Ша, уже никто ничего про Кубжику не спрашивает!
Спрашивают или те, кто санскрит выучили и в оригинале смотрели тексты (их содержание), или те, кто серьезно интересуются тантрическими темами, среди этой категории есть очень разные люди.
Кубджика как система сформировалась одновременно с Кашмирским Шиваизмом, на обоих повлияла Кали-крама, потом эта традиция мигрировала в Непал и там прижилась сначала среди народностей личчхави, а дальше в неварских династиях Малла. В Индии она начала потихоньку угасать, но оставила сильный след во всех главных шактийских культах в Бенгальском Шактизме и Шривидье.
Сейчас в Непале только среди неварского общества передают дикшу в упасану Кубджики, представителям других семейных кланов могут передавать только лишь неварские брахманы Раджопадхьяя, а представителям своего клана могут кшатрии или астрологи джоши (джьотиши). Правда, сейчас не все Раджопадхьяя акцентируются конкретно на Кубджике, просто ее преимущество (по их словам) в том, что пашчимамная может проникать во все остальные и использовать арсенал любой тантрической системы. Я сам поначалу думал, что, может, традиция не сохранилась и ученые там сказок навыдумывали, пока сам не увидел неварские "паддхати" и ритуалы, – все есть, еще как есть. Что касается Шривидьи у неварцев, она в их системе находится в верхней "амнае", и в Кубджике ее можно (даже нет, нужно) практиковать, поэтому у меня лично все очень хорошо состыковалось. В индийской же Шривидье Кубджика там, где и должна быть, в первую очередь она есть в западной амнае, но ее почитают и во всех дакшиначарских (частично вама) Кумари-пуджах. Разные проявления Кубджики, такие как Самая Кубджика, Мокша Кубджика, Гухья Кубджика, Агхора Кубджика, Карма Кубджика, Ваджра Кубджика, Нирванавидья Кубджика, Сиддха Кубджика, Наика Кубджика и др., могут быть связаны и с другими амнаями Шривидьи или встречаться в Бенгальской Кали-куле.
Что касается натхов, у них аналог Кубджики (хотя и называется по-другому) – это Богиня Хингаладжа Мата, или Йогамайя Бала, ее также натхи почитают на западной стороне. Ей поклоняются после получения упадеши-дикши. Но, правда, ритуал по-своему необычный, и, насколько я знаю, натхи аккуратны даже с теми, кого они посвятили в такие дикши, они какие-то части ритуала умышленно не показывают и скрывают тщательнейшим образом, все шифруя в символику внутри по сути дакшиначарской кармаканды, а когда "лишних людей" нет, для утвердившихся в чистоте есть дополнительные детали в ритуале. В принципе, и натховский культ "открыт" весьма номинально. Просто к неварцам вообще на ритуал попасть почти нереально. А к натхам или на шривидьевский – хоть как-то, но можно. Но это все понятно почему.