Адеш!
Гуруджи, расскажите, пожалуйста, почему не причащаются пушпой? И, если можно, про ее внутренний символизм.
(Я просто заметила, что чем глубже внутреннее понимание того, что/зачем делается, тем точнее становятся действия, и тем их требуется меньше что ли... )
Во-первых, «причащаются» цветами, как и прочим, что подносится в пудже, но, конечно, не в качестве еды, как если бы там предлагалось что-то съедобное. «Прасадам» – означает снизошедшая милость, а через что она проявится, пусть даже и без какого-то конкретного носителя, это уже дело тонкостей. Смысл в том, что пожертвованная вещь или еда (что-то съедобное) становится очищенной, так как в ней больше нет элемента эго: если вы поднесли Божеству, там уже нет нашего эго, там есть Божество. После поднесения цветов, в конце пуджи, например, часто цветок кладется на макушку головы, некоторые практики берут поднесенный цветок, потом им делают ньясы себе на разные части тела, цветками также тушатся дипаки и т.д. Просто индусы не часто делятся подобными тонкостями, возможностями в использовании тех или иных поднесенных элементов. Кстати, не всегда то, что, казалось бы, съедобно, многие едят или выпивают в пудже. Некоторые на середине пуджи, где можно, к примеру, выпить вино, берут патру и просто ей касаются головы. Так как выпивание или вкушение – это еще может быть и жертвой «Божеству в себе».
Согласен с тем, что когда узнаешь все лучше и лучше, то можно сокращать ритуал, расширять его и вообще больше «действовать по ощущениям». Это абсолютно верно, но это сопряжено с полноценным изучением данного предмета. У многих уходят годы. Если есть реализованный Гуру, сиддха, который может учить этому тех, с кем сложились нормальные отношения, то, конечно, это ускорит усвоение подобных вещей.
Что касается цветов, то из пяти элементов они символизируют акашу, по той причине, что акаша – от «а» и корень «каш» – означает то, что сияет вокруг, т.е. во всех направлениях. Цветок тоже раскрывает лепестки в основном вверх (акаша – это же еще и небо), но и в разные стороны. Т.е. это состояние открытости, в данном случае в отношении к Высшему, мы раскрываем себя Божеству, поднося цветы.
Есть и другие значения цветов, от корня पुष् – цветение, обилие, то, что поддерживает, вскармливает. Это символ Шакти. Она – Богиня Мать, она дает нам поддержку, дает нам рождение, в широком смысле, она – Мать всего мироздания, она помогает Шиве проявиться. Это сила творения, роста, а цветы – это то, что содержит семена, цветы – это «половые органы растений» (просто мало кто над этим задумывался). Поднося цветы, вы подносите свою творческую и жизненную силу, и благодаря подношению она сублимируется в вашу духовность, вы пробуждаетесь, «рождаетесь» в духовном измерении. Можно сказать, что это жертвование своей энергии, жертвование своего раскрывающегося сознания, которое становится восприимчивым. Такой восприимчивостью у буддистов, например, является бодхичитта (пробужденное, живое, раскрывающееся сознание). Подношением цветов можно считать раскрывающиеся чакры в нашем теле, раскрывающуюся в них Кундалини-шакти. Кто-то ментально и духовно вообще подносит «все творение» Абсолюту и получает взамен прасад (благодать, чистоту, покой). Вы же видели, в конце пудж подносят много цветов в ладонях (пушпанджали) и заканчивают обычно шанти-стотрами, потому что когда вы все «отдали», вы успокоились, вы пусты. Когда вы пусты, вы воспринимаете суть, пустота – это состояние ученика, того, кто открыт к принятию, потому у натхов Горакшанатха зовут «авадху» (ученик). Он подобен ребенку, его сознание «цветет», он открыт, он полон жизни, но он и умер для нее.