Адеш!
Гуруджи Матсьендранатх, расскажите пожалуйста об особенностях основных линий передачи в традиции Шри Видья.
Существует 12 основных направлений Шривидьи, которые берут начало от разных Гуру, Риши и непосредственно от самих Божеств, таких как Ману, Чандра, Кубера, Лопамудра, Манматха, Агастья, Нандиша, Сурья, Вишну, Сканда, Шива и Дурваса. Также к Шривидье относится Даттатрея, Парашурама, Дакшинамурти и др. Кроме того, считается, что знание Шривидьи вышло из тантрических «амнай», которые соответствуют разным тантрическим Богиням, соотносимым с частями Шриянтры.
Считается, что каждый из этих Гуру основал собственную школу относительно почитания и значения Шри-чакры. Однако только два направления наиболее распространены: линия, начатая полубогом Манматхой (также называемым Камараджа, отсюда и название школы, «Камараджа-видья», «мадхумати-мата» или «кади-мата») и продолженная мудрецом Агастьей; и другая линия, основанная женой Агастьи, Лопамудрой (названная «хади-мата»).
Из этих двух сампрадай, «кади-мата» (называемая так, потому что пятнадцатибуквенная мантра начинается с 'ka') не только более ранняя, но и более важная, чем «хади-мата» (называемая так, потому что мантра начинается с 'hа'). Среди учителей этой школы описаны Парама-Шива, Дурваса, Хаягрива и Агастья. А среди письменных источников этой школы - Вамакешвара-Тантра, Тантра-раджа-тантра, Йогини-хридая, Трипурарнава, Парананда-Тантра, сваччханда-тантра, Лалита-тришати, Трипура-рахасья и Шакти-самгама-тантра. Вамакешвара-тантра не сохранилась полностью, но осталась ее важная часть, Нитьешодашикарнава, к которой написал комментарии известный популяризатор Шрикулы - Бхаскарарая.
Существует мнение, что первая группа (вагбхава-кута) букв в мантре (ka e I la hrIM) – «кади-видья», поскольку она начинается с "ka", вторая группа (кама-раджа-кута) – «хади-видья» (ha sa ka ha la hrIM), и третья группа (шакти-кута) – «сади-видья» (sa ka la hrIM).
Среди этих трех школ, пять сандхья посвящены различным божествам. В «Кади-направлении» (также называемом Кали-крама), Камакала-кали почитается утром, Бхуванешвари - днем, Чамунда - вечером, Самая-кубджика - ночью и Кади-панчадаши - в полночь. В линии «Хади» (также называемой Сундари-крама) божества, которым поклоняются в вышеупомянутые пять промежутков времени, соответственно: Адья-кали, Тара, Чиннамаста, Багала и Хади-панчадаши. Это почитание не рекомендуется для домохозяинов. В линии «Сади» (также называемой Тара-карма), божества, которым поклоняются, следующие: Дакшинакали, Тара, Бала, Джняна Сарасвати, и Садипанчадаши. «Кади-школа», как говорят, является саттвической, «Хади-школа» - раджасической и «Сади-школа» - тамасической.
Есть три главных метода в почитании Шри-чакры: (1) Хаягрива-сампрадая, где поклонение проводится согласно «дакшиначаре», используется Лалита-сахасранаму, Лалита-тришати и предложение кумкума; (2) Ананда-бхайрава-сампрадая, где поклонение проводится согласно «вамачаре»; и (3) Дакшинамурти-сампрадая, где поклонение проводится согласно «самаячаре». Кто-то считает, что третий метод более совершенный. Здесь раскрытие (сришти-крама) проходит через девять чакр, от центральной точки до внешнего квадрата; сохранение (стхити-крама) простирается от внешнего квадрата до восьмилепесткового лотоса, от центральной точки до четырнадцатиугольной фигуры; и растворение (самхара-крама) - от внешнего квадрата до центральной точки.
"Раскрытие" используется для утреннего поклонения, "сохранение" для дневного и "растворение" для поклонения в течение ночи. В дополнение к 9 чакрам, поклонение здесь проводится трем концентрическим кругам (три-вритта), между внешним квадратом и шестнадцатилепестковым лотосом. Эти детали присутствуют в конструкции Шри-чакры, принятые Ананда-бхайрава-сампрадаей, но поклонение ей не проводится. И в конструкции, принятой Хаягрива-сампрадаей, в целом, отсутствуют эти детали.
Существует условное деление Шривидьи на Шрикулу и Самая: в Куле используется ритуал 5М, Богиня почитается с призыванием ее в тело женщины-садхики, которая служит мистическим партнером для садхаки. В Самае, как правило, такого не встретишь, там все, скорее, рассматривается как внутренний йогический процесс. Однако такое деление Шривидьи, восходящее к двум Гуру, Бхаскарарае (Шрикула) и Лакшмидхаре (Самая), кажется раздельным только на уровне научных книг и условных обозначений традиций. Учитывая, что сам каулический ритуал делается втайне от не-дикшит, то такого рода ритуалы могут также тайно совершать и самаины. Кроме того, учитывая, что каула-садхана не ограничена только ритуалами, она внешне может выглядеть как самаинская, и даже как отсутствие какой-либо практики, можно прийти к выводу, что для продвинутого садхаки, находящегося в дивья-бхаве, такие деления условны. Однако изучение различий в Шриянтре, методах поклонения, связанные с Кулой и Самаей, для начинающих практикующих могут быть полезны.
А вообще, если писать о различиях всех Шривидья-сампрадай, то это может получиться громадный талмуд, слишком много там различий и непростых тонкостей.