Шри Натха джи Гуруджи ко Адеш!
Меня интересует Лалита хридая стотра. Напишите несколько слов о чем там речь. Если Матанги -это сердце Лалиты, а Варахи ее правая рука, то левая рука Шошика? Если Матанги и Шошика разные аспекты Шакти, то в чем основная разница.
Но только в двух словах, потому что у меня много и других дел. В стотре прославляется Богиня Трипурамба, вечно пребывающая в сердце. Прославляется Богиня - как Шабда (Брахман), как Курукулла, как единство Лакшми и Нараяны, Богиня, пребывающая внутри биджи aIM, в форме света. Там перечисляются разные аспекты Богини и соответствующие им биджи, некоторые в традиционном ключе с добавлением гласных. Прославляются аспекты Богини в соответствии с 12 и 16 калА, также Богиня как духовная сила Гуру, движущаяся в обители Гуру. Как Девять форм Шакти, а также как Богиня Мать в форме восьми магических совершенств, восемь Бхайрав, шесть частей (анг) Богини (ее Деват) и т.д. Это все понятно. Но там, однако, есть интересный момент, который стоит перевести. Вы точно заметили, упоминается и Шошика, в соответствии с Багаламукхи, вот это действительно интересная часть:
«Богиня Багала (Багаламукхи), обладающая тремя аспектами: Шошани, Шошакарини, Шошанешвари, дарующая наслаждение и освобождение, вечная Мать мироздания». /23/
Шошика и Матанги, насколько мне известно, - это одно Божество, в нынешней Шривидье Шошика мало популярна, может быть, раньше она и была вполне самостоятельным Божеством, а сейчас если кем-то и рассматривается, то, скорее, как аспект Матанги, фактически ей тождественный. Они обе могут отождествляться с левой рукой Трипурасундари, скорее, с левым путем (вама-марга) в целом. Практики вамачарской пуджи обычно проводятся левой рукой в ритуалах. Вама-ритуалы помогают быстро реализовывать мантра-сиддхи, конечно, при правильном их выполнении. Под Шошикой можно также понимать иссушение грехов, (поедание их) огнем сознания в ритуалах 5 М, где элементы символизируют собой грехи, асуров, невежество и т.п., которые поедает огонь сознания. При поглощении он становится еще сильнее. Этот путь, безусловно, эффективный, но он двоякий, как говорит мой Гуруджи: «Если ты пьешь вино - это великолепно, но не тогда, когда вино пьет тебя». Я бы это сравнил с путем, когда клин клином вышибают, например, у человека есть склонность к простуде, он не укутывается в телогрейку, а выходит на мороз и обливается холодной водой. В результате, в теле пробуждается тепло и усиливается иммунитет. Вся вамачара построена на такого рода подходе, некоторые Учителя порой, не относясь формально к вамачаре, ставят учеников в экстремальные условия, так что ученик не понимает никакой логики в том, что делает его Гуру, и эмпирический ум, замолкая, спонтанно раскрывает более высокие способности сознания ученика. С другой стороны, вамачарские практики, будучи «понятыми», ставшие «нормальными», со временем даже выполняемые адептами технически идеально, по сути, могут скатиться на уровень пашуитский, или еще ниже (что часто и происходит). Это сразу бывает заметно. Я помню, меня однажды приглашали такого рода люди на «вамачарский» ритуал, без крайних его форм, но технически он был вамачарским, так вот, от тех, кто его выполнял, никакой энергии почти не шло, просто заучена техника, самостоятельно составленная по текстам (и как выяснилось уже потом, она не была получена ни от какого Гуру). Так что тема еще та.
Я читала о 9 формах Балы. Что это за формы?
Это аспекты Трипурасундрари, каждый из которых управляет одной из девяти аваран (покрытий) или чакр Шриянтры. У каждой Богини есть своя основная мантра и своя свита из йогинь, соответствующих каждой чакре Шриянтры.
Вот Девять форм:
1) Трипура-чакрешвари (Богиня трех обителей). Ее мантра: aṁ oṁ sauḥ
Она соответствует Трайлокьямохана-чакре (чакра, очаровывающая три мира).
2) Трипуреши-чакрешвари (владычица трех обителей). Ее мантра: aīṁ klīṁ sauḥ
Она соответствует Сарвашапарипурака-чакре (чакра исполнения всех желаний).
3) Трипурасундари-чакрешвари (Прекрасная в трех мирах). Ее мантра: hrīṁ klīṁ sauḥ
Она соответствует Сарвасамкшобхана-чакре (чакра, приводящая все в волнение).
4) Трипуравасини-чакрешвари (Проживающая в трех мирах). Ее мантра: haiṁ hklīṁ hsauḥ
Она соответствует Сарвасаубхагьядаяка-чакре (дарующая все блага).
5) Трипура Шри-чакрешвари (Обилие в трех мира). Ее мантра: hsaiṁ hskalīṁ hssauḥ
Она соответствует Сарвартхасадхака-чакре (чакра, исполняющая все цели).
6) Трипурамалини-чакрешвари. Ее матра: hrīṁ klīṁ bleṁ
Она соответствует Сарваракшакара-чакре (чакра, дарующая всезащищенность).
7) Трипурасиддха-чакрешвари (Совершенство трех миров). Ее мантра: hrīṁ śrīṁ sauḥ
Она соответствует Сарварогахара-чакре (устраняющая все болезни чакра).
8) Трипурамба-чакрешвари (Мать трех миров). Ее мантра: hsraiṁ haskalarīṁ hasauḥ
Она соответствует Сарвасиддхипрада-чакре (чакра, дарующая все совершенства).
9) Махатрипурасундари-чакрешвари (Величайшая красота трех миров)
Ее мантра: ka e ī la hrīṁ ha sa ka ha la hrīṁ sa ka la hrīṁ śrīṁ
Она соответствует Сарванандамайя-чакре (всеблаженная чакра).
Существуют также соответствия каждой Богини с Девятью чакрами в тонком теле человека, если их отождествлять со Шриянтрой в целом. В некоторых школах Шривидьи также каждую из перечисленных мантр передают как дикшу, так чтобы ученик смог начитать нужное количество раз каждую из мантр, проходя всю Шриянтру от периферии к центру. К каждой мантре и аспекту передается своя специальная ньяса, т.е. каждая аварана Шриянты может почитаться во всем теле, и аспекты в виде йогинь тоже, в виде отдельной садханы. Как это делается, Гуру подробно рассказывает ученикам при передаче дикши.
8 форм Шодаши. Я читала о Лагху Шодаши и Нирвана Шодаши.
А в каких источниках, если не секрет?
По поводу ИССКОН :я никогда не слышала, чтобы там говорили о поклонении Нитьянандой прабху Шри Видье.
А они вообще много чего не говорят. Помню, как-то раз взял их песенник, там смысл был примерно такой: Чайтанья и другие прославленные в вайшнавских Тантрах и т.п. Я говорю их санньясину: "Тут же прямым текстом про тантру говорится. В БХГ говорится так много про йогу, почему же тантра и йога опускается Бхактиведанта Свами Прабхупадой?" Он ответил: «Нет, нет, вы контекст неверно поняли (так многие обычно на контексты ссылаются), тантра не имеет к нам никакого отношения, и йога тоже, это все имперсоналисты-мистики. Патанджали оказался у них почему-то основателем хатха-йоги, Шива - полубогом и т.д., и т.п. Но как бы там ни было, я сам был вайшнавом (со второй, брахманской дикшей), все равно они достойны респекта. Я там встречал много уникальных людей. Тантра и адекватная йога, с моей точки зрения, лучше, но с оговоркой, что им учат адекватные Гуру. А если сравнивать с самопалом, которым в СНГ занимались многие, сначала предлагая Шиваизм (чтобы привлечь необычностью) как альтернативу кришнаитам, а потом, когда он всем покажется не интересен, придумали культ Кали, без соответствующих посвящений, куда можно новых людей привлечь на новой модной волне, потом Кашмирский Шиваизм (без традиции) и т.д. Без обучения у адекватных Гуру (не просто со ссылкой на их имена, а именно обучение) все эти интересности, даже будучи поданными подначитавшимися людьми, приносят больше вреда, чем пользы. В таком случае даже упрощенный кришнаизм куда адекватней и чище влияет на людей. По крайней мере, у них это не совсем попытка «отыметь» ищущих на антураже «эксклюзивности», хоть какая-то вера да есть. В этом плане кришнаизм почище намного. Но если есть возможность найти хороших Гуру в настоящих тантрических, шайва-шактийских, йогических линиях, или других вайшнавских, с полноценным обучением в этих традициях, то это замечательно.
Тогда все чистые преданные ринулись поклоняться Шри янтре.
Первое мое знакомство с Исскон было примерно лет 20 назад, тогда все было очень просто, о Шриянтре точно никто ничего не говорил. Далее был «переключ» на другое, а где-то в конце 90-х - начале 2000 я начал опять с ними общаться. Но почему-то не встретил много людей, рубящих в теме, даже посещая и находясь подолгу в Индии, иногда заезжая к вайшнавам в Матхуру, мне не встречались люди, с кем можно было бы нормально поговорить на темы, помимо классического иссконства. Более того, думаю, и Шриянтре поклоняться все стали не так давно, если кто-то и поклонялся раньше, то это считанные единицы. Была волна увлечения Кашмирским Шиваизмом, она и сейчас не прошла, а когда все узнали, что КШ найти как полноценную парампрарическую традицию сложно, и что многое из того, что было в КШ, осталось в Шактизме, все ринулись в Шривидью. Может, я, конечно, что-то упустил в вайшнавской жизни, но у меня такое впечатление пока что сложилось. Массовый интерес к Шривидье появился где-то примерно в 2008 и длится по настоящее время. Вообще, если говорить прямо, то Шривидья ныне, наверное, самый крупный культ из Шактийских. Полагаю, как минимум знакомство с ним не помешает никому, в нем очень много важного содержится.
Последние 10 лет появилось очень много информации об Индуизме, поэтому многие преданные ИССКОН ведут двойной образ жизни:
тусуются в центрах исконовских, а сами втихоря лазят по тантрикам в Индии и тантру практикуют. Матаджи поклоняются Катьяяни тайком во Вриндаване, чтобы выйти замуж и желательно за американского преданного.
У них интерес ко многому был давно, просто последние лет 5 много информации появилось в открытом доступе, появилась инфа по культу натхов, по крайней мере, по тому, что мы открыли, любой может получить хотя бы общие представления, Вирашиваизм, Шривидья, Каливидья (культы Дурги) и др. С тантриками в Индии только одна проблема, что их много, и среди множества мало таких, у которых можно было бы учиться многому. При этом из всех, кто могут многому научить, за обучение белого человека далеко не каждый серьезно возьмется. Впрочем, даже этническая принадлежность не проблема - то, что дает настоящие сиддхи, всегда будет в полном виде передаваться весьма небольшому количеству людей. Тут и человеческие факторы важны, отсутствие конфликта интересов и очень-очень много всего другого. С другой стороны, много ли большинству людей на самом деле надо? Как вы рассказали - почтить Катьяяни и получить нужного принца.
А вообще, ситуация в Исскон напомнила мне то, как раньше, в советские времена, мужики собирались пить водку, а домашним говорили: "Я пошел в библиотеку". Т.е. официально это называлось "ходить в библиотеку". Но к числу таких не принадлежал.