Джайя Ма!
Сапрема намаскара!
В Нитьотсавах дается описание Махашодаши, собственно, ее сампута входит в Махаганапати-мантру, которая относится к первой передаче в Шри Видье. Слог "шрим" идет первым, в нем, собственно, вся суть панчадаши-мантры, он символизирует центральный треугольник кама-кала, из которого проявляются три куты, из букв по трем сторонам. Эти буквы - лучи "кала", исходящие из центральной бинду, все они также составные элементы трех бинду: лунной, солнечной и огненной.
Махаганапати-мантра имеет развернутые варианты: "шрим"; "шрим хрим"; "шрим хрим клим"; "шрим хрим клим глаум" и т.д. Поэтому сампута Махашодаши уже входит в махаганапати-мантру.
Согласно кадимату, существуют две формы шодаши: сокращенная или "легкая" (лагху) версия и "великая" (маха) версия. Лагхушодаши сохраняет точные пятнадцать слогов, добавляя семенной слог (биджакшара) shrIM. Эта форма утратила распространенность в современной южной Индии, где большее предпочтение отведено махашодаши. Махашодаши не соответствует конкретно шестнадцати-слоговому строению, а скорее добавляет две (или три) группы слогов, которые рассматриваются как отдельный элемент. Вместо того, чтобы быть разделенной на три куты, мантра обычно структурируется в шесть элементов.
Махашодаши иногда появляется без второго из этих шести элементов. Форме, процитированной выше, отдают предпочтение большинство современных адептов. Шестой элемент, который полностью изменяет слоги первого элемента, представляет самую секретную форму камакалы, то есть, женский орган, тайно упомянутый во фразе "половина буквы h". Те, кто расценивает шодаши как ту, что выше пятнадцати-слоговой мантры (кадивидья панчадаши), ее ритуальное использование считают развитием более раннего начала в панчадаши. Однако не все соглашаются, что шодаши - лучшая мантра. Несколько современных линий преемственностей утверждают, что из-за кажущегося беспорядка в структуре шодаши, пятнадцать слогов (панчадаши) являются не только первоначальной, но также и совершенной формой мантры.
Что касается Камалы, она рассматривается как одна из Махавидий и проявлений Кали, но также она и олицетворение Лакшми, так как Лакшми является Камалой. А еще Камарупа (Камакхья-питха) место известное тем, что йони Сати упала в Ассаме и в этом месте проявилась Камакхья, сама йони является символом Кама-калы. Кама-кала, собственно треугольник, который включает в себя три обители "трипура" силы Махасарасвати, Махалакшми и Махакали. Центр является трансцендентной сферой Махатрипурасундари, из которой проявились все три аспекта.
Трипурасундари, как я понимаю, является сферой обителей, которые из камакалы разворачиваются в Шри Янтру, а Махатрипурасундари - та, что запредельна трем сферам и остальным их проявлениям. Трипурасундари главенствует над третьей авараной Шри Янтры, начиная с бхупура. Это означает, что восемь лепестков Сарвасанкшобхана-чакры являются развернутыми восемью сторонами света "диша". Собственно, восемь сторон света - это сферы, на которые ориентируется построение любой янтры, да и всех ритуалов вообще. А центральный треугольник Шри Янтры - это общий символ для всех шакт.