Не дожидаясь гурубхаев, отвечу.
1) Каковы методологические варианты практики дэват в Шри Видье?
Методология Деват строится по такому принципу: если ученик готов – исходят от качества, а если не очень – то от количества. Шривидья – это большая система, но вся она по сути сводится к поклонению одному главному Божеству – Лалите Трипурасундари. Она имеет свои аспекты, и там, где аспекты, – там появляется «количество». Аспекты связаны с возрастом Лалиты, старший возраст – это Кали, средний – Трипурасундари и юный – Бала. В наиболее ускоренном режиме передача Шривидьи заключается в следующей последовательности:
1) Мантра Балы: aīṁ klīṁ sauḥ
2) Мантра Панчадаши: ka e ī la hrīṁ ha sa ka ha la hrīṁ sa ka la hrīṁ
3) Мантра Шодаши: ka e ī la hrīṁ ha sa ka ha la hrīṁ sa ka la hrīṁ śrīṁ
Шодаши характерна тем, что в ней ко второй мантре панчадаши добавляется биджа śrīṁ, которая символизирует состояние Атмана (Турья), и с этого момента можно углубленно практиковать самые разные мантры, коих в Шривидье очень и очень много. Первая мантра – это потенциал второй, а третья – это завершение второй и раскрытие возможностей многообразия всех остальных мантр и их Деват.
В этих трех мантрах находится вся Шриянтра и ее Деваты. Но есть и другие пути: если человек менее подготовлен, ему дается мантра Ганапати, потом Шивы и затем только те шактийские, о которых я написал выше. Если уровень чистоты ученика еще ниже, тогда ступенчатостей еще больше: сначала дается Ганеша-мантра, потом Шива, потом передается мантра Балы, поочередно передаются мантры Деват каждой из девяти чакр Шриянтры, далее панчадаши (пятнадцатислоговая) и только потом шодаши (на шестнадцать слогов). И после этого претендентов учат Шривидье очень разносторонне. Это то, как мне объяснял мой Гуру в Каула Шривидье, как он учит ей и как рекомендовал поступать мне, что я, собственно, и делаю.
2) Насколько я понял, основной подход, - это последовательная практика 5 (?) дэват, а остальные дэваты мандалы рассматриваются, как аспекты энергий основных дэватов?
Я бы сказал так: или одной только Трипурасундари, или ее и Шивы, другой вариант: она - Шива и Ганапати. Можно расширять до пяти и больше. Это зависит от конкретных Гуру и учеников. Признаюсь, я с некоторых пор имен всех своих Гуру в области тантры (натхизма, впрочем, тоже) не освещаю, думаю, вам, Сурадж, и некоторым другим ученикам понятно, почему. Мы эту тему обсуждали. Просто чтобы знание не получали закоренелые чернушники, эгоисты и т.п., им даются более простые практики, шанс им почиститься и доказать, что готовы к большему.
3) Что такое методология практик дэват согласно амнаям? Что-то вроде прохождения через одну амнаю от переферии к центру или же это значит практика главного дэвата каждой из амнай в определённой последовательности?
Это, пожалуй, самая непростая тема. В Шривидье амнаи связаны с ликами Шивы и аспектами Лалиты, с самой Шриянтрой, так как она состоит из девяти чакр. В Шривидье девять чакр делятся по три, таким образом получается три амнаи, начиная с пурва, дакшина и заканчивая пашчима (она – центральные три чакры Шриянтры), северная амная охватывает все три одновременно. Есть еще пятая и шестая, она – квинтэссенция остальных. В каждой из амнай есть свое главенствующее Божество, и, конечно, из него исходят его аспекты. Однако, амнаи – вещь очень и очень непростая, каждой амнае принадлежат свои биджи, и если их приставлять к «контенту амнай» (т.е. мантрам определенных Деват), то мантра и Девата могут менять амнаю. Так, например, Багаламукхи-мантра классически может быть с биджей hrIM, может – с hlIM, но может и c hR^IМ; соответственно, она может быть в южной, северной и в верхней амнаях. Потому Багаламукхи может нейтрализовать врагов, давать знания, а может и к мокше вести, в урдхва или ануттарамнае (шестой). И такое может быть применимо в отношении многих мантр и Деват, которые есть в Шривидье. Это в Шривидье и вообще в тантризме считается высшим пилотажем. Есть также связи амнай с разными формами дхармы, куда входит вайшнава, шайва, шакта и даже баудха (буддизм) и др. дхармы.