "критической" точки в его направлении немного уже осталось, например, кто-то приблизился к "огню", то не целесообразно бросать этот путь и идти в противоположную сторону, начиная все с начала.

Цитировать
Однако не понимаю детали подобной трансформации. Как в  процессе  такой трансформации устраняются кармические бандха и карма дравья? Как тонко этот процесс влияет на Ум?
Ум отключается и курит в сторонке, это точно  :05: .

Цитировать
Изначально мне казалось что Шри видья садханы  основываются на  дхьяна и самадхи .
Они разные, садханы в Шривидье, и Шривидья упасака подбирает для новичка то, что тому больше всего подходит, что в его случае сработает быстрее.
Записан
Сарвамангалам

Виктор

  • *
  • Сообщений: 1070
    • Традиция Натхов

Адеш!

Признаться честно, интимность и 5 М , меня , джайна, настораживают. Сложно понять как интимность способствует освобождению от сансары. Мне хорошо понятно как мысли , слова  и поступки индивидуальной Дживы ( Атмы) пораждают Карму . Больших отличий в этом пороцессе от буддизма в джайнизме  ни так много. Но интимность - это на мой взгляд - чувства. Это  то что порождает кармические связи Джива с  сансарой  даже если расматривать Форму пораждающие эти чувства с точки зрения сексуального аскетизма. Я читал в что в тибетском тантризме присутствует  понимание что  Страсть привязывает к сансаре и при помощи этой же страсти можно от сансары освободиться. Однако как это работает мне понять очень сложно.

Постараюсь коротко ответить.

(Заранее оговорюсь, что автор не претендует на истину, правоту, и адекватность, и никому ничего не навязывает; это всего лишь частное, сугубо личное понимание автора).

Дело здесь, собственно, не в интиме как таковом, и вообще, не в теме секса. Просто секс, пожалуй, одна из самых больших человеческих «привязок», отождествленностей, рефлексий. Это не зло, все так и должно быть, как есть; но мы имеем дело с данностью, из которой хотим выйти, которую хотим превзойти, преодолеть.

Есть две основные разновидности духовного Пути: тантрический и монашеский, (здесь я не буду говорить о Йоге Натхов, ибо она, наверное, сочетает в себе все). Монашеский заключается в том, что человек изживает в себе склонности (рефлексию) к чему-либо, просто отказываясь от этого, и практикуя «чистые» методы: молитву, медитацию, вегетарианство, и т.д. Этот Путь, может быть, и не самый эффективный, зато стабильный и весьма надежный: таким образом можно, без особого риска, уверенно эволюционировать из жизни в жизнь. Каковы минусы? Ну, прежде всего, не самая высокая скорость трансформации, из всех возможных. Почему не самая высокая? А потому, что изживать в себе вещи (привязанности) - не сталкиваясь, не соприкасаясь с ними - не самая легкая задача, не самый эффективный путь (метод). Почему? Поясню: ну как Вы будете бороться с гневом, например, если Вас никто не раздражает: все вежливы и предупредительны, во всем готовы содействовать, и последнее слово всегда за Вами?
А теперь представьте себе ситуацию, что напротив Вас стоит человек, (мерзавец, конечно), и на чем свет стоит поносит все, что для Вас дорого и свято, без чего вообще, жизнь - не жизнь... И Вы понимаете, что УБИТЬ этого негодяя - Ваша первейшая в жизни цель, и самая главная в жизни задача, что Вы вообще именно ради этого родились и существуете на этом свете, на этой планете, здесь и сейчас... И уже кто-то услужливо вкладывает Вам в руку заряженный пистолет... Вот и попробуйте в этот момент работать с гневом... Да проще утопиться! - скажете Вы... Но в том-то все и дело, что Ваши усилия по борьбе с гневом именно в этот момент - наиболее эффективны.
А что монаху (или отшельнику)? Травка зеленеет, солнышко блестит; ласточка, опять же... Лепота!...
(Внимание! Этот образ монаха не учитывает всего комплекса реалий монашеской жизни, и является поэтическим вымыслом).

Таким образом, Путь Тантры изживает в человеке его недоработки, попросту забрасывая несчастного в самое пекло, и предлагая именно там, в этом самом пекле, решать соответствующие задачи. Эффективный Путь (метод)? Более чем! А опасный? Еще более!! Вот почему он возможен лишь под непосредственным руководством адекватного тантрического Гуру. Но и с Гуру этот Путь - очень опасен. А без Гуру - на Пути Тантры - вообще нет никаких шансов - можно даже и не надеяться на «авось» - не прокатит...

Путь Тантры - проходит над бездонной пропастью - по лезвию остро отточенного клинка...

Следует так же иметь в виду, что, по достоверным свидетельствам, для «неудавшихся» (сиречь сорвавшихся) тантриков - существует свой особый Ад, (как состояние сознания, конечно) - весьма, говорят, мерзопакостный; и торчать там... - короче, очень долго.

Так вот, вернемся к нашему любимому сексу. Вот живет монах; женщин рядом нет, но втайне он о них мечтает - все равно ведь, никто не видит. Иногда ночью он видит эротические сны... Но что поделать, это ведь - природный грех - нечего себя казнить. Иногда он, когда уже совсем невмоготу, или тоска по женщине становится невыносимой - втайне занимается мастурбацией, успокаивая себя тем, что, по крайней мере, во время процесса не ввел во грех ни одну женщину - а затем идет, и кается перед Богом. И так проходит жизнь.
(Внимание! Образ монаха - утрированный, и является художественным вымыслом).

А что предлагает Тантра, в чем вообще смысл ее методов, почему именно на секс в 5М обращено такое повышенное (нездоровое, я бы сказал), внимание? Да все просто, ответ лежит на поверхности.
Если рассматривать наши несовершенства и иллюзорные привязанности (склонности, рефлексию) - то наиболее сильные из них - это желания сохранения и продолжения жизни. Ибо - ЖИТЬ!! - вот, воистину, главный девиз всякого живого существа! А в чем основной грех, спросите Вы? А в стремлении Ума к отождествлению с чувственными объектами; и секс здесь - самый главный раздражитель - и самое большое удовольствие в жизни каждого живого существа - Природа постаралась. И весь смысл (тантрических) сексуальных практик - в достижении полного, абсолютного отречения - сначала от самого секса - во время самого секса, а затем (или попутно) уже и от всех иных (прочих) человеческих рефлексий. Еще раз повторю - смысл - в отвлечении Ума от чувственных объектов - и, как следствие - затухание колебаний самого Ума - ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХА. (Прямо все, как у Патанджали - ну чем не Йога?)

Представьте, что Вы находитесь в соитии с прекрасной дамой, которая Вам очень сильно нравится, и которую жаждете без меры. Каковы очевидные рефлекторные действия всякого мужчины (сиречь, самца)? Поскорее закончить начатое, излить семя, и достичь удовлетворения; (его, как правило, даже не заботит, достигла ли удовлетворения совокупляющаяся с ним женщина (партнерша) - да, впрочем, какая разница?)
А теперь представьте себе, что во время всего этого сексуально-полового буйства, судорожных движений тел, и торопливых фрикций - Вы начинаете практиковать отрешенность... И Вам, по мере возрастания совершенства в этом - будет становиться все равно - доведете ли Вы начатый процесс до конца, достигнете ли удовлетворения, или вдруг сейчас достанете свой инструмент, и уйдете, или ляжете спать... Или пойдете играть в шахматы... И Вам станет совершенно все равно, что подумает о Вас эта женщина, станете ли Вы еще когда-либо совокупляться с ней и с другими женщинами, или нет, а если да, то какими они будут, красивыми, или ужасными, часто это будет случаться, или редко, и останутся ли (для Вас) вообще с данного момента женщины на этом свете...
Это Путь нивритти, Нивритти-марга - назад, к Истоку...
Достигнув этого внутреннего безмолвия, Вы сможете останавливать движение спермы (оргазм, (приближающийся просто в силу физиологических причин)) - не бандхами, не мудрами, не кумбхаками (задержками дыхания), а просто концентрацией на отрешенности.

Секс - очень сильная привязка к чувственному миру, и если Вы преодолеете ее - все остальное будет значительно проще.

Вот так, если вкратце.

(Все обращения на Вы не обращены ни к кому лично, а имеют в виду абстрактного собеседника).

С уважением, Виктор.

P.S. Вполне возможно, автор во всем неправ.
« Последнее редактирование: Октябрь 11, 2010, 23:17:56 от Виктор »
Записан

Yuri

  • *
  • Сообщений: 234

Адеш,Виктор. Если хорошо практиковать отрешенность в сексе ,то секса не получится по чисто физиологическим причинам. Думаю идея тут в памятовании И ДАЖЕ в сексе об Шиве и Шакти ,хотя это и трудно. А в покое перед алтарем каждый сможет ( пока перед ним сидит).
Записан

Yogi Matsyendranatha

  • Гуру
  • *****
  • Сообщений: 6427
    • Традиция натхов

Шри Гуруджи ко Адеш!

Признаться честно, интимность и 5 М , меня , джайна, настораживают.Сложно понять как интимность способствует освобождению от сансары. Мне хорошо понятно как мысли , слова  и поступки индивидуальной Дживы ( Атмы) пораждают Карму . Больших отличий в этом пороцессе от буддизма в джайнизме  ни так много. Но интимность - это на мой взгляд- чувства.
Можно провести аналогию. Чувства - тепло, а аскетизм и отрешенность - холод (или наоборот, кому как нравится, но в любом случае они противоположны). То, что привязывает нас к самсаре - это самскары. Семена кармы. Если семена заморозить, они не прорастут. И если семена прожарить на огне, они тоже не прорастут. Действия противоположные, а результат тот же. Если кому-то до "критической" точки в его направлении немного уже осталось, например, кто-то приблизился к "огню", то не целесообразно бросать этот путь и идти в противоположную сторону, начиная все с начала.

Хороший пример, с точным попаданием в суть.
Записан
На общие вопросы я не отвечаю в ЛС, ответы на них даю только на форуме. Просьба относиться с пониманием.