Условно многие тантрические Гуру, конечно, разделяют Кали-кулу (пантеон Божеств, связанных с Кали) и Шрикулу (пантеон Божеств, связанных с Лалитой). В каждой из такой кулы также есть и свои списки сиддхов, которых они почитают, например, в самом начале в янтра-пудже, помимо Гуру, который передал тебе дикшу, Гуру твоего Гуру и т.д. Казалось бы, эти кланы поделены, да не все так просто.
Вы знаете, Лалита - богиня света, с ее кулой соотнесены определенные Махавидьи, из всех десяти. Например, Багамукхи - это Богиня Дакшинамнаи в Шривидье, и в своей четырехрукой форме она превращается в Лалиту, когда вы почитаете Багаламукхи в верхней амнае. Верхняя амная в большей степени в основном и связана со Шривидьей, поэтому она собой охватывает все амнаи. Через Шривидью вы можете почитать и Кали, она в Уттарамнае в Шривидье. Так, Багаламукхи, согласно некоторым Тантрам, может быть не только Лалита, но и Кали тоже. Согласно "Санкхьяяна-тантре" разные стороны Багаламукхи - это Лалита и Кали, через Багаламукхи вы можете почитать обеих (конечно, если знаете как, это еще надо уметь). Багаламукхи называют Питаварна Кали (पीतवर्ण काली - Кали желтого цвета). Точно так же считается, что Матанги принадлежит к Шри-куле, но она же может быть и Шьямалаварна Кали (श्यामलवर्ण काली - Кали темно-голубого цвета). Лакшми, например, тоже определенно относится к Шрикуле, Хемаварна Кали (हेमवर्ण काली - Кали золотого цвета), или Бхуванешвари, тоже из Шрикулы, но она же может быть и как Удьятсурьяварна Кали (उद्यत्सूर्यवर्ण काली - Кали цвета восходящего солнца). То же самое и с Трипура Бхайрави, или Трипурасундари, они обе Рактаварна Кали (रक्त वर्ण काली - Кали красного цвета) и т.д. Ко всему прочему, все десять Махавидий связаны с той или иной чакрой Шриянтры, там есть и десятая чакра, которую почитают упасаки Шодаши или Махашодаши, так что всего десять. Так, например, с девятой авараной (сарвананда-майя-чакра) связана Кали, с восьмой - Чхиннамаста, Тара - с трайлокьямоханой и т.д. Т.е. Шривидья содержит всех Махавидий, просто сначала вы почитаете в Шривидье Балу, Панчадаши и Шодаши с Махашодаши, а потом все больше и больше переходите к Кали. Или, если вы идете через Кали, то сначала Дакшинакали и заканчиваете Гухья Кали и Камакалой, а последняя имеет глубокую связь с Трипура Сундари. Обычно в соответствии со способностями ученика Гуру управляет процессом его перехода из одной кулы в другую, у кого-то это происходит быстро, иногда мгновенно, а у кого-то долго или никогда. Это примерно, как если бы ты учил новый для тебя язык, многое в мозгах может не укладываться, когда, например, ты мышление русское переносишь на английский или хинди. В русском нет артиклей, потому часто мы их и в английском забываем автоматически. Мы часто говорим "энергетическое тело", "астральное тело", "тонкое тело" и т.п., однако мало до кого доходит, что это тело и есть наши мысли, привычки, шаблоны, какие они - такая и энергия.
Я не могу принять сразу, или через какое-то время, или вообще никогда какие-либо другие идеи – звучит невинно, но это может ударять по энергии. Т.е. у меня "убеждения" (определенные куски энергии), что добро - это свет, а тьма - это зло, я попадаю с этими фиксированными энергиями туда, где они совсем другие, и по мне это начинает "бить". Ты попал в среду, где люди "свет" воспринимают как тварный мир, мирскую жизнь, "свить гнездо и отложить яйца", где светло, тепло, а "темные" - это воспринимают как "розовые сопли". Они не верят ни в какие "любофь и добро", видят это как мирскую дурь. И вот встречается тот, у кого в мозгах "любофь и свить гнездо", и тот, у кого темный покой и холодный рассудок, они не могут ужиться, идут напряги и терки, что ударяет по психофизике обоих, оба начинают болеть, и у них все в социуме сыпется, так как возникает жесткий диссонанс. Что надо, чтобы этого не было? А надо, что для большинства самое тяжелое, как бы это ни казалось неправдоподобно, поменять мировоззрение, мировосприятие, убрать фиксированные шаблоны. Потому хороший тантрик - это тот, кто это делает, и для него нет разницы, Кали это или Лалита, он пользуется всем арсеналом тантры. Точно такими же были когда-то и те, кого потом записали исключительно в буддисты, многие из них не были буддистами - это были свободные йогины, над институциональностью. Их интересовала эффективность, а не то, к какой ты, типа, сампрадае принадлежишь. Если ты себя фиксируешь на "форме сампрадаи", да вообще какой бы то ни было, этот мир тебя постоянно будет жестоко бить. Может и не бить, на самом деле, если бъет - это может быть даже и очень хорошо, и чем больше - тем меньше ты Богу безразличен. Я думаю, что самое большое проклятье для человека - это превратить свое сознание в болото. Но вы верно заметили, сейчас Кали-юга, все то, что из болота вытаскивает тебя, воспринимают как плохое, а то что засасывает, затягивает - то воспринимают как "доброе, милое и светлое" (для нормального садхака - это невежество). Так и насчет божеств, например, в упомянутом буддизме некоторые Сиддхи посвящали демониц и те превращались в Йогинь и Богинь. Но только это не только там, кто есть кто - это только вопрос устоев сампрадаи, я думаю, что именно среда свободных йогинов и тантриков и породила Богинь, к которым в целом в Индии неоднозначное отношение. Да можно найти массу примеров, допустим, Сумукхи Матанги, Су-мукхи ("мукха" - рот, "су" - совершенный(-ое), указывает на "совершенную способность речи" (реализованные мантры). В мантре, помимо того что она называется Чандалини (женщина из низшей касты чандал), она еще и Махапишачини. И такого вы найдете в тантре много, в том плане, что Богиня не только помогает "трансформировать" грязную энергию чандал, но она еще и выше просто пишач, она - Махапишачини. Т.е. если у моей школы есть враги, то с кем, например, я должен быть более жесток, с врагами? Нет. С моими учениками если я буду более суров, чем с врагами, то они будут сильнее врагов и враги ничего не смогут сделать. Но если будут слабыми твои близкие, потому что ты их "любишь", "жалеешь", то что с ними будет, когда придут те, кто не будет жалеть ни их, ни тебя? Только Махапишачини знает, как правильно поступать с пишачами. Надеюсь, я донес вам мысль.